Зе Луиш: «Никогда себя не чувствовал звездой, просто делаю свою работу»
"А я не знал, что ты такой умный!" – скажет после этого интервью глава пресс-службы красно-белых Леонид Трахтенберг, что заставит Зе Луиша громко рассмеяться. Самый мощный форвард "Спартака" производит впечатление сурового и прямолинейного человека. Но гора мышц скрывает горячее сердце и искреннюю страсть.
Задача – стать лучшим бомбардиром
– Что с пальцем? – первый вопрос Зе, который пришел на разговор с перебинтованной рукой.
– Ничего страшного, рабочий момент. Скоро сниму повязку.
– "Спартак" сейчас в полном порядке. Настолько, что некоторые болельщики даже жалеют, что сезон не возобновляется завтра.
– И я чувствую эту силу. Несмотря на то, что еще много над чем работать, мы понимаем, что сейчас двигаемся в правильном направлении.
– Со стороны кажется, что именно вам больше подходит быстрый силовой футбол. Как играется при новой тактике?
– Футболисты адаптируются под разные стили. Нельзя зацикливаться на какой-то одной тактике, ведь у каждого тренера своя философия. Этот стиль мне тоже нравится. Тренер доверяет, я понимаю, что он от меня хочет, так что проблем нет. Новый футбол "Спартака" мне подходит.
– Кто в "Спартаке" главная звезда после ухода Промеса?
– Нет такого. Лично я никогда себя не чувствовал звездой. Просто делаю свою работу. Приятно, что работа дает результаты, ее признают. Но Зе Луиш это не про звездность, а про труд.
– В чем прибавили за эти годы в "Спартаке"?
– Я вырос как игрок и как личность. Научился контролировать свои эмоции. Теперь концентрируюсь только на том, что действительно важно.
– Считается, что Зе Луиш хорош во всем, кроме реализации. И если бы Зе все реализовывал, он бы уже играл в "Реале". Что думаете?
– О, критиковать все любят. Ну, пусть те, кому не нравится моя реализация, выйдут и сделают лучше… На самом деле нормально отношусь к критике. И прекрасно понимаю, над чем надо работать.
– Стать лучшим бомбардиром чемпионата России – хорошая мотивация?
– О да! Это отличная мотивация. И я ставлю перед собой такую задачу – стать лучшим бомбардиром чемпионата. Ведь если ты стал лучшим, значит, уже помог своей команде. Тот случай, когда личная мотивация не мешает командной, а наоборот – помогает.
– На одной из тренировок в Катаре владельцу клуба показывали данные по физической готовности. Как думаете, вашими показателями он был доволен?
– Думаю, да. Я себя чувствую хорошо. За последний год вообще прибавил в физике. Много работал над профилактикой травм, и как мне кажется, сделал шаг вперед в этом отношении. Надеюсь, и тренеру все нравится.
– Что именно изменили для профилактики травм?
– Еще в прошлом году для меня разработали специальные упражнения – выполняю их как по ходу сезона, так и в отпуске. Польза ощутима.
Самая дружная пара форвардов чемпионата
– Вам комфортно в паре с Луизом Адриану?
– До появления Кононова мы с Адриану в паре играли нечасто. Затем в команду пришла другая философия, и мы с Адри стали играть вдвоем. Какое-то время привыкали к этому, но вскоре нашли общий язык, разделили функции, и каждый обрел свое место. Но вообще наш футбол – разный. Надо быть пластичными в этом плане – уметь играть и вдвоем, и порознь. Дублируем ли мы друг друга? Об этом пусть рассуждают журналисты. В чем-то мы, конечно, схожи, но выводы пусть делают специалисты.
– Зе Луиш и Луиз Адриану – самая крутая пара форвардов в России?
– Точно самая дружная. У нас превосходные отношения, и на поле и вне его. Но и в футболе кое-что умеем. Уверен, вдвоем мы сможем создать немало проблем соперникам.
– Не увлекаетесь случайно ММА? С вашей комплекцией – только в путь.
– Я не агрессивен!
– А если молодой въедет на двусторонке, напихаете ему?
– Раньше напихал бы как следует! Был у меня грешок – лишняя агрессия. Но я с этим борюсь. Был намного хуже, чем сейчас.
– Как вам турнир в Катаре?
– Хорошая идея. Понравилось играть с принципиальными соперниками, потому что я вообще люблю соперничество и борьбу. Другое дело, что не всегда на сборах нужны такие дерби. Бывает, что тренеры преследуют на каком-то этапе другие цели. Но в нашем случае все получилось нормально. Мы выполнили все задачи на сбор, плюс выиграли турнир.
Интерес "Галатасарая"
– Прокомментируйте, пожалуйста, информацию об интересе к вам со стороны "Галатасарая".
– Приятно узнать, что тобой интересуются другие клубы. Это значит, что ты не зря ешь свой хлеб, делаешь свою работу правильно, растешь, и этим вызван интерес других клубов. С другой стороны, могу всех заверить, что я – игрок "Спартака" и намерен выполнить свой контракт с клубом от и до. Сейчас я полностью сконцентрирован на работе в "Спартаке", на защите красно-белых цветов. Если в будущем когда-то поступит предложение, которое заинтересует все стороны, и клуб, и меня, тогда сядем, будем разговаривать. Но на данный момент я – игрок "Спартака".
