Когда Суонси Сити был на грани исчезновения
В конце семидесятых и начале восьмидесятых годов прошлого века валлийский "Суонси" наслаждался футболом. Они проделали путь из подвалов Четвертого дивизиона до шестой строчки Первого дивизиона Англии и смогли даже попробовать свои силы в Кубке кубков. В Европу "лебедей" вывел сезон 1981/1982 и это было радостью для всех болельщиков. Однако, их падение оказалось столь же стремительным, как и путь наверх.
В феврале 78-го в клуб на роль играющего тренера прибыл Джон Тошак. Он заменил Харри Гриффитса. Оставшегося времени экс-нападающему "Ливерпуля" хватило, чтобы вывести команду в Третий дивизион с третьей строчки. Гриффитс же был помощником молодого и амбициозного тренера. Всего за две недели до промоушена Харри скончался от сердечного приступа. Команда не могла подвести "Мистера Суонси" и победила 3-1 "Сканторп", а в последнем туре "Галифакс" 2-0. Один из мячей забил сам Тошак.
В сезоне 1978/1979 "лебеди" снова добиваются повышения в классе - снова с третьей строчки. Теперь они во втором по рангу дивизионе. Уже тогда Джон Тошак собирал команду, которая будет способна бороться с лучшими клубами Англии. В один ряд к Робби Джеймсу, Алану Кертису, Джереми Чарльзу потихоньку стали приходить такие люди, как Джон Махоуни, Лейтон Джеймс, Анте Райкович, Джемал Хаджиабдич, Дадли Льюис, Нил Робинсон и другие.
На фоне успехов в команду захотели приходить и более сильные специалисты. На должность помощника менеджера пришел легендарный "лебедь" Терри Медвин. Тренером первой команды стал работать Фил Боэрсма. Лес Чаппелл отвечал за резервную и молодежную команды.
Победа в мае 81-го над "Престоном" со счетом 3-1 впервые в истории подняла их в элиту Английского футбола. Джон Тошак продолжал усиливать коллектив. Голкипер Уильям "Дай" Дэвис пришел из "Рексема" за 45000 фунтов. Уильям уже дважды бывал в "Суонси". Тут он начинал свой путь в большой футбол. Затем ушел в "Эвертон" откуда вернулся в состав "лебедей" благодаря аренде. Несомненно, усилил команду Боб Латчфорд. Сумма сделки с "Эвертоном" составляла 125000 фунтов. Самым дорогим стал Колин Ирвин, левый защитник "Ливерпуля". С "красными" он дважды выиграл Кубок европейских чемпионов и Кубок Лиги. За него валлийский клуб отдал 350000 фунтов. Колин стал капитаном команды. Позже, в январе 82-го, в команду пришел Рэй Кеннеди, также из "Ливерпуля". Еще 160000 в их копилку.
Помимо этого, "Суонси" начал перестройку стадиона. Началось все с реконструкции Восточной трибуны. Она еще знаменита тем, что из-за нее торчит странный прожектор. Этим же все и ограничилось. Финансовые проблемы позже не позволили отремонтировать стадион дальше The East Stand.
29 августа 1981 года - день, когда "Суонси" впервые в истории сыграл в высшем дивизионе. На своем поле они смяли "Лидс" 5-1. "Павлины" не были единственными, кто пострадал от команды Джона Тошака. Вскоре на своем поле валлийцы одолели "Тоттенхэм", за ним "Арсенал". Несладко пришлось и "Ипсвичу" с "Астон Виллой". И, конечно же, команда Тошака не забыла про "Манчестер Юнайтед" и "Ливерпуль". Все эти команды "лебеди" обыграли хотя бы раз. Дважды не повезло только "Арсеналу" по 2-0 в обеих встречах. Они творили что-то невероятное.
15 декабря после победы 2-1 над "Астон Виллой" валлийцы даже возглавляли таблицу. Однако большие нагрузки начинали сказываться. Помимо чемпионата и двух кубков, "Суонси" должен был принимать участие еще и в Кубке Уэльса, а это 8 дополнительных матчей. Команда проиграла 5 из последних 6 матчей. И только лишь шестая строчка. Но это все еще было достижение, замечательное достижение.
