Олег Кононов: «Молодым нужна игровая практика»
Главный тренер «Спартака» Олег Кононов рассказал о целях и задачах на третий сбор, который стартовал накануне в турецком Белеке.
— В чем отличия этого сбора от двух предыдущих? — первый вопрос Кононову.
— Он направлен на более интенсивную работу в малых группах. Запланировано больше индивидуальных тактических заданий. Активнее отрабатываем командные взаимодействия и построения при атаке и при отборе мяча. А еще намерены уделить большое внимание работе над всеми видами стандартных положений. Плюс наши тренеры по физподготовке блоками дают взрывную, силовую, скоростную работу.
Что касается контрольных матчей, то планируем давать играть ребятам больше. Не по 45 минут, а по 60. Кто-то сыграет все 90. В Катаре, напомню, полный матч проводили только центральные защитники.
— Изначально планировалось провести три товарищеских встречи, но в последний момент добавилась еще одна: 6 февраля «Спартак» сыграет с «Актобе» из Казахстана. Для чего вам этот дополнительный спарринг?
— Дело в том, что у нас есть большая группа молодых игроков. И мне важно посмотреть, как эти ребята закрепили тот материал, над которым мы работали два сбора. Для этого нужно дать им больше игрового времени, чем они получали в Дубае и Катаре. Кроме того, в Турцию с нами прилетели еще два молодых игрока — Полубояринов и Прошляков. Им тоже нужно дать возможность проявить себя.
— Кстати, почему вы решили привлечь на сбор именно их?
— Наблюдал за ними еще осенью. А вообще хочу посмотреть до лета всех, кто играет в дубле и во второй команде. Кто-то уже сейчас на сборе с нами, кого-то буду приглашать на тренировки по ходу сезона. Разумеется, из тех, кто действительно растет в своем развитии.
Так что молодые игроки должны знать: мы за ними следим и желаем, чтобы они развивались. Дорога в первую команду открыта. Пожалуйста, проявляйте себя!
— В свое время Микаэль Лаудруп стремился подготовить всех без исключения игроков на одинаковом функциональном уровне и до последнего дня сборов тасовал состав. Вам такая логика понятна — или предпочитаете наиграть стартовый состав?
— Действительно, нужно отличать основной состав, в который входит до 25 футболистов, и стартовый, состоящий максимум из 17–18 игроков: именно последние будут выходить в большинстве матчей второй части сезона. Время сейчас очень ценно, и нам нужно наигрывать «старт».
— С учетом турнирной ситуации очевидно, что подавляющее большинство стартового состава составят опытные игроки. Как тогда быть с молодыми ребятами? Ведь им тоже нужна практика.
— До 6 февраля они будут тренироваться с нами, примут участие в двух контрольных встречах. А затем, чтобы не лишаться столь необходимой практики, отправятся на Кипр, чтобы помочь «Спартаку-2» в стартующем 8 февраля Кубке ФНЛ. Если есть такая возможность, нужно ей пользоваться.
— Кто-то из молодых останется в первой команде?
— Планирую оставить Игнатова, Мелкадзе и, возможно, одного-двух игроков защитной и центральной линии. У остальных ребят здесь не будет должной практики, а на Кипре они это драгоценное игровое время получат.
— А что будет после последнего сбора?
— Мы продолжим работать вместе. Конечно, при условии, что ребята будут прогрессировать. Хочу подчеркнуть: все, кто трудится сейчас с нами, — игроки основного состава, я на них рассчитываю. Но теперь, повторяю, на первый план выходят решающие стадии чемпионата и Кубка, которые диктуют свои условия.
— Многие обратили внимание, что на турнире в Катаре вы несколько перестроили схему. Это было сделано намеренно — или причиной стало отсутствие то Зе Луиша, то Луиса Адриано, без которых играть по схеме 4-4-2 не представлялось возможным?
— 4-4-2 — не догма. Можно играть по схеме 4-2-3-1, но десятый номер все равно исполняет в большей степени роль нападающего, просто с определенными заданиями в зависимости от его индивидуальных качеств. Мы пробовали на этой позиции Мелкадзе, а он по сути своей нападающий. Ханни больше полузащитник, но и он в игре был скорее форвардом, часто предлагал себя в центральной зоне атаки. А так, конечно, будь Зе и Адриано полностью здоровы, мы бы увидели их на поле вместе.
— Насколько вы ощущаете прогресс в игровом плане по сравнению с тем, что увидели, когда только пришли в команду? Как быстро адаптируются игроки к той футбольной философии, которую вы им стремитесь прививать?
— Вижу по работе на тренировках, слышу в индивидуальных беседах, что ребятам понятны наши требования, что им по силам их выполнять. К тому же они получают от работы удовольствие. А игра в удовольствие и при этом достижение результата — вот наша цель. Контуры той игры, которую мы хотим видеть, на турнире в Катаре были видны, но впереди еще много работы.
— Над чем именно?
— Порой не хватает тонкости в комбинациях и в работе с мячом. Впрочем, техническому совершенству игрока и команды нет предела.
— Практически каждый день, начиная с первого сбора, команда проводит по две тренировки, плюс перед каждым занятием проходит теория. Не опасаетесь, что к возобновлению сезона игроки просто пресытятся футболом?
— Футбол в данном случае профессия. И чем больше игроки практикуются и тренируются, тем лучше у них получается выполнять свою работу. Никакого пресыщения я не боюсь, потому что все понимают: мы сейчас готовимся к официальным матчам, и все главные события впереди. Кроме того, тренировки не всегда будут такими же насыщенными и интенсивными. Процесс видоизменяется. Перед матчами у нас будет по одному занятию.
— Еще недавно многие критиковали «Спартак» за отсутствие целостной игры, а после турнира в Катаре, наоборот, стали отмечать, что красно-белые якобы слишком рано вышли на пик. Разве столь резкие перемены реальны?
— Тоже читал подобные высказывания. Давайте разберемся. Во-первых, большинство игроков проводило в матчах по 45 минут. Во-вторых, мы постоянно меняли сочетания. Уже этих факторов достаточно, чтобы понимать: к сезону мы еще не готовы. Многое из того, что хотим видеть, в матчах не получалось. Другое дело, что по четырем встречам можно сделать определенные выводы о том, какие аспекты игры нужно усиливать.
Контрольные матчи важны не результатами. Победы 3:0, 4:0 — это хорошо, но смысл в том, чтобы подойти к сезону, владея той игрой, которая принесет результат. Именно игра должна заботить нас в первую очередь. Определенные положительные отрезки на турнире были, но целостной картины — не было. И быть не могло! Полноценно выстраивать ее мы начинаем только сейчас. Не хочу говорить слово «уверен», но мне хочется верить, что работа, которую мы сейчас выполняем, пойдет игрокам на пользу. А если станет сильнее каждый, то станет сильнее вся команда.
— Сильно ли повлиял на планирование подготовки неожиданный перенос ответного матча 1/4 финала Кубка России с «Уралом» с 24 февраля на 7 марта?
— Никакой трагедии в этом не вижу. Просто мы планировали провести три сбора, а теперь нужен четвертый. Пришлось корректировать планы. Проведем 4-й сбор здесь же, в Турции.
— На днях был опубликован календарь первых весенних туров Премьер-Лиги. С учетом кубковой встречи график у красно-белых получается довольно рваный: то один матч на неделе, то три. Это, безусловно, добавит вам в марте головной боли.
— Конечно. И это вам скажет любой тренер из любого чемпионата: если календарь рваный, то работать и держать темп очень сложно. Знаю об этом не понаслышке. В такой ситуации чрезвычайно важно, чтобы все отработали этот отрезок на максимуме, с предельной концентрацией: и тренерский штаб, и игроки, и администраторы с врачами — все! Да, будет непросто, но это нормальная жизненная ситуация, из которой нужно выходить с честью.