6 мин.

Азмун – уникальный нападающий для «Зенита». Но мы нашли три проблемы

Схема, лимит – у Семака много работы.

«Зенит» в январе сделал по одной покупке в каждую линию: защитник Ярослав Ракицкий, полузащитник Вильмар Барриос и нападающий Сердар Азмун. Приобретения Ракицкого и Барриоса логичны (хоть колумбиец и не станет прямой заменой Паредесу), а вот трансфер Азмуна вызывает сомнения.

Азмун – элитный нападающий на уровне РПЛ, доказавший это на дистанции. С сезона-2015/16 Сердар постоянно входит в топ-10 по качеству ударов за 90 минут.

Такие цифры Азмун показывал в командах Бердыева, не просто чаще играющих на контратаках, а очень редко наносящих удары. «Ростов» в сезоне-2015/16 (тогда Бердыев взял серебро) наносил 11,3 удара за матч – и это был 10-й результат в лиге. В последние три сезона команды Бердыева не бьют чаще 9,9 раз за матч – в этом году «Рубин» по количеству ударов вообще 15-й (9,6).

Сам Азмун только в этом году стал одним из лидеров РПЛ по числу ударов за 90 минут (3) – сейчас он 5-й среди тех, кто сыграл более 1000 минут. Важно, что иранец наносит удары после совершенно разных типов атак.

Почти половину ударов Азмун нанес после кроссов и подач с угловых – он действительно качественно борется вверху  (7,3 верховых единоборств за 90 минут, 52% успешных), но при навесах и прострелах с игры иранец бьет и правой ногой, играя на опережение (например, в матчах с «Уфой» и «Уралом»).

С отрывом за спины защитником у Азмуна тоже все в порядке.

Еще одно очень важное качество Азмуна – игровой интеллект, позволяющий открываться в правильных зонах. На примере матча с ЦСКА его классно подчеркнул Александр Григорян.

Так Азмун отклеивается от защитников не только в штрафной – он способен получить мяч и между линиями.

Азмун –  уникальный нападающий для «Зенита»: Дзюба, Дриусси и даже Заболотный не могут так же качественно играть и вверху, и на свободном пространстве. Сердар никогда не играл в команде, которая так много владеет мячом (54,2%), но универсальность должна ему помочь быстро приспособиться к такому стилю. 

Тогда что должно смущать?

Во-первых, схема. В сборной Ирана Азмун – единственный нападающий в 4-3-3 (или 4-5-1), но ему намного удобнее играть с кем-то в паре. В «Зените» партнером Азмуна по атаке должен стать Дзюба – тогда Сердар будет чаще отходить в глубину для розыгрыша мяча, а Дриусси окончательно уйдет налево. При таком варианте Семак перейдет на полноценные 4-4-2 – позиция Азмуна точно будет более высокой, чем была у Дриусси и тем более Кузяева с Эрнани, когда они располагались под Дзюбой.

По сути, это единственная расстановка, при которой Дзюба, Азмун и Дриусси будут выходить в старте вместе. 4-4-2 ромб, в которых Дриусси мог бы стать атакующим полузащитником, «Зенит» последний раз использовал еще при Спаллетти.

Без Паредеса 4-4-2 вообще не кажутся подходящей для «Зенита» расстановкой. Практически для всех центральных полузащитников Семака удобнее играть в тройке. Барриос не играл в 4-4-2 в клубах, у него не очень хорошо с пасом – это можно скрыть в 4-3-3 и даже в 4-2-3-1, но в 4-4-2 от него потребуется больше обострения. Маркизио Семак уже пробует ближе к атаке, Эрнани лучшие матчи в Петербурге провел либо под Дзюбой, либо в тройке центральных в 3-5-2, Нобоа после травмы вряд ли сразу потянет такой большой объем. Ерохину при Семаке вообще удобнее на фланге – там он помогает Дзюбе бороться за верховые мячи и классно подключается в штрафную вторым темпом.

Во-вторых, очень стабильно Азмун пока отыграл только сезон-2015/16. После возвращения в «Рубин» летом 2017-го Сердар забил всего 1 гол за полгода, запоров 7 явных голевых моментов. Такие проблемы с реализацией объяснимы (тем более в двух предыдущих сезонах иранец забил больше ожидаемого), гораздо важнее – как Бердыев объяснил проблемы Азмуна: «Он приехал в «Рубин» звездой, после хорошего сезона, ему это все вскружило голову. Он ведь проверил судьбу в «Ростове», где у него было два-три момента, и он забивал, была сумасшедшая реализация».

В декабре Бердыева снова намекнул на не слишком правильное отношение Азмуна к делу: «Азмун не готовился к чемпионату мира, думал, что выйдет и все будет получаться. Я разговаривал с ним, просил главного тренера сборной Ирана Карлуша Кейруша, чтобы он его держал в ежовых рукавицах. Когда увидел Азмуна в матче с Марокко, понял, что он не готов. Сейчас я сказал Сердару, чтобы он не наступил на те же грабли перед Кубком Азии». Видимо, теперь беседы с Бердыевым повлияли на Азмуна: нападающий забил 4 гола и довел Иран до полуфинала.

В-третьих, лимит, но он смущает меньше всего. Проблем не так много, как кажется, потому что у «Зенита» хватает россиян для старта: Лунев, Жирков/Набиуллин, Смольников, Кузяев, Ерохин, Дзюба. С набором формы Маркизио (если это все-таки случится) и выздоровлением Нобоа Семаку придется думать над каждой заменой, но лимитной катастрофы с приходом Азмуна не случилось. Да, на флангах обороны мы теперь вряд ли увидим Ивановича, но на краю серб все равно не смог бы качественно отыграть всю весну.

***

«Зенит» мощно провел январь – теперь на некоторых позициях у Семака очевидный перебор игроков, но фланги обороны (особенно левый) петербуржцы так и не усилили (возможно, пока – покупка Скопинцева все еще возможна).

Теперь Семаку придется вписывать всех новичков в свою систему – кажется, больше всего проблем может быть именно с Азмуном. 

Использованы данные InStat, Opta и Understat. 

Мой телеграм-канал/твиттер

Фото: РИА Новости/Сергей Пивоваров, Анна Фиаловская; fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов