Разобраться
Это будет необычный текст. Вот я часто читаю: успехи «Трибуны», сообщество, высококвалифицированный образованный читатель; я хоть и пожинаю определенные плоды с этого успеха, но меня гораздо больше волнует другой вопрос. А именно – насколько соответствует действительности слово «сообщество».
Я уверен, что среди читателей моего блога, среди пользователей «спортса» немало людей, которые могут профессионально разобраться в вопросе. Я прошу тех, кто судит с позиции эмоций, не комментировать этот пост. Есть, в конце концов, плюсы-минусы. Я прошу высказываться тех, кто компетентен. А мы вас почитаем. Вот нам экзамен: попробуем реально разобраться в вопросе и не мешать, наблюдать за тем, что говорят компетентные люди – кто летал, кто плавал, кто экономист, кто законник.
Меня интересует вот это лицо.
Это министр транспорта Левитин.
В его хозяйстве каждый месяц что-то тонет, падает, горит. При этом выясняется, что утонувшая «Булгария» по всем параметрам вообще не должна была выходить в рейс – по техническому регламенту или ещё там чему. Что за штурвалом самолета, упавшего в Петрозаводске – вы помните этот случай по гибели Владимира Петтая – сидел пилот довольно своеобразного бэкграунда. Этот пилот совершал свой первый рейс после длительной «дисквалификации» (я прошу прощения – не сведущ в терминах, цитирую по памяти, не придирайтесь к формулировкам), которую он получил за проявленную некопметентность при управлении самолетом ровно той модели, которую повел в Петрозаводск. Это открытая информация, я читал её в авторитетном источнике.
Никаких не хочу баллонов катить на самолет Як-42. Его надежность как таковую оставляю вообще за скобками. Но вот что известно об этом самолете – все чистые факты.
Авиазавод САЗ (саратовский), головной по производству самолетов этой модели, уже два года (и это первый случай в истории отрасли) НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ эксплуатационно-технического сопровождения (техобслуга, запчасти, все на свете) этих самолетов. Он просто не выпускает ничего по Яку-42. Вот где это видано?
С этим заводом вообще полностью пи..цовая история, поинтересуйтесь. Там кошмар. Но это прямого отношения к делу не имеет.
Компания Як-Сервис, которой принадлежал упавший в Ярославле самолет, в 2009 году была признана EASA (european aviation safety agency) самой небезопасной российской компанией, осуществляющей рейсы в Европу.
Я хочу, чтобы вы оставили за скобками проблему, почему эту компанию, этот самолет выбрали функционеры «Локомотива». Ну, на самом деле это специальный вопрос, в этом не все разбираются. Это просто отдельная тема.
Но самолеты не сопровождаются производителем технически. А они летают. Вот, черт возьми, кто и как в такой ситуации в состоянии определить, что они могут? Как действует в такой ситуации Минтранс?
Но компания, которую два года назад признали страшной, продолжает работать – и через два года у неё падает самолет.
Кто её проверял?
А ещё петрозаводский самолет. А ещё «Булгария». А ещё тот полукатер на Москва-реке, неважно, что там жертв в разы меньше – но вообще в столице, нарушения простейших норм безопасности.
А ещё я знаю, что в законодательстве по таким случаям бывают зияющие дыры. Вот был случай – школа рухнула. Это не из области Минтранса, конечно, но оцените. Рухнула сельская школа, убила детей.
НИКТО не отвечает. Потому, что некому. По закону некому. Это история, которую мне рассказала моя коллега, сейчас преподает в Высшей Школе Экономики. По закону промышленный контроль осуществляется только за промышленными объектами и зданиями сложной конструкции. А за двухъэтажной школой – ничего. Пожарники отвечают, чтоб ведро висело, санэп – за насекомых, чтоб не было. Всё!
Ну, на транспорте ведь наверняка то же самое.
Мы все – ездим, плаваем, летаем. Кстати, пол-премьер-лиги летает на Яках. В частности, ЦСКА. Нас всех интересует, как с этим быть. Кто разбирается, и только вы – ну, поясните нам! Это невозможно наладить, потому что нет законов? Нет реальных механизмов? Это возможно наладить, если выгнать кого-то?