Никто и думать не мог, что вскоре этот амбициозный коллектив постигнет печальная участь. Это будет трагедия для всего британского футбола и наглядный пример неэффективного управления.
21 мая 1982 года стал, наверное, тем днем, когда все изменилось для "Суонси". Это был последний матч сезона, выезд в Бирменгем на матч с "Виллой", который валлийцы проиграли 0-3. В той встрече дебютировали сразу пятеро молодых человек. Джону Тошаку приходилось все больше доверять молодежи из-за финансовых проблем.
Прошел целый сезон, но клуб так и не смог полностью расплатиться с "Эвертоном" за Боба Латчфорда и Гари Стэнли, поэтому на "лебедей" был наложен трансферный бан. Покрыть хотя бы часть суммы можно было, продав несколькими сезонами ранее Дэвида Джайлза. "Кристал Пэлас" предлагал за парня 400000 фунтов, но в тот момент Тошак отказался от этой сделки. Теперь же игра Дэвида была не такой впечатляющей, его удалось лишь обменять на другого футболиста, Яна Уолша. С такими проблемами не хватало только эпидемии травм. Они и прибыли. Джемал Хаджиабдич, Джон Махоуни, Колин Ирвин и Алан Кертис пропустили часть сезона.
Карьера Ирвина и вовсе закончилась в миг. За три сезона в составе "лебедей" он проведет всего 48 матчей. Всему виной травма коленной чашечки. Новым капитаном стал Рэй Кеннеди, но никто и не мог предположить, что у него прогрессировали симптомы болезни Паркинсона. Трансфер Кеннеди - это потрясающее усиление. Он защищал цвета национальной сборной Англии, но из-за прогрессирующей болезни он становился все менее эффективным и пребывал в плохом настроении. Его очень много критиковали за то, что он не показывал тот футбол, которого от него ждали.
Сам же сезон 1982/1983 начался хорошо - две победы и ничья, но за весь чемпионат "Суонси" взял лишь 10 матчей. В начале мая 1983 года на "Олд Траффорд" валлийцам был официально вынесен приговор - понижение в классе.
Отсутствие лидеров - это, конечно же, большой урон, но далеко не только данный факт стал источником бесславного вылета "Суонси". Не просто так перечислялись имена игроков и суммы за трансферы, вдобавок к этому реконструкция трибуны - владелец команды Малколм Струэл и менеджер Джон Тошак неэффективно распоряжались средствами.
Клуб не мог даже собрать денег со своих болельщиков. Стадион не заполнялся, хотя клуб делал небывалые успехи. Вместимость трибун была более 30000 человек. Средняя посещаемость в сезоне 1891/1982, когда "лебеди" заняли 6 место, составила 18194 человека. Да, на фоне почти 3000 человек, которые ходили на трибуны в середине 70-х, такие цифры смотрелись внушительно, но для высшего эшелона Англии этого было мало. Сему бедствию поспособствовала и Маргарет Тэтчер со своими непопулярными экономическими и налоговыми решениями, что вызвало массовую безработицу.
Вдобавок "Суонси" вел постоянную борьбу с людьми, которым теперь приходилось жить в тени новой двухуровневой Восточной трибуны. Им полагалась компенсация за причиненные неудобства.
В своей автобиографии Рэй Кеннеди писал страшные вещи о валлийской команде. Он признавался, что клуб прогнил насквозь, погряз в долгах, посредством тайных выплат игрокам. Этот период оказался сложным для всех. Джон Тошак поругался с правлением, в результате чего Футбольная ассоциация Уэльса запретила ему в течение 4-х месяцев находиться на скамейке.
Ближе к концу того мрачного сезона наставник "лебедей" запаниковал и выставил на трансфер своих лидеров. Так в команду пришли молодые Даррен Гейл, Джимми Лавридж и Колин Паско. Несложно догадаться, что авторитет в раздевалке наставник утерял, как и все влияние на команду. Голкипер команды Дай Дэвис замечал: "Его голова, можно сказать, пала так низко, что подбородок волочился по земле". Свое зло Тошак вымещал на персонале, многие из них уйдут по окончании сезона.
