3 мин.

Игры с Веллитоном

Не так давно, отвечая на известном ресурсе на вопросы публики, Сергей Фурсенко, президент РФС, сожалел об уходе Романа Абрамовича из российского футбола. Как инвестора. Фраза звучала так: «нам не хватает денег Абрамовича», она была вынесена в заголовок. Признаюсь, дальше заголовка я не читал.

Все дело в том, что РФС под управлением его нынешнего президента испытывает совсем другой недостаток со стороны ресурсов Абрамовича. Он испытывает недостаток идей. Cейчас логика управления футболом, если не вдаваться в детали, просто противоположна той, что имелась до осени 2009 года. То есть до времени, когда власть стала меняться. Дело

Веллитона в этом отношении – индикатор. Объясню позже. Так будет логичнее, потому что так развиваются мои наблюдения. Веллитон и его дело – не символ и не знак, просто – веха. Началось все раньше.

Логика Абрамовича заключалась в том, что он собирал людей. Он свободный в своих делах человек. В чем-то другом, может, и нет. Но в управлении футболом он был свободен. Он видел себя маяком, на который шли. Если люди не выглядели полными идиотами и говорили разумные вещи, он поддерживал их начинания и дальше смотрел по результатам.

У меня есть редкостный пример. Давно, в седьмом году, я вел программу на «НТВ», тогда это было ток-шоу, и, когда темой были матчи сборной, мы приглашали безработного Валерия Непомнящего. Однажды, когда на «Плюсе» шел повтор давешнего ночного (как водится) эфира на «НТВ», мой телефон зазвонил. Это Роман смотрел передачу, и он захотел встретиться с Непомнящим. Его заинтересовали мнения Кузьмича.

Я готовился к «Футбольному клубу» и перезвонил Кузьмичу поздно. Он был на даче, связь барахлила, в общем – он не поверил мне. Он не верил, что его мнения заинтересовали Романа, в том числе и через день, когда мы встретились неподалеку от офиса и выпили по чашке кофе. Он страшно удивился, когда через полчаса Роман, улыбаясь, расспрашивал о том о сем. О нашем футболе, о своих «Челсях». Потом, щепетильный человек, Непомнящий говорил, что ему неловко за это недоверие. Old school!

Сейчас это невозможно себе представить. И я не о своем телефоне… Властвует принцип прямо противоположный: разделять. «Разделяй и властвуй». Отсеяно все, что мешает прямому, ручному управлению. Абрамовичу не нужна была власть. Когда обнаружилось «мнение», что футболом должны заниматься другие, я наивно сепетил: а как же… Он ответил очень просто: «Я потратил достаточно времени и сил, чтобы не спрашивать позволения тратить их дальше».

Ну, решили, что будет иначе; ну, дай Бог. Случилось то, что случилось. В этом нет катастрофы, трагедии. Все стряслось постепенно. Было время, когда в наш футбол приходили самые лучшие. Настало, когда в него заходят только свои. Было время, когда футбол менялся, увлекая переменами здоровые силы вокруг. Настало – когда новое «зачищает поляну».

Вот поэтому меня не удивляет решение по делу Веллитона. Это ведь второе дело Веллитона. Первое было рассмотрено, как эпизод игры. Было так: в игре случилось – игра рассудит. Прошло время, и эпизод игры стал политикой. Написаны письма, в игре – громкие клубные имена. Сломаны копья, сборная – вы ж понимаете – вышла в поддержку кампании в каких-то футболках… Искренние чувства пожелать здоровья травмированному игроку эксплуатируются в целях. И цели реализованы.

А бывало не так. Было время, когда футболом руководили свободные парни, которым нравился футбол. Пришло время чиновников.

Не мое время. Буду ждать лучшего.

P. S. Этот текст – моя ежепятничная колонка в «Советском Спорте». Читайте! И в пятницу будет.

Другие материалы в блоге:

Разобраться

Бабье лето сборной

Сама-сама-сама!