– Какой бы чемпионат вам подошел? АПЛ?
– Нравится чемпионат Англии, никогда не отрицал это. С другой стороны, не ослеплен этой идеей. Делаю свою работу, а время покажет.
– А в детстве о чем мечтали?
– В детстве мечтал о "Бенфике"!
Как ни приеду в сборную – травма
– Что у вас за история со сборной Кабо-Верде? Почему пропускаете матчи?
– Ситуация непростая. Всегда туда ездил, и много раз. Но как ни приеду – травма. Какой-то злой рок. Плюс много других сложностей, о которых не очень хотел бы говорить. Тема для меня болезненная.
– Почему?
– У Кабо-Верде много талантливых футболистов. Несмотря на то, что это маленькая страна, хватает игроков, которые могли бы добиться успеха и порадовать страну. У сборной серьезный потенциал. Но происходит банальная история. Все эти таланты, когда вырастают, не хотят играть за Кабо-Верде. Они получают паспорта европейских стран – Португалии, Швейцарии и так далее. Там комфортнее и статуснее. Там – Европа, а не разъезды по Африке. Там деньги и безопасность семей. Я их понимаю, но это печально. Надеюсь, в один прекрасный день менталитет футболистов изменится.
– Но вы-то не поменяли гражданство.
– Вот именно. Я патриот и горд играть за свою страну. Вот только на родине меня много критикуют, думают, что я игнорирую сборную. Это не так. Я никого не игнорирую и сборную не бросал. Просто так совпадало, что когда меня вызывали в национальную команду, на меня обрушивались травмы. Мне это самому не нравится. А если бы я хотел бросить сборную, то давно принял бы другое гражданство. Но в 16 лет сделал свой выбор – остался в Кабо-Верде. Потому что это моя страна. Надеюсь, рано или поздно ситуация изменится, и молодые футболисты последуют моему примеру.
У нас сильные связи с Бразилией
– Ваша подруга Леся была с вами в Дубае на первом сборе. Это не мешало тренироваться?
– Никак! Пресс-атташе и журналисты больше мешали! (Смеется.)
– Вам в Инстаграме очень добрые комменты пишут.
– А я их не читаю, потому что ничего не понимаю.
– Леся говорит, что вы общаетесь на странной смеси языков. Кто кого больше учит?
– Слушайте, я иногда сам не понимаю, на каком языке говорю. Могу позвонить маме и случайно перейти на русский. А она не понимает: "А, что? Сынок, ты о чем?". Такое вот у нас общение. Кто кого больше учит? Наверное, я ее. Я очень неплохо преподаю английский, ха-ха.
– Возили подругу на Кабо-Верде?
– Конечно. Уже познакомил с мамой. Они с Лесей отлично поладили. У меня мама такой человек, что с ней нельзя не подружиться.
– Самый популярный вопрос – когда свадьба?
– Пусть все идет своим чередом. Такие события не планируют, все должно быть естественно!
– Любимый остров вашей родины?
– Остров Фогу. Мой родной. Переводится – "огненный".
– Три вещи, которые обязательно нужно сделать на Кабо-Верде, когда ты там в первый раз?
-Первое – приехать на Фогу и сфотографироваться на фоне знаменитого вулкана, его высота – 2829 метров!
– Наизусть помните?
– Конечно! Это наш крупнейший вулкан. И можно не просто сфоткаться, но и забраться на вершину. Это очень сложно. Уникальный опыт. Лично я еще не залезал. Это действительно непросто. Все, кто туда добирается, в восторге.
– Второе?
– Второе – посетить остров Сал. Красивейшие пляжи, чистая вода, просто рай. Ощущение, что ты в Европе, но с африканским климатом. И третье – просто насладиться расслабленной атмосферой Кабо-Верде. Увидеть счастье на лицах людей, у которых нет больших денег, но которые умеют радоваться жизни. Это и есть суть Кабо-Верде.
– Острова находятся между Америкой и Африкой. В вас больше бразильского или африканского?
– О, прекрасный вопрос! Я считаю, что у нас очень сильные связи с Бразилией. Многие традиции похожи. Карнавал, еда, образ жизни. И мы сами хотим быть, как бразильцы. В том числе и в футбольном плане! Но нет таких условий, как в Бразилии.
– Три вещи, которые обязательно нужно сделать в Москве? Что посоветуете другу из Кабо-Верде?
– Во-первых, надо приехать зимой, чтобы было реально холодно. Ваши морозы – ваше богатство. Но надо наслаждаться холодом! Быть позитивным. Если жаловаться "ой как холодно", ты просто сдохнешь. Второе – приехать на заснеженную Красную площадь. И третье – просто погулять по улицам в центре без конкретного маршрута.
– Спартаковские болельщики вас называют Бонифацием. Предыдущее прозвище – Матадор. Так кто вы?
– Кто я? Работяга и немного мечтатель. А так принимаю прозвища, которые дают болельщики. Людям со стороны видно то, что ты не видишь сам. Бонифаций так Бонифаций. Мне нравится.
– "Спартак" станет чемпионом?
– "Спартак" это "Спартак". Он всегда должен биться за чемпионство.
– Никак! Пресс-атташе и журналисты больше мешали!
-------------
все что нужно знать о Трахтенберге.