Мы будем дальше падать, гореть, тонуть?
И вот этот успешный парень, про которого я ещё не напомнил транспортный коллапс в аэропортах новогодний, причем в двух аэропортах он был по двум разным и вполне федеральным причинам?.. Вот он кто – профи, который не успевает со всем справиться, он жулик, который наплевал на нас с высокой колокольни, которая есть в каждом аэропорту?
Кто разбирается – пишите. А мы почитаем.
Я ещё немного все-таки верю в предвыборные годы.
P.S. Читайте не текст, читайте каменты. От начала. Примерно в 17.30 я перестал их модерировать, и пошло всяко, а до того – масса интересной фактуры. Читайте. Для того писалось!..
Другие материалы блога
А гореть-тонуть мы будем и дальше. Пока, видимо, Емелька Пугачев новый не придет.
1. Давайте закроем в стране все, что надо закрыть. Аварийные старые лифты, ветхие школы, предприятия с передовой элементной базой конца 19 века, старые электрички, корабли, советские самолеты. Кафедры ВУЗов, где средний возраст преподавателей за 60, планово-убыточные почты и сберкассы в деревнях, систему госмедицины (все равно она или очень плохая, или вполне платная). Давайте попробуем все сделать как положено. Останется только сотовая связь, потребительское кредитование и расфасовка йогуртов. Куда девать всю страну? Так что вспоминаем поддержку ВАЗа, Пикалево и т.п. Нет здесь простого решения. Если просто затянуть гайки, то все развалится до конца.
2. Не сомневаюсь, что полеты на як-42 сейчас запретят. Навсегда. А что вместо них?
Поинтересуйтесь, что из себя на выходе представляет SuperJet, да и вся та часть авиапрома, которая официально считается работающей.
Или почитайте про отказы последних наших самолетов, например ТУ-204. Ну поддерживают их, и что?
3. Совершенно не уверен (мягко говоря), что от персонажа на фотографии ЛИЧНО много чего зависит. Как и от многих других персонажей. Он может быть какой угодно. Умный, глупый, честный, коррупционер, ... И что, он может своим решением делить рынок, закрывать авиакомпании, выстраивать профессиональную политику? А главсанврач Онищенко борется с грузинскими винами потому, что он энергичный и принципиальный? Бросьте.
4. Итого. Со времен Макиавелли ничего не изменилось. Главная задача Власти - защита самой себя, и забота о себе. На сегодня государство устроено так, что для достижения этих целей забота о населении не обязательна. Факультативна. Так что будем и дальше падать, гореть и тонуть. И все чаще. А начальство с мигалками ездить по встречке. И летать куда надо и на чем надо. Так что старые самолеты сейчас с шумом запретят, несколько голов полетит ... и все. До следующей аварии. А вы, кажется, системых решений хотели? И чтобы невзирая на знакомства и откаты?
Играйте в футбол.
До этой страшной трагедии разговаривал с действующим пилотом. Обалдел.
Говорит, нас, людей из старшего поколения (летал еще в СССР), эксплуатируют как могут. Потому, что новых летчиков нет. Но, и мы не против, так как вместо официальных 100 т/р, можем получить 200 и 300. В конверте.
В Союзе были норма часы. Они не изменились и сейчас. Пилот в сутки мог быть за штурвалом определенное количество часов. Если перебор был даже (ВНИМАНИЕ на 20-30 минут) - это было маленькое ЧП. Людей даже увольняли за не соблюдение техники безопасности.
Теперь, он говорит, я в день могу совершить 5-7 раз рейсов. что больше нормы в два, в три и даже четыре раза. Вот представьте. Москва -Нск, Нск-Москва, Москва-Сранск, Сранск-Москва, Москва - Питер, Питер - К..ск, К..ск-Москва.
СЕМЬ, бляха муха!!!!! между перелетами 2 час - подготовки самолете. Вы представьте, что с человеком происходит на шестой или седьмой перелет. А, с самолетом что происходит, а ????!!!!
