Баллак: «Смена тренера иногда становилась делом рук футболистов»
Изгой из коммунистического государства, олицетворение немецкого футбола и призер чемпионатов мира, революционер в синей футболке, а теперь футболист в возрасте, который просто хочет получать радость и удовольствие от жизни. Накануне матча с бывшей командой Михаэль Баллак по полочкам разложил всю свою карьеру в беседе с журналистом Daily Mail Робом Дрэпером.
Последний раз, когда мы видели Михаэля Баллака, он уходил с поля «Уэмбли», хромая после ужасного подката, в финале кубка Англии в 2010 году против «Портсмута».
Он был среди тех футболистов, которые творили историю в «Челси», выигрывая золотой дубль для команды. Но ему пришлось уйти. Кевин Принс-Боатенг наступил Баллаку на лодыжку, потом еще прошелся по колену, и «благодаря» ганцу Михаэль оказался на газоне «Уэмбли», сжимая от боли траву в своих руках.
Даже в матче, в котором, казалось, что нечестные приемчики заложены в подсознании многих игроков, крик Баллака после того подката стоит особняком. Когда он покидал поле в тот день, немногие могли представить, что он уходит навсегда.
«Мне так и не предоставили шанс официально попрощаться с командой, потому что после той последней игры мы все еще вели переговоры по новому контракту, и я думал, что нам удастся договориться», – с сожалением говорит Баллак.
Но тот день все изменил. Перед тем сражением Баллак был капитаном немецкой сборной с 98 матчами в ее составе за плечами и в ожидании финальной части Чемпионата Мира.
Однако после того финала он пропустит три месяца, из-за которых ему не удалось сыграть на Чемпионате Мира, и узнает, что больше не будет играть за сборную.
Перед тем подкатом он был важной частью полузащиты «Челси». После его любезно сделали гером короткого пресс-релиза посреди лета.
Во вторник, в рамках Лиги Чемпионов его воссоединение с бывшим клубом неизбежно. Сейчас Баллак выступает в леверкузенском «Байере». Клуб, благодаря которому Михаэль получил мировое признание, встретится с «Челси» на «Стэмфорд Бридж».
«В этом нет ничего плохого для меня, потому что я смогу снова и, возможно, в последний раз встретиться с этими болельщиками», – замечает Баллак.
Вернувшись в «Байер», в клуб, где он сделал себе имя, Баллак, наверняка, испытывает довольно странные чувства. Он продолжает ходить в тот же самый ресторан недалеко от футбольного поля, как и во времена, когда он был 22-летним юнцом. Тот же самый владелец ресторана радостно приветствует его и все те же плакаты молодого Баллака украшают стены заведения.
Однако многое изменилось за это время. «Когда я первый раз пришел сюда все что у меня было это мой талант и немного опыта», – рассказывает он.
Теперь же шестиметровый плакат с его изображением украшает стадион его новой команды вместе с плакатами других выдающихся игроков, а он сам стал опытнейшим профессионалом, полузащитником с мировым именем и олицетворением всего немецкого футбола на протяжении десятилетия.
Однако история его ухода из клуба имеет довольно интересную подоплеку. В клубе проводилась политика относительной экономии и, казалось, что Анчелотти, на тот момент тренер «Челси», хотел оставить Баллака в составе.
«Когда я разговаривал с тренером, то чувствовал его желание сохранить меня», – говорит Баллак. «Но вести переговоры по новому контракт так долго ненормально. К компромиссу нужно приходить намного быстрее. Я думаю, что решение принималось не тренером, а клубом».
И, когда в прошлом сезоне Фрэнк Лэмпард получил травму, стало до боли понятно, что «Челси» не хватает игроков с опытом, дабы отстоять звание чемпионов. Настолько очевидным, что с тех пор владелец клуба Роман Абрамович потратил 120 миллионов фунтов на новых игроков.
И вот, что думает Баллак: «У нас в Германии говорят: «Какая разница, что я говорил вчера?». Иногда все идет не так, как ты задумал. Нужно уметь менять свою политику. Они ввели много молодых игроков в состав, чтобы обновить команду. Это можно понять».
Он с невозмутимым спокойствием рассуждает о своем первом переходе. Но тогда он был молодым игроком из старой Восточной Германии, которому пришлось пробивать себе дорогу на западе в, якобы, объединенной стране.
