19 мин.

Неаполитанский Голливуд

Такого подъема, который сейчас переживает "Наполи", еще не было в истории клуба. Это можно смело утверждать.

Спору нет, с двумя скудетто и Кубком УЕФА нынешние достижения "адзурри" пока не смогут сравниться. Но успехи второй половины 80-х даже сложно назвать клубными достижениями - это были несколько лет сказки , ниспосланные неаполитанцам божественным Диего Марадоной. До Эль Пибе "адзурри" играли в чемпионате очень посредственно , после - случился резкий спад, а затем и вылет в Серию В. Считайте , что это была особая команда под названием "Наполи Диего Марадоны", которая возникла в 1984 году и просуществовала семь лет.

Сейчас в Неаполе мы имеем нечто совершенно другое - Проект. Команда больше не зависит от одного игрока или даже группы исполнителей. Теперь клуб пытается действовать дальновиднее, а не  просто тратить деньги на футболистов, занять определенное место в чемпионате и дойти до определенной стадии в еврокубках.

У  "Наполи" одна-единственная цель - стать лучше. Неважно, как это отразится на турнирной таблице, но клуб должен развиваться на всех уровнях : улучшать команду, работать с болельщиками , развивать инфраструктуру, строить новый стадион (о нем обещают подумать уже через пару-тройку лет). Именно поэтому достаточно странно, что творцом нынешнего успеха "Наполи" называют Вальтера Маццари. Или же кого-то из трио Хамшик-Лавесси-Кавани.

Спору нет, Маццари великолепный тренер, который проделал в Неаполе потрясающую работу. В адрес игроков атаки "Наполи" тоже сложно переборщить с комплиментами. Но все-таки , как это часто бывает , клубные боссы и в случае с неаполитанской командой остались несