Молодые американцы – новая сила в бундеслиге. А немцы едут в МЛС, чтобы совмещать учебу и спорт
Бундеслига стала настолько уютным хабом для иностранцев, что теперь сюда едут даже англичане. Но количество американских тинейджеров удивит вас еще больше.
Кто они
Джош Сарджент
Вдохновившись прогрессом Пулишича, перебрался в бундеслигу год назад: «В Америке действительно можно вырасти в профессионального футболиста и сделать карьеру, но я хочу играть против лучших, поэтому выбрал Европу».
В 2017-м Сарджент стал вторым бомбардиром ЧМ U-20 и первым американцем после Фредди Аду, который за один год сыграл на двух мировых первенствах (на ЧМ U-17 Джош тоже забивал). Этот сезон 18-летний американец начал в дубле «Вердера» с 7 голов в 12 матчах, после чего Флориан Кофельдт пригласил его в первую команду. «Все видели, на что способен этот парень, – сказал тренер. – Его место среди профессионалов». Сарджент дебютировал за «Вердер», забив гол первым же касанием через полторы минуты после выхода на замену (сейчас у него 2 гола в 4 матчах).
Уэстон Маккенни
20-летний опорник-универсал еще в прошлом году пробился в основу «Шальке», а сегодня Тедеско мастерит из него своего личного Деле Алли.
Отец Уэстона в начале нулевых служил на авиабазе Рамштайн неподалеку от Кайзерслаутерна, поэтому Маккенни познакомился с немецким футболом очень рано (три года играл за местный «Феникс-Оттербах»). Вернувшись в Америку, Уэстон увлекся американским футболом и долго не мог выбрать, что любит больше. Было даже так: он забивал два мяча за юниорский соккер-клуб, потом в перерыве садился к отцу в машину, переодевался, и они гнали на другой конец города на турнир по американскому футболу. За один вечер он побеждал с двумя разными командами.
В 17 лет Маккенни предлагали полную стипендию в университете Вирджинии (на этом варианте настаивали родители) и профессиональный контракт с ФК «Даллас» в МЛС. Он выбрал третий путь и оказался в «Шальке».
Хаджи Райт
Нападающий, еще один молодой американец из «Гельзенкирхена», выросший в академии «ЛА Гэлакси», сыграл в этом сезоне в 5 матчах и забил дебютный гол «Байеру».
«Лос-Анджелес» предлагал Райту долгосрочный контракт, но Хаджи мечтал только о Европе. Летом 2014-го спортивный директор «Боруссии» Михаэль Цорк отправил в Турцию, где играла сборная США U-17, несколько скаутов, чтобы подробнее изучить Райта и по возможности рекрутировать его на месте. Позже Цорку пришел ответ: «Райт неплох, но лучше обратите внимание на этого парня».
В итоге вместо Райта в «Дортмунд» поехал Кристиан Пулишич, хотя Хаджи к тому моменту имел шикарную статистику в юношеской сборной (28 голов в 48 матчах). Райт и Маккени в этом сезоне пару раз выходили вместе в основе «Шальке».
Тайлер Адамс
«Лейпциг», укрепляя центр полузащиты, этой зимой по-братски забрал у «Нью-Йорк Ред Буллс» одного из ключевых игроков новой сборной США. Адамс – продукт футбольной экосистемы «Ред Булла» в Америке.
Он воспитывался в Red Bull Development School в Нью-Йорке, прошел через молодежные клубы всех возрастов, поиграл за дубль во второй лиге и наконец дебютировал в МЛС. Все псы попадают в рай, а топ-игроки из фармов «Ред Булла» переходят в «Лейпциг». Бывший главный тренер «Нью-Йорк Ред Буллс» Джесси Марш вел Тайлера с 5 лет: «У нас много талантливых ребят, но Адамс и Пулишич выделяются особенно. Думаю, следующей звездой после Кристиана станет как раз Тайлер». Марш сейчас работает помощником Рангника в Лейпциге, это он настоял на переходе Адамса.
Альфонсо Дэвис
Даже «Бавария» ищет усиление за океаном – 19-летнего канадца приобрели летом за 13 млн долларов (впоследствии сумма может вырасти до 22 млн, что сделает трансфер рекордным для игрока из МЛС). Так руководство клуба готовится к уходу Роббена и Рибери.
Альфонсо родился в лагере беженцев в Гане, где его семья оказалась из-за гражданской войны в Либерии. «На родине, чтобы быть в безопасности, мне приходилось все время ходить с оружием, – вспоминал отец Альфонсо. – Но мы не хотели стрелять, мы хотели нормально жить». В лагере не было возможности посещать школу, поэтому родители перевезли Альфонсо в Северную Америку. В 15 он дебютировал в МЛС. В 2017-м стал первым в мире игроком, рожденным в 21 веке, который забивал на международном турнире сборных (Золотой кубок КОНКАКАФ).
