Сычев, Марьян Пахарь и Белькевич – впервые мы их увидели на Кубке Содружества
Зимний футбол нашего детства.
В конце 91-го растаял СССР. Футбол навсегда потерял главный чемпионат Восточной Европы, а болельщики затосковали по огненным баттлам «Спартака» с киевским «Динамо» и другим ярким командам со всего Союза.
Через полгода Ассоциация федераций футбола СНГ придумала новый турнир – сходку чемпионов стран содружества СНГ и Балтии. На самом деле Вячеслав Колосков (он тогда рулил Ассоциацией) пытался хоть как-то оправдаться перед футбольным руководством десяти бывших союзных республик.
Дело в том, что с конца 91-го он работал над созданием совместного чемпионата, только без Прибалтики. Для этого и формировалась Ассоциация, но пробить идею не вышло – от участия в объединенном турнире отказались сразу пять московских клубов – «Спартак», «Динамо», ЦСКА, «Торпедо» и «Локомотив» посчитали расходы на перелеты и решили, что не вытянут по деньгам.
Без москвичей турнир терял всякий смысл, и Колосков это понимал. Он объявил, что с июля 92-го заработает РФС, а заменой объединенному чемпионату станет Кубок Содружества стран СНГ, в котором сыграют вообще все.
Правда, сходу не получилось. Не приехал первый чемпион Украины симферопольская «Таврия» (ага). Руководству украинской лиги показалось, что участие команды в российском турнире – политический демарш со стороны Крыма, и пригрозило команде штрафом в 1,5 тысячи долларов, или 300 тысяч карбованцев (денежная единица Украины с 1992-го по 1996 год).
А еще сборная Беларуси (минское «Динамо» в полном составе) укатило в запланированный тур по Южной Америке, и это почти убило всякую интригу. К счастью, приехало «Динамо» тбилисское с Шотой Арвеладзе (помимо него в команде играли еще двое Арвеладзе), изящным Кинкладзе и выжигающим Шелия.
На групповом турнире «Спартак» разнес всех с общим счетом 15:0 и только в полуфинальной игре с чемпионами Грузии ощутил соревновательный принцип затеи. Манеж ЦСКА под это дело зафиксировал аншлаг (4,5 тысячи зрителей).
На четвертой минуте Черчесов в налокотниках и штанах уже вынимал мяч из ворот. Бесчастных с вьющейся копной на голове работал на фантастических рывках, Карпин рубился на правом фланге, но грузины не сдавались. Старостин на трибуне нервно протирал очки.
Счет сравняли в начале второго тайма, а ближе к концу конкретно лысеющий Онопко вылетел вперед и добил мяч в ворота. В финале «Спартак» уничтожил минскую «Беларусь» – 8:0. Все, что нужно знать об уровне конкуренции на первом турнире.
***
В Кубке Содружества участвовали 15 чемпионов из бывших стран СССР (плюс одна команда вне конкурса), они делились на четыре группы по четыре участника, победители выходили в полуфинал, а игры устраивали в крытых манежах Москвы.
Широкая география отлично помогала Вячеславу Колоскову. В то время он служил вице-президентом ФИФА и курировал восточноевропейскую зону, поэтому проведение Кубка считал личной заслугой и придавал ему огромное значение.
«Кубок Содружества поможет не потерять связей между бывшими союзными республиками и станет символом открытия нового футбольного сезона. Здесь будут загораться новые звезды, и у многих футболистов появится возможность себя проявить на глазах у огромного количества людей», – рассказывал Колосков на первой церемонии открытия.
Правда, на Украину эти слова не действовали. Они не приехали и в 1994-м, а на турнир 1995-го отправили ставший вторым донецкий «Шахтер». Киевское «Динамо» жаловалось на ужасную синтетику, непригодную для игры в футбол и возможные травмы, зато Зепп Блаттер подъезжал всегда с удовольствием:
«Этот турнир призван объединить людей, народы. Дать понять, что футбол вне политики и несет людям мир», – объяснял Блаттер перед стартом.