Но, по бумагам, летают совсем другие люди. Вот так и живем.
Садишься в самолет и думаешь: «Вроде, Боинг новый, вроде пилот опытный, мужику 50 лет, а на самом деле он тебе сейчас как водить автобуса в Турции. «
Но они, во-первых, не хотят. Потому что реально, искренне не понимают, а какая им с этого прибыль? А во-вторых, потому что не умеют и не пытаются учиться (см.во-первых).
В результате вся структура медленно, но верно скатывается к коллапсу.
Вот вам примерчик - предприятие в Москве, занятое создание солнечных батарей для спутников, а также приборов для новейших образцов военной техники. Кстати, недавний спутник, не вышедший на расчётную орбиту, в том числе и там делался (хотя его проблемы не с этим связаны).
Знаете, каков средний возраст рабочих на этом космическом предприятии? Он выше 70 лет! Одному из лучших специалистов скоро 83 стукнет! И эти люди рады бы передать опыт молодым, но некому!
Про зарплату рабочих я скромно промолчу. Скажем так - по московским меркам даже у лучших спецов она довольно низкая. При этом за последнее время на заводе сменилось три директора, каждый из которых был «эффективным менеджером», приходил со своей командой, и на средства госзаказа одаривал себя и приближённых квартирой в Москве, машиной престижной марки и т.д.
И этого директора ни грамма ни волнует тот факт, что рабочих у него скоро не останется. Накроется этот завод - он на другой перейдёт, он же «эффективный менеджер».
Наши самолёты падают, наши корабли тонут не только потому, что они старые и выработали свой ресурс.
Они тонут потому, что умирают те люди, которые ещё умеют делать так, чтобы самолёты летали и не падали, а корабли плыли и не тонули.
А смена этим людям, та смена, которая должна была построить новые самолёты, наладить новую управленческую систему, не пришла.
Смена ушла в «эффективные менеджеры» пилить нефтегазовое бабло.
И хоть ты расстреляй Левитина, хоть пересажай всё его министерство, от этого самолёты падать не перестанут. Процесс зашёл уже так далеко, что не очень понятно, как его останавливать.
Да и желания у людей особого нет. Если ты не плыл на «Булгарии», если ты не летел в одном самолёте с «Локо», то через пару дней ты уже будешь радостно втыкать в телеящик, где кажут про то, как Иван Иванович Карпин поссорился Иваном Никифоровичем Слуцким. До следующей катастрофы.
Проблема конкретно российской гражданской авиации (как и в целом в мире) - во многом в отсутствии кадров. Ежегодно нам необходимо 800 пилотов в год, а выпускаем мы в лучшем случае 300. При этом выпускники имеют лишь 150 часов налета в среднем, хотя для того чтобы сесть в кресло второго пилота необходимо минимум 500 часов.
Из-за этого мы имеем: либо недоучек в кабинах самолетов, либо людей предпенсионного возраста (средний возраст пилотов сейчас почти 50 лет, а 20% пилотов - старше этого возраста), либо зрелых опытных летчиков, которые вынужденно превышают все нормы налета. Реальная ситуация - пилоты «Аэрофлота» получают немало, могут позволить себе хорошую иномарку. Так вот один из них жаловался, что сам не понимает, зачем деньги зарабатывает. Купил себе новеньку машину, а ездить на ней не может, просто нет сил водить машину - после рейса садится на «Аэроэкспресс» и отключается.
Один из топ-менеджеров авиакомпании, которой сейчас уже не существует в 2008-м году признавался, что раньше компания старалась брать «лучших их лучших, потом они кончились и стали нанимать худших из лучших, а теперь приходится брать кого попало».
Теперь вернемся к нашим катастрофам. Обратим внимание на выводы МАК (международной авиационной комиссии - организации, которая не давала повода заподозрить себя в ангажированности) http://www.mak.ru/russian/investigations/investigations.html относительно последних аварий. Почти везде в катастрофах вина лежит на экипаже в большей или меньшей степени. Отсюда вывод, что значительная доля проблемы кроется в системе подготовки кадров для экипажей авиацонной отрасли.
