7 мин.

Ригони не подошла схема «Аталанты», а Семаку будет тяжело встроить его в «Зенит»

Хотя в Петербурге проблемы с фланговыми полузащитниками.

Эмилиано Ригони вернулся в «Зенит» спустя всего полгода после отъезда в «Аталанту». В серии А Ригони провел только два полных матча – от аренды все явно ожидали большего.

Ригони не пригодился «Аталанте» из-за схемы. Лучший матч в Италии он провел на позиции нападающего

«Ригони находится в хорошем состоянии. Он провел с нами несколько тренировок. Проблема заключается в его размещении на поле – у нас не было времени, чтобы попытаться найти ему лучшее место», – сказал главный тренер «Аталанты» Джан Пьеро Гасперини перед матчем с «Ромой», который должен был стать дебютным для Ригони в Италии.

Сомнения в разумности перехода Ригони в «Аталанту», которая последний раз начинала матч с четырьмя защитниками в сентябре 2016-го, возникли сразу, а слова Гасперини их только усилили.

Против «Ромы» Ригони вышел атаке вместе с Сапатой (под ними расположился Пашалич) – получилось здорово. Эмилиано забил 2 гола: сначала убежал с Сапатой в контратаку и реализовал выход один на один, а затем сыграл в стенку с Пашаличем и пробил в ближний угол. «Сапата, Ригони и Пашалич доставили «Роме» огромные проблемы в первом тайме. У Ригони есть скорость, он универсален и может исполнять разные роли», – отметил Гасперини после ничьей.

Сейчас кажется, что тренер переоценил универсальность Ригони: в атаке аргентинец вышел еще лишь в двух играх (сразу после матча с «Ромой» – против «Кальяри», а также против «Наполи» в начале декабря). В остальных матчах Эмилиано либо был одним из двух атакующих полузащитников (чаще действуя в правом полуфланге), либо располагался на правом фланге – это происходило, когда «Аталанту» не устраивал счет и Гасперини переходил на расстановку с четырьмя защитниками (против того же «Кальяри», «Милана» и «Фиорентины»).

В роли атакующего полузащитника Ригони сложно было проявить лучшие качества: скорость, удары с обеих ног, агрессивность при дриблинге на пространстве. Очень часто аргентинец отходил к центральному кругу для получения мяча – передачи в правый полуфланг до него доходили, но Эмилиано принимал мяч спиной к чужим воротам и был вынужден либо отыгрываться назад, либо отдавать поперечный пас правому латералю.

Игра в пас у Ригони тоже не шла: всего 73,3% точных передач (при этом лучше было лишь в «Индепендьенте»-2016). Это худший показатель среди полевых игроков «Аталанты» (средний по команде – 83,1%). Отчасти брак связан с безумным количеством навесов: за 522 минуты Эмилиано сделал 47 кроссов (всего 10,6% точные). В абсолютном значении это третий показатель в «Аталанте» после Гомеса и Госенса, но в пересчете на 90 минут Ригони – лидер команды Гасперини по числу подач.

Последняя возможность Ригони закрепиться в старте «Аталанты» была в начале декабря, когда дисквалификацию на два матча схватил Иличич. Вышло кошмарно. В матче с «Наполи» аргентинец отметился передачей вразрез на забегающего справа Хатебура и двумя скидками на Гомеса (одна из них – головой), но в остальном был ужасен: потери в простых ситуациях (70% точных передач – худший показатель среди тех, кто вышел с первых минут в обеих командах), а также два проигранных единоборства Кулибали 1-в-1, в которых защитник издевательски легко отбирал мяч.

«Не так-то просто привыкнуть к футболу Гасперини, понять все движения, тактику. Ригони хорошо начал, но дальше он редко выходил на поле – это делает адаптацию более сложной. В матче с «Наполи», на мой взгляд, он сыграл хорошо, с «Удинезе» ему было тяжело, потому что соперник практически не оставлял свободных зон», – говорил лидер «Аталанты» Папу Гомес.

Семак признавался, что, возможно, Ригони нужно было оставить в «Зените»

Летом 2018-го Ригони прошел сборы с Семаком, но в контрольных матчах себя не проявил: лишь одна предголевая передача в игре с «Дженоа». Основной конкурент Эмилиано на правом фланге – Роберт Мак – был намного эффективнее: 2 гола, 2 ассиста, по одной предголевой и второй предголевой передаче. Ригони начал сезон на скамейке, и никто этому не удивился.