«Я быстро понял, что если ты мягкотелый игрок, то в Бундеслиге тебе делать нечего», – рассказывает Баллак, имея в виду, что приходилось много работать локтями.
Неизвестно с чем были связаны первые трудности – с тем, что он слишком молод, или с тем, что он был изгоем, прибывшем из коммунистического государства. «Возможно, и то и другое сыграло свою роль».
Но, как бы там ни было, он привык к цинизму футбола и смог достичь определенных высот. Например, он до сих пор хорошо отзывается об Анчелотти: «Он всегда справедливо относился ко всем игрокам».
«Он всегда находил способ, как тренировать эту трудную команду, в которой собралось столько личностей, каждый со своим эго. Поверьте, это серьезная проблема для любого тренера. За последние пять лет клуб сменил пять тренеров, и далеко не всегда дело было в тренере. Сама команда была частью проблемы».
Баллак своими словами подтверждает то, что все уже давно подозревают: пытаться управлять некоторыми личностями в «Челси» весьма рискованная работа.
Поговаривают, он сам однажды был вовлечен в «государственный переворот», когда клуб покидал Луис Фелипе Сколари в январе 2009. Но Баллак отрицает роль, которую ему приписывает бразильский специалист.
«В этом нет и доли правды», – говорит он. «Я не знаю с чего он так решил, потому что у меня были с ним нормальные отношения. Я просто предположил, что ему не удалось наладить контакт с некоторыми ребятами, а в этом клубе это жизненно важно. Когда я прибыл в «Челси» то сказал, что топ-игроки не должны ставить себя выше команды, от этого никому не будет пользы. Иногда нужно уметь находиться на втором плане».
С Жозе Моуринью у него были неоднозначные отношения. Как и большинство других игроков, когда Баллак переходил в клуб, он оказался заколдован чарами португальца.
«Переговорив с Моуриньо, я понял, что он умеет оказывать сильное влияние на людей и мне это понравилось. Я ожидал хороших перемен».
Однаок Михаэль также познал и темную сторону Моуриньо, когда он был отправлен на лечение в Германию и пропустил финал кубка Англии-2007.
«Я знал, что он был сильно раздосадован, но, в конце концов, он понял, что я был прав. Это были трудные времена. Я пропустил около семи месяцев, я понимаю, что примерно он думал в тот момент: «Ах, Майкл, ты, должно быть, и не хочешь возвращаться? Обычно восстановление после этой травмы занимает три месяца. Почему же в данном случае все так затянулось?». Я понимал его без слов. Но от этого отношения были натянутыми. Он не говорил этого напрямую, но его мысли легко было почувствовать».
Об Авраме Гранте, преемнике Моуриньо, Баллак отзывается довольно лестно: «Он умный парень. После Жозе всегда трудно продолжать работу. Аврам полностью отличался от Моуриньо как человек, но в футболе он тоже понимает. Однако некоторые игроки уже привыкли к манере игры при Жозе. Многим этот стиль даже нравился: агрессивный и английский».
«При Авраме все было по-другому, но сезон оказался удачным. Нам почти удалось выиграть чемпионат, и мы добрались до финала Лиги Чемпионов. Если бы нам удалось победить, это стало бы самым крупным успехом в истории «Челси». Но после всего этого его уволили. Почему? Я не знаю».
«Он дал игрокам больше свободы. Возможно, они неправильно его поняли и подумали: «Он слабый тренер». Некоторые игроки, вероятно, считали: «Он не настолько силен, как Жозе. Он недостаточно хорош».
«Я же думаю, что у него просто были свои методы. Он дал игрокам не только больше свободы, но и больше возможностей. Я не думаю, что он не подходил «Челси», ничего подобного».
Включая Гуса Хиддинка, за время своего четырехлетнего пребывания в «Челси» Баллак поиграл под руководством пяти тренеров, несмотря на некоторую нестабильность, он все же оценивает этот период, как пик своей карьеры.
Живя в Уимблдоне, он погрузился в английскую культуру. Его дети ходили в англоговорящую школу, а он сам постоянно наслаждался художественными выставками и музеями Лондона.
Он скучает по атмосфере английского футбола и манерам фанатов с Британских островов, как на футбольном поле, так и за его пределами; но вот почему он не скучает, так это отсутствие пунктуальности у англичан. «У нас в Германии если сказали в час, то и придут в час. В Англии же они могут не прийти даже на следующий день. И даже через пару дней они не приходят, а потом говорят, да, да, нам надо много чего еще сделать».
Он был немного озадачен и даже увлечен, говоря о навязчивой английской идее: провалах нашей национальной сборной. С Германией Баллак стал серебряным призером Чемпионата мира 2002, в финале он, правда, не сыграл из-за дисквалификации, также в его копилке серебро Евро-2008 и полуфинал Чемпионата мира 2006.
«В 2002 и 2006 на бумаге мы были ничем не лучше Англии», – говорит он. «Но когда я играл против английских игроков, я видел, даже не знаю, нечто вроде страха».
Возможно проблема в том, что у самих игроков не было 100-процентной уверенности, что команда состоит из действительно качественных футболистов.
«На больших турнирах, проходя дальше по сетке, ты должен расти как личность, открывать в себе новое. Конечно, не стоит становиться самоуверенным, но без капельки такого чувства ничего не получится (говоря эту фразу, он отбрасывает плечи назад и выпячивает грудь)».
«Потому что на каждом следующем этапе ты встречаешь все более классные команды и тебе не остается ничего другого кроме как найти способ доказать им, что ты сильнее – даже если на самом деле это не так. В такие моменты английская сборная и не может показать себя на все 100%. Это можно увидеть, например, когда ты смотришь им в глаза, то они опускают их, а не задирают свою голову. Такие маленькие жесты говорят о многом».
Баллак рассказывает, что победа в Лиге Чемпионов, всегда была навязчивой идеей в «Челси», и время от времени казалось, что это желание Абрамовича психологически подавляло игроков.
Существует много рассказов про то, как олигарх сажал свой личный вертолет на тренировочном поле, чтобы сделать пару выговоров. «Нет, я никогда не видел чего-то такого», – говорит Баллак. «Возможно, он сажал его где-то за углом! То, что у него больше власти, чем у тренера это нормально, потому что он босс. Но мы всегда считали, что он застенчив, и, похоже, что он на самом деле такой и есть. Конечно, он очень влиятельный человек, но обычно он оставался в тени».
Поиски рецепта победы в Лиге Чемпионов все еще продолжаются для «Челси» и Абрамовича; для Баллака, дважды финалиста, эти поиски, похоже, подошли к концу, даже, несмотря на то, что «Байер» в этом году участвует в розыгрыше.
«У меня была отличная карьера», – говорит Михаэль. «Но частью этой карьеры также является и отсутствие золотых медалей на международном уровне. В «Челси» я испытал немало эмоций, некоторые из них были не очень приятными, особенно в Лиге Чемпионов. Но через определенное время ты понимаешь, что даже дойти до финала это тоже большое достижение».
На данный момент, восстановившись после травмы, он по контракту проведет один год в Леверкузене. А что потом?
«Дело вовсе не в деньгах. У меня была хорошая карьера, и я доволен тем, как она сложилась. Сейчас все, чего я хочу, это получать удовольствие и радость от жизни. Я не хочу злиться каждый день или вставать утром и чувствовать боль. Пока я могу достойно выдерживать конкуренцию и получать радость от футбола, я буду играть. Но год из года приходится задумываться».
Он замолчал на несколько секунд, задумался, напомнил сам себе, что ему уже 35 лет.
«Через две недели», – исправляет он сам себя, смеясь. «Но должен признаться, что на 35 себя не ощущаю».
Другие темы в блоге «Англия, Англия»:
Обзор английской прессы. 12.09.2011 (Темы дня: Лига Чемпионов, Торрес)
Обзор английской прессы. 11.09.2011 (Темы дня: Субботние матчи премьер-лиги)
Обзор английской прессы. 10.09.2011 (Темы дня: Уход Кука, обновленный «Арсенал»)
особенно про его английскую жизнь улыбнуло о непунктуальности англичан и о одержимости неудач сборной) xD
прям как у нас )
а Баллака всегда уважала и уважаю) один из лучших футбаллеров его поколения))))
удачи Михаэль)
Характер, воля и усердие.
Поправьте на бронза ЧМ-2006. Всё-таки медаль выиграл с командой) Пусть в матче за третье место и не участвовал. за материал спасибо. Очень интересно.