Получается, в Америке научились делать классных футболистов?
Это по-прежнему, скорее, удачные исключения, а не конвейерное производство немецкого образца.
Соккербум за последние три года пошел на спад; число детей, занимающихся футболом в Америке, снизилось на 14% (до 2,4 млн человек). Эти цифры все равно кажутся внушительными до тех пор пока не посчитаешь долю от общего населения (0,7%) и эффективность этих занятий (пропуск ЧМ-2018 и двух последних Олимпиад). В Исландии, которая, в отличие от США, отобралась на ЧМ из более сложной зоны, футболом занимается 21 тысяча детей (6% населения).
Футбольное воспитание в Америке строится на четырех ключевых моментах:
• тренировка;
• скаутинг;
• мотивация (убедить ребенка, что футбол круче баскетбола и бейсбола не так просто);
• финансовые возможности.
Родители ежегодно платят до 10 тысяч долларов за участие детей в футбольных турнирах (взносы идут на зарплату арбитрам, покупку мячей, аренду полей etc). На этих соревнованиях у юного футболиста есть единственный шанс, что тренер его заметит и поможет прогрессу в юниорских лигах. Такой дорогой входной билет отсекает миллионы потенциально талантливых ребят, живущих в бедных семьях.
«Я бы точно осталась без футбола, если бы в моем детстве все решали деньги, – уверена двукратная олимпийская чемпионка Хоуп Соло. – Моя семья не могла позволить себе такие траты. Мы не должны превращать футбол в спорт богатых белых детей».
Афроамериканцы жалуются на то, что Федерация на протяжении многих лет игнорирует районы проживания темнокожих в крупных городах и не проводит там селекцию под присмотром сильных тренеров. Не говоря уже про летние тренировочные лагеря, которые обычно организуют в богатых пригородах.
Николь Эркулис, бывшая футболистка, сейчас руководит футбольной академией в Рочестере (штат Нью-Йорк). Она – одна из немногих, кто пытается исправить положение: «Совсем недавно я объясняла афроамериканским детям из моего родного Рочестера, что такое футбол и как в него играть. После чего один из них спросил меня: «А вы откуда родом?». Меня приняли за иностранку, которая пропагандирует какой-то свой непопулярный национальный вид спорта. Пока они не увидят все больше ребят, гоняющих мяч на улице, то будут тотально игнорировать футбол».
Николь Эркулис, вторая слева
«Получается, что благодаря системе pay-to-play, внедренной местными чиновниками, твое будущее в профессиональном футболе США зависит не от того, насколько ты физически и технически одарен, а от того, смогут ли твои родители каждый год делать членские взносы, – говорит Амир Лоури, директор некоммерческой спортивной организации, помогающей детям из бедных семей. – Подросток, играющий в баскетбол в школе, точно знает, что за ним наблюдают несколько скаутов. Он видит свое будущее, знает, ради чего он прямо сейчас выкладывается на площадке. На школьных матчах по соккеру я ни разу не видел тренеров из колледжей или академий».
Американские академии подражают европейским топ-сборным
В 1988 году французы открыли национальный учебный центр по развитию молодых футболистов в Клерфонтене и через 10 лет выиграли чемпионат мира. В 1999 году этим примером вдохновились американцы и соорудили похожую базу в Брэдентоне для U-17.
В 2010-м Испания завоевала мир тики-такой, а спустя год американская молодежная программа взяла за основу схему 4-3-3 и мимикрировала под испанцев на всех молодежных уровнях.
В 2015-м, находясь под впечатлением от триумфа бундестим в Бразилии, американцы заключили соглашение с аудиторской фирмой из Брюсселя Double Pass. Благодаря ней немцы и бельгийцы в свое время оптимизировали работу юношеских академий и вырастили много топ-футболистов. Эта программа работает в Америке и сейчас.
Условно говоря, компания Double Pass составляет рейтинг лучших футбольных школ страны (от 0 до 3 звезд) и ставит оценки перспективным игрокам. Ее задача – свести в итоге лучших с лучшими. Проблема в том, что в той же Бельгии эта фирма работает с 600 командами, и талантливый пацан имеет доступ к десяткам трехзвездочных клубов – независимо от места проживания. В Америке, где один только Техас по площади в 23 раза больше Бельгии, у фирмы всего 88 партнеров (в основном – независимые и любительские клубы), плюс возникают проблемы с перемещением игроков.