***
В 1996-м киевское «Динамо» все-таки приехало, но в декабре 95-го «Спартак» проиграл чемпионство владикавказской «Алании» (тогда она тоже называлась «Спартак»). В итоге киевляне разбомбили всех и в финале попали на импульсивную газзаевскую команду.
Но перед финалом говорили не только о футболе. Газзаев с трибуны попросил Бориса Ельцина баллотироваться на второй президентский срок (президент сидел на трибуне) и только потом пожелал удачи футболистам.
В том матче многие впервые увидели 19-летнего Шевченко (он вышел вместо дисквалифицированного Леоненко) и реальную потасовку на Кубке Содружества. Тедеев чуть не подрался с главным арбитром Вадимом Жуком (не поставил пенальти в ворота киевлян), но почему-то остался на поле, а за десять минут до конца Шевченко забил решающий гол.
После матча 19-летний Андрей рассказывал об игре: «Эмоции на высоте! Чемпион России, чемпион Украины. Напряженная игра, мы полностью выложились, оставили себя на поле. Сначала в группе было очень легко, но в плей-офф отличный уровень».
Кстати, за победу в Кубке «Динамо» получило 42 тысячи долларов, которые сразу перевели в фонд помощи российским военнослужащим, пострадавшим в чеченской войне.
По окончании турнира в Киев переехали две звезды минского «Динамо» Хацкевич и Белькевич (потом с Киевом они кучу раз выиграли чемпионат Украины – 7 и 8 соответственно) и заняли ключевые роли в команде Лобановского. Белькевич создал нереальную связку с Шевченко и Ребровым, а Хацкевич рвал всех в полузащите.
***
Через год турнир все-таки достиг пика. Лобановский вернулся в «Динамо», а «Спартак» вырвал чемпионство у «Алании». На финале, который проходил в манеже ЦСКА, зрители сошли с ума и забили все возможное пространство. Тем более что на ковер манежа вышли реальные звезды: Белькевич, Шевченко, Лужный, Шовковский, Ребров, Титов, Тихонов, Аленичев, Цымбаларь.
Спекулянты перед манежем отдавали билеты номиналом 15 тысяч за 100-120, и люди брали. Хотя начало 97-го не обещало никому стабильности (незаконные выборы в Чечне, страшный дефицит бюджета и постоянные долги по зарплате).
Сумасшедший состав участников сделал окончание турнира нереально страстным, но главной строкой в анонсах сиял баттл Лобановского и Романцева. К тому моменту они по паре раз выиграли друг у друга и даже сравнялись по голам (8:8).
Нечеткая телевизионная картинка захватывала пластиковую поляну и строгие бетонные балконы за воротами, а главным брендом трансляции значился 7 Up. Владимир Перетурин, комментировавший финал на ОРТ, полторы минуты ностальгировал по советским временам и прогнозировал крутой матч.
«Спартак» начал активно и забил волшебный гол: Аленичев вылез по правому флангу и навесил на Титова, который вколотил мяч в сумасшедшем прыжке. Дальше «Динамо» устроило дикий ураган у ворот «Спартака», но гол в итоге подарил Нигматуллин. Руслан запустил слабый удар Белькевича между ног и погрузился в транс.
Через две минуты Хлестов воткнул прямой ногой в голеностоп Белькевичу, а Шевченко реализовал пенальти. «Спартак» очень долго приходил в себя, но все-таки придумал ответный пенальти, который забил Тихонов.
Футболисты в кедах без шипов (где бы вы такое увидели еще?) взорвали темп, но «Динамо» оказалось мощнее. Шевченко пробил головой после навеса Лужного, Нигматуллин в диком прыжке мяч вытащил, но Белькевич с трех метров уничтожил красно-белых – 3:2.
Восхищенные трибуны 15 минут аплодировали обеим командам после финального свистка и тогда казалось, что всем нужен объединенный чемпионат. Футболисты обнимались и, кажется, правда соскучились по друг по другу, а под конец сделали самое теплое фото в жизни.
После этого соперники провели еще три крутых матча (финалы в 98-м, 99-м и 02-м) и погрузились в сюрреализм Романцева, который с серьезным лицом рассказывал, что Мукунку хороший, а Грановский сожрет Роберто Карлоса.
Кстати, в 2002-м мы все узнали о Дмитрии Сычеве. На тот Кубок Содружества его пригласили на просмотр. Он забил шесть голов в шести матчах и оформил контракт со «Спартаком» еще до начала плей-офф, а через пару недель вылетел на товарищеский матч сборной против Ирландии, хотя даже не сыграл ни одного официального матча за «Спартак».
***
После 2002-го русское класико больше не повторилась. В Кубке еще происходили локальные ивенты, но матчи типа «Локомотив» – «Шахтер» не привлекали никакого внимания.
Именно на Кубке Содружества зародился «Сконто» Александра Старкова, и все узнали Марьяна Пахаря, Александра Колинько, Игоря Степанова и Юриса Лайзанса. В 2004-м сборная Латвии под руководством Старкова круто сыграла на Евро в Португалии и многие латвийцы заработали контракты за рубежом.
А еще через год случился самый горячий матч в истории турнира. В четвертьфинале схлестнулись армянский «Пюник» и азербайджанский «Нефтчи» (спортсменов этих стран обычно разводят из-за Карабахского конфликта). Представители договаривались о замене соперника, но в итоге пришлось играть.
Весь матч прошел под мощнейший свист болельщиков и тяжелый взгляд милиционеров, которых было в три раза больше чем обычно. В итоге на поле творился ад, но художественный, а «Нефтчи» выиграл – 2:0. Футболисты летали в подкатах с прямыми ногами и, казалось, что скоро вспыхнет, но на поле ничего не произошло.
«Мимо судейской проходил кто-то из армянских футболистов – крикнул ассистенту Енютину что-то матерное. Все! А перед игрой нас колотило как никогда. После матча «Пюник» с «Нефтчи» приехали в гостиницу «Космос» – и устроили побоище в холле. Дрались футболисты, тренеры, массажисты, физиотерапевты. ОМОН приезжал!», – вспоминал арбитр того матча Юрий Баскаков.
В 2006-м команды попали друг на друга снова, но играть отказались.
***
К концу 00-х события на поле не оправдывали ожиданий инвесторов и болельщиков, хотя Блаттер все равно приезжал на каждую церемонию открытия (иногда с Мишелем Платини). К примеру, в начале 00-х главным спонсором выступала газовая компания Itera, которая тратила на турнир примерно 500 тысяч долларов в год, и к концу десятилетия эта сумма точно выросла, а уровень кубка нет.
В итоге в 2012-м турнир реформировали, и в нем начали играть только сборные (U-21), но это не помогло: в 2016-м все вообще закрыли.
«Кубок Содружества проводиться больше не будет, решение уже принято. Турнир если себя не изжил, то потерял былой интерес и стимул. Кубок Содружества свое отслужил блестяще – на него приезжали представители национальных федераций, руководители ФИФА и УЕФА. Однако в последнее время они перестали приезжать», – подвел итог Никита Симонян.
Больше интересного в телеграм-канале Максима Никитина
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко (1,5), Владимир Родионов (2-4), Игорь Руссак
Вот все говорят сейчас, как же Газзаев стал таким, как докатился. А он всегда был таким, просто он любит президентов и за демократию.
______________________________
Респект за такую сноску. Многие россияне к сожалению забыли что украинское государство в том конфликте официально поддержало Москву как партнера по Беловежским соглашениям и Будапештским меморандумом о признании суверенности границ друг друга, Украина даже при большем желании не смогла бы поддержать Грозный, это было бы юридически не правильно. По новостям была строго пророссийская риторика, настроения в обществе тоже, мало кто кроме упоротых западенцев топил за чехов, боевики УНСО серьезно прессовались СБУ и милицией, многих посадили, Сашко Билый присел например, а типочки вроде Корчинского отмазались слив своих боевых товарищей.
Жаль что обратной монетой российское государство не отплатило, а простые русские ребята в обнимку с теми же чехами, вчерашними врагами, поехали в Украину стрелять в братьев-славян.
Не люблю политику, и мало о ней говорю, но об этом промолчать не мог.
Интересно, а расходы на перелеты в Находку они не считали?