Неубедительные полчаса против тульского «Арсенала», кошмарный первый тайм в Минске – в официальных матчах Ригони тоже был плох. После матча с Тулой Семака даже спросили о проигранных единоборствах аргентинца, но тренер был довольно дипломатичен: «Есть игроки, которые лучше проявляют себя в единоборствах – у него другие качества. У него хороший удар, он качественно работает с мячом. Сейчас он не в той форме, потому что мало играет».

После ухода Ригони в «Аталанту» Семак дважды говорил о нем. В середине сентября тренер «Зенита» признался, что, возможно, аргентинца стоило оставить в Петербурге: «Может быть, был смысл попридержать Ригони и Полоза. Но пускай наша обойма будет поменьше, мы будем изворачиваться, но востребованные ребята получат возможность играть. Это же и клубу идет на пользу: они на виду, ликвидные игроки».

В конце сентября Семак рассказал, что Ригони может вернуться в команду: «Очень рад, что он забивает, что он счастлив. Если у кого-то есть сомнения, возможность получать больше игровой практики, всегда нужно играть. Если у Ригони есть шанс поехать в более сильный чемпионат, играть чаще, проявить себя, это замечательно. Возвращение в «Зенит» более чем реально».

Вероятно, Семак тогда действительно думал, что Ригони может вернуться; но вряд ли предполагал, что это случится так скоро. 

Конкуренты Ригони на флангах полузащиты совсем не убедили осенью. Но аргентинцу может помешать лимит

Лучший фланговый полузащитник «Зенита»-2018/19 – Александр Ерохин, который с начала октября играет в середине поля. Помощь Дзюбе в верховой борьбе в атаке, топовые подключения в чужую штрафную вторым темпом – это было ярко и результативно (4+3 в семи матчах). В центре Ерохин был не так опасен – лишь 1 гол в ворота «Ростова» в конце ноября.

Шатов в первой части сезона провел два качественных матча – против «Енисея» и «Локомотива», к тому же Олег снова пропустил несколько игр из-за травм. Мак – четвертый игрок «Зенита» по качеству ударов и передач под удар за 90 минут (после Дриусси, Ерохина и Дзюбы), вообще второй – по попыткам обводок (1,7 за 90 минут, 58,8% успешных), но в финальной трети словак действует достаточно прямолинейно. Лучшую игру осенью Мак выдал в качестве левого латераля – против «Ростова».

В октябре на левом фланге полузащиты выходил Дриусси – в подыгрыше и прессинге Себа был круче Шатова и Мака, но голов и ассистов Семак от него так и не дождался (хотя Дриусси переводили налево из-за того, что он оттуда делал голевые передачи, номинально появляясь на позиции второго нападающего).

В начале ноября Семак перешел на схему с тремя центральными защитниками: из последних восьми матчей в 2018-м (включая товарищескую игру с «Шальке») семь «Зенит» провел по ней. В такой расстановке для Ригони вообще нет места в старте – для латераля Эмилиано слишком плох при обороне (прежде всего – тактически), а в атаке ему будет сложно вытеснить Дриусси (или Дзюбу).

Против Ригони может сыграть лимит – например, если «Зенит» купит иностранного флангового защитника, Паредес не уйдет в «Челси», а Маркизио наберет форму. При таком варианте в старте наверняка окажутся шесть легионеров: два центральных защитника (Иванович плюс Нету или Маммана), один – крайний (новичок), два центральных полузащитника (Паредес и Маркизио) и нападающий (Дриусси).

***

Досрочное завершение аренды Ригони в «Аталанте» – скорее правильное решение, но найти ему место в «Зените», а также использовать лучшие качества, скрыв недостатки, будет очень тяжело.

Ригони признался, что до медосмотра не разговаривал с Семаком – и это тоже беспокоит.

Очень похоже, что «Зенит» решил вернуть Ригони только из-за того, что он не играл в «Аталанте».

Мой телеграм-канал/твиттер.

Ригони – слабейший аргентинец «Зенита». Его уход – верное решение

Фото: Gettyimages.ru/Paolo Bruno; globallookpress.com/Antonello Sammarco/Image, Maurizio Borsari/AFLO; fc-zenit.ru/Евгений Асмолов, Вячеслав Евдокимов (5,6); twitter.com/zenit_spb