Но плюсы от сотрудничества с DP все-таки есть. Благодаря рекомендациям бельгийских специалистов набор в футбольные школы в Штатах теперь начинается с возрастной группы U-9, а не U-14, как это было раньше.
Так выглядит система подготовки молодых футболистов в США
В трех главных молодежных лигах, работающих по всей стране, занимаются свыше 2 миллионов детей в возрасте от 5 до 19 лет, с которыми работают 300 тысяч тренеров и 600 тысяч административных работников и волонтеров. Флагман-лига – U.S. Youth Soccer Association.
Именно здесь происходит разделение детей на две группы: на тех, кто будет дальше заниматься футболом ради удовольствия, и тех, кто планирует стать профи. Последних активно продвигают в лиги с более серьезной конкуренцией; игровое время там получают уже не все подряд, а только лучшие.
Молодежная футбольная ассоциация США поделена на 4 региона: Восток, Юг, Запад и Средний Запад
В каждом штате есть свое представительство (в Нью-Йорке, Калифорнии, Пенсильвании, Техасе и Огайо – по два), которое проводит Кубок штата среди детей всех возрастов и межрегиональный Кубок президента.
Работа ведется не только с детьми, но и с родителями. После первого визита в футбольную секцию им объясняют, как нужно себя вести, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий. Вот 5 базовых правил:
• будьте терпеливы;
• чаще говорите «я люблю смотреть, как ты играешь»;
• задавайте тренерам вопросы/учитесь разбираться в игре;
• регулярно всей семьей посещайте футбольные матчи;
• занимайтесь с ребенком дома, увлекая его подвижными играми.
Студенческий футбол – неотъемлемая часть становления футболиста в Америке и следующая ступень после занятий в юниорских лигах. В топ-дивизионе NCAA играют 48 команд, которые ежегодно разыгрывают College Cup. Многие тренеры, набирая команду, предпочитают брать иностранцев c соотношением примерно 60 на 40. Возможно, это связано с тем, что стереотип «Американцы – слабые технари» до сих пор живет.
Топ-3 «футбольных» университета:
1. Стэнфорд – лучшая команда последних лет. Чемпионы NCAA (2015, 2016, 2017).
2. Индиана (город Блумингтон) – исторически одна из самых успешных команд, 8-кратные чемпионы NCAA.
3. Вейк Форест (город Уинстон-Сэйлем) – регулярный поставщик игроков в МЛС, одни из лидеров по посещаемости в элитном дивизионе.
Стэнфорд
Бывший вратарь сборной США Кейси Келлер – классический пример того, как в идеале должна работать эта система. В 7 лет Келлер попал в команду – глубокий вдох! – Woodlawn Cemetery Diggers Booters Soccer Club, которая была членом лиги соккера штата Вашингтон. Оттуда он перешел в Университет Портленда и играл за клуб «Портленд Пайлотс», после чего дорос до сборной США и сделал карьеру в Европе. Но так славно подниматься по ступеням вверх способны единицы, не у всех хватит терпения. Пулишича и Сарджента первый раз вызывали в сборную уже из европейских клубов.
Как футболисты совмещают учебу и спорт
В США расходы на занятия спортом в университете: экипировка от Nike и adidas, личный диетолог, профессиональные тренеры, современные тренинг-центры – оплачивает атлетический департамент университета.
Стипендиантам в США выдают до 50 000 долларов за семестр. Сюда входят расходы на проживание, занятия, питание (иногда – медицинская страховка). Спортивная стипендия также может быть частичной (50-90%), в этом случае за питание и аренду жилья студент платит сам.
Так как в целом уровень европейского футбола гораздо выше американского, у иностранцев есть неплохие шансы получить стипендию в американском вузе, даже если ты просто гонял мяч в оберлиге (6-й немецкий дивизион) и не мечтал о большем. Проходные баллы для спортсменов, как правило, ниже, чем для всех остальных абитуриентов – это существенно облегчает процесс поступления.
Воспитанник «Герты» Бен Лундт три года назад оставил Берлин и поступил в Университет Ленуар-Райн. Лундт рассказывает, из чего состоял его обычный день в американском вузе: «Он начинался с завтрака в 8 утра. В 10 была первая тренировка, прибыть на нее нужно было за час до начала. Сессия продолжалась около двух часов. После этого у меня был час на то, чтобы пообедать, сесть на велик и добраться до университета.
Занятия заканчивались приблизительно в 19:00. Потом была еще одна тренировка или дополнительные занятия по предмету, который давался тяжелее всего. Поздно вечером (после 22:00) нужно было сделать домашнее задание и вовремя лечь спать».