Что же касается состояния технопарка - он действительно не блещет новизной, однако тут есть одно «НО». Самолет вполне сносно способен обслуживать авиарейсы на протяжении нескольких десятилетий, если он должным образом эксплуатируется и обслуживается. О моральном устаревании речи не может идти. потому что все приборы, необходимые чтобы избегать катастроф, есть на любом гражданском самолете, иначе никакой здравомыслящий КВС просто не выйдет на рейс. Поэтому говорить о срочной замене технопарка неразумно - проблема кроется не в этом, хотя по-человечески можно понять, что новенький Боинг вызывает у пассажиров больше доверия, чем советская «Тушка». Однако в руках непрофессионала оба эти судна разобъются с одинаковой вероятностью.
Возвращаюсь к сути разговора: проблема катастроф на транспорте в России - проблема комплексная, как мы видим это на примере авиакатастроф, где задействованы самые разные отрасли нашей экономики (в случае с гражданской аваицией это не только транспортная, но и в значительной мере образовательная сфера), в связи с чем винить одного лишь Левитина в происшедшем нецелесообразно.
левитин - обычный министр РФ 2000-х годов. Он не выделяется ни чем. Вся система такая. Я юрист. И я вижу какие законы и постановления выпускает наше правительство и дума (пишу с маленькой буквы намеренно). Они, мягко говоря, не для народа (говоря твёрдо - против него). Здесь нечему удивляться. У нашего государства есть только 1 цель - удержать всю эту массу людей, которыми оно должно управлять, от взрыва. Это всё делается путём наглого лицемерия, фальши, тотального вранья. А кто в России лучше всего преуспел в вышеперечисленном? Чиновники. путин - чиновник. левитин - чиновник. Вся их братия - чиновники. Им попросту нет дела до того как будет работать то, чем они должны управлять. Им важно, чтобы в случае «непредвиденных обстоятельств» у НАС не было возражений. Всё.
Задумайтесь, они умудряются останавливать полёты самолётов того типа, который разбился. Для проверки. И сколько уже типов самолётов только за август было отстранено от полётов? Почему нельзя было проверить всё раньше? Не только те, которые разбиваются, но и те, которые ПОКА летают. Нет. Ждут, пока самолёт упадёт и начинают изображать бурную деятельность.
Даже не интересно. МЫ сами в этом виноваты. МЫ позволяем им править. МЫ РАЗРЕШАЕМ ИМ НАС УБИВАТЬ.
Пока мы не поборем в себе апатичность, мы не сможем создать и подобия такого общества, которое устраивает забастовки в случае повышения цен на бензин для моторных лодок, общества, студенты которого устраиваю погромы в случае повышения платы за обучение.
Раньше в Союзе - в силу конечно обстоятельств - на 95% всё производили в стране сами, причем технологические нормы и правила, вместе с системой контроля, - были (на самом деле!!) одними из самых строгих и жестких в мире. Сейчас - все новые технологии, оборудование (самолёты сюда относятся) - либо импортные в лизинге, либо «наши» новые типа Суперджет, которые на 90% состоят из устаревших технологий западных компаний. Нет уже ничего своего, всё профукали. Это относится К ЛЮБЫМ областям - железной дороге, строительству, в особенности заметно в телекоммуникации. Я уже не говорю про электронику. Вы знаете о том, что в спутниках ГЛОНАСС используются микросхему, произведенные на Тайване?..
К чему клоню.. Левитин там будет, не Левитин. «Система прогнила». Вся. Полностью. С технологической, материальной и моральной точек зрения. Чтобы её поддерживать - надо было (!! да-да, задним умом, но это не мои слова) вкладывать вменяемые средства в технологическое переоборудование и поддержку уже в начале 90-х годов. Кто тогда из наших будущих «миллиардеров» об этом думал? Всех интересовали лихие деньги, ... А сейчас уже поздно, время потеряно. Фонды абсолютного большинства заводов в России изношены по самое не могу.
Наши самолеты будут падать еще чаще, к сожалению. И смена министра тут не поможет.
Хотя в любой нормальной демократии - эта смена сама собой подразумевается после такой череды событий...