Падение продолжилось и в сезоне 1983/1984. Сперва сокращение зарплаты, которое спровоцировало уход лидеров из команды практически за бесплатно. Лейтон Джеймс на самом деле ушел свободным трансфеорм в "Сандерленд". Робби Джеймс уехал играть в "Сток" всего за 130000 фунтов, Алан Кертис направился в "Саутгемптон" за 85000 фунтов.
Валлийцы затратили на усиление состава 2.2 млн фунтов, а выручили с продажи лишь 715000. Тем не менее, Кубок Уэльса был взят в ушедшем сезоне, так что в новом "Суонси" пришлось начать выступление в розыгрыше Кубка кубков. Не самый подходящий момент для этого. К началу розыгрыша трофея команду покинули Дай Дэвис и Джемал Хаджеабдич. От безвыходности Джон Тошак подписал очередного "красного" Эмлина Хьюза по прозвищу Бешеная лошадь. Правда, ему на тот момент было уже 36 лет и лучшие моменты карьеры Хьюза остались далеко позади. Он вышел на поле всего 7 раз.
Поражение следовало за поражением, удар за ударом, но то, что произошло дальше, тяжело объяснить даже после всего увиденного. Сначала у клуба сменился владелец. Место Малколма Струэла занял Дуг Шарп, фанат "Суонси" и человек, сколотивший состояние благодаря развитию недвижимости. Вскоре ушел и Джон Тошак (29 октября 1983 года), но только, чтобы всего через 53 дня вернуться снова, а затем, 5 марта уже 1984 года, Шарп снова его уволил.
Ответственность за команду взял бывший ее игрок Лес Чаппел, но "Суонси" все равно вылетел в Третий дивизион. Так что в команду был приглашен Колин Эплтон. Он прекрасно зарекомендовал себя игроком в "Лестере" и менеджером "Халл Сити". Этот вариант показался всем прекрасным. Казалось, что тяжелые времена теперь позади, но на деле было не так.
48-летний специалист продержался на посту до начала декабря 1984 года. Приговором стало поражение в Кубке Англии от клуба "Богнор Риджис" из Истмийской лиги. К моменту прихода Эплтона "Суонси" не побеждал на выезде в течение 43 матчей к ряду, на 47-й встрече, правда, этот антирекорд удалось прервать. Сомнительное, но хоть какое-то достижение для очередного менеджера "лебедей".
Самым удивительным казалось, что при всех неутешительных результатах, "Суонси" редко проигрывал крупно. Однако, все становится на свои места, когда понимаешь, что ворота защищал неподражаемый Джимми Риммер, который был единственным человеком, который действительно приносил пользу команде.
За 9 дней до Рождества на "Вейтч" прибыл уже 5-й менеджер за последние 15 месяцев. Им был легенда "Вест Хэма" и человек, который славился тем, что всегда говорил начистоту - Джон Бонд. "Называйте меня Босс", - произнес он моментально по приходу в команду.
Он также заявил, что имеющийся сейчас состав является худшим из всех, что когда-либо он видел, попросил болельщиков сплотиться вокруг команды и пригрозил защитникам, что запрет их в тюрьме Пентонвиль.
Бонд собрал в свою команду уже старых игроков, но которые могли похвастать огромным опытом. Ими были Пол Прайс, сильный центральный защитник сборной Уэльса, Рэй МакХэйл, полузащитник, который любил идти в жесткие отборы, и Дерека Парлая, нападающего, который когда-то играл за "Рейнджерс" и сборную Шотландии.
Бонд сумел спасти команду от очередного громкого падения. В последнем туре с "Бристоль Сити" им была необходима хотя бы ничья. Они вымучили 0-0, но остались в Третьем дивизионе.
Если болельщики "Суонси" подумали, что такой конец станет для них переворотным, они ошиблись. Ужасы продолжали преследовать клуб. Буквально через месяц появились новости о том, что у клуба большие долги перед игроками, местными жителями, которым до сих пор не выплатили компенсацию за перестроенную трибуну, неоплаченные предыдущие трансферы и далее по списку. В конце октября ситуация стала плачевной. Клуб не уплатил налоги на очень крупную сумму (102178 фунтов). Управление по налогам подало иск в высокий суд Англии. Платить клуб не мог, так что он был выставлен на продажу. По некоторым данным "Суонси" оценивался в сумму от 750000 до 1000000 фунтов стерлингов.