Агент Мартин Цалюк, который работает c Лундтом в США, уверен: «Микс из отличного академического и спортивного образований плюс возможность насладиться достопримечательностями новой страны – для молодого европейца это лучшая альтернатива унылому прозябанию в полупрофессиональных лигах. Что касается футбола, то здесь многие топ-университеты обладают инфраструктурой клубов первой бундеслиги».
Немецкие игроки сегодня делают карьеру в студенческих лигах Америки
Забавно, что параллельно с тем, как американская молодежь рвется в чемпионат Германии, их ровесники-немцы бросают все и переезжают в Штаты.
В 2014-м 19-летний Кристофер Хелльман, играя за любителей, получил предложение от профессионального клуба из Зандхаузена. Но вместо карьеры в подэлитном дивизионе выбрал учебу в университете Линн во Флориде. «Мне понравилось, что особое внимание уделялось учебному процессу, – говорит Хелльман. – Для меня было важно в погоне за футбольными успехами не остаться без высшего образования». Кристофер стал в Америке профессиональным футболистом, но перезапустить карьеру на родине не получилось. Сейчас он играет в третьей американской лиге (USL League One).
Обычно иностранные футболисты в США сразу заключают договор со спортагентством, у которого есть связи в тренерской среде. Плюс игроку устраивают несколько просмотров, поэтому вероятность остаться в итоге без команды минимальна. Стоит это порядка 3000 долларов в год.
Жажда прорваться в бундеслигу есть практически у всех немцев, приезжающих в американские колледж-лиги, но в какой-то момент они понимают, что найти уютное место в клубе МЛС тоже было бы неплохо. Они даже не скрывают, что едут в Америку, чтобы совмещать учебу и футбол, причем многие акцент делают именно на первом.
Нильс Брюнинг долго варился в системе «Гамбурга», но не дождался предложения от первой команды и в 2015-м подал документы в один из лучших вузов США – Университет Северной Каролины. «Стать бакалавром делового администрирования в престижном университете и при этом не потерять возможность вырасти в профессионального футболиста – такие возможности дает только американская система. Я точно знаю, что хотя бы одной профессией я здесь точно овладею». Брюнинг сейчас играет за футбольную команду университета «Тар Хилс» и ночами готовится к контрольным по управлению бизнесом.
Юлиан Грессель (на фото) – сейчас самый известный немецкий футболист в МЛС и главный мотиватор для тех соотечественников, которые не спешат возвращаться домой. Пять лет назад он сменил родной «Нойштадт» на университетский «Провиденс Фриарс» и в 20 лет начал карьеру в студенческой лиге США. В 2017 году его под общим 8 номером задрафтовала «Атланта», которая только-только получила членство в главной лиге соккера.
По окончании сезона он стал первым европейцем в истории, которого признали лучшим новичком лиги. В прошлом году Юлиан выиграл чемпионат МЛС, играя на одном из самых крутых стадионов мира со средней посещаемостью, о которой мечтает большинство клубов бундеслиги. «Сыграть в чемпионате Германии по-прежнему остается моей мечтой, – говорит Грессель. – Но если предложений оттуда не будет, я не расстроюсь. Я счастлив в Атланте».
В 2026 году чемпионат мира пройдет в Мексике, США и Канаде. На предварительном плане у американцев самое большое представительство городов-хозяев, что как бы дает понять, чей этот ЧМ на самом деле. Федерация футбола Америки обещает провести лучший турнир в истории и показать всем, что их система способна собрать боеспособную команду. Новая сборная США действительно рождается прямо сейчас. И нет ничего страшного в том, что рождается она в Европе.
Фото: globallookpress.com/Carmen Jaspersen/dpa/picture-alliance, Jan Woitas/dpa/picture-alliance, Jan Huebner/Taeger, Roger Petzsche/imago/Picture Point LE, Alex Gottschalk/DeFodi.eu; facebook.com/nicole.hercules.5; doublepass.com; twitter.com/NCAASoccer; REUTERS/Kelvin Kuo/USA TODAY Sports; instagram.com/benlundt; twitter.com/ATLUTD
Зачем популяризировать Футбол? Тем, кто краем глаза увидел, заинтересовался, не нужна реклама.
Не помню сколько лет назад как-то раз переключаю каналы и останавливаюсь на трансляции футбола. И всё. При чем мне не разрешали даже смотреть его. Не девичье это занятие. Днем английский, фортепиано, школа. Ночью надо было тиииихо тащить телик на кухню(тогда еще телики были маленькие)смотреть без звука и 1.5 часа нервничать и молиться, чтоб дома никто не проснулся. Привычка смотреть без звука так и осталась)
отличное название команды школьников))
2000 год - это 20 век, если что.