Первое слушание было отложено на две недели, футбольный клуб вел переговоры с городским Советом. Но никто помогать и не собирался, какого-либо пакета мер по спасению так и не было, потому 20 декабря в Лондоне суд состоялся.
Этот день должен был стать самым "черным днем" в истории клуба. Дело рассматривалось сэром Джеремайя Харманом. Это был старый мужчина, выпускник Итонского колледжа, бывший офицер Гвардии, назначенный на свою должность в 1982 году. Он был самым настоящим хамом. И все, кто оказались им как-нибудь обижены или оскорблены (а таковым было достаточно), звали его "отвратительный Харман". Даже юристы описывали его как "грубого, невоспитанного, непредсказуемого и неприятного задиру".
Однажды прямо в суде, когда свидетельница по одному из рассматриваемых дел, сказала, что предпочитает, чтобы к ней обращались "Мисс", Джеремайя Харман ответил: "Я всегда думал, что существует всего три типа женщин - жены, шл*хи и любовницы".
Его не интересовал спорт - никакой и вообще. Ему не было интересно ничего, что касалось современной жизни. Он жил в своем мире. Однажды он продемонстрировал свое невежество, публично заявив, что не знает никакого Пола Гаскойна.
Слушание длилось едва ли больше получаса, после чего Харман спокойно обвинил клуб в "краже" денег и даче ложных обещаний. Это могло значить только одно - футбольный клуб "Суонси" закончил свою историю, спустя 73 года он погиб.
Вскоре новости достигли "Вейтч". Фанаты не могли поверить в то, что это произошло. Они ждали этого момента, ждали именно такого исхода, но все равно не были готовы к нему. Футболисты едва сдерживали слезы. Но обиднее всего, наверное, было Харольду Вулокотту, агроному клуба. Он провел в команде большую часть своей жизни, 30 лет. Матч с "Уолсоллом", который был назначен на следующий день, разумеется, отменили. СМИ были уверены,что это и есть бесславный конец, потому уверенно печатали турнирные таблицы в газетах уже без учета "Суонси".
Но нашлись люди, которые не могли позволить судье Харману добиться своего. В течение всего нескольких часов после вынесения вердикта была запущена кампания, которая получила название "Swans Aid". Дэвид Сэвидж, Мэл Нерс, Харри Хайд, Бобби Джонс и Питер Ховард - пятеро человек, входивших в совет клуба, которых позже прозвали "Знаменитая пятерка", занялись спасением "Суонси". Ради сохранения этой команды объединились даже Малколм Струэл и Дуг Шарп. Выслушав доводы "Знаменитой пятерки", а так же Шарпа и Струэла, суд решил дать клубу шанс до 13 января.
Коллективными усилиями все бросились спасать валлийский клуб. Ветерана команды Томми Хатчинсона всего через три дня после того, что должно было стать концом, назначили ответственным за игровой персонал и сделали играющим тренером. Его помощником стал Джимми Риммер. 13 января 1986 года на "Вейтч" при помощи старых связей Хатчинсона и Бобби Джонса была проведена товарищеская встреча с "Манчестер Юнайтед", которая собрала большую часть стадиона и, разумеется, хорошие деньги - более 45000 фунтов.
Рон Аткинсон привез сильнейший состав на игру - Марк Хьюз, Майк Даксбери, Гордон Стракан, Грэм Хогг, Брайан Робсон. В Уэльс прибыли звезды и победили 5-1. А после игры один фанат выписал валлийцам чек на 10000 фунтов.
Большую сумму вложил и сам Дуг Шарп. Это дало клубу еще 28 дней. Но по крайней мере, в конце туннеля теперь был виден свет. Лишь только 24 марта 1986 года судья был достаточно убежден в надежности кампании и приказал жить "Суонси" до конца сезона.
20 июля того же года судья Хофманн отменил приказ о ликвидации клуба к всеобщей радости и облегчению. Финансовый пакет Дугласа Шарпа получил практически единогласную поддержку. Команда не смогла бороться за сохранение прописки и ожидаемо вылетела в Четвертый дивизион. Они заплатили страшную цену за свое неэффективное управление и вернулись туда, где 8 лет назад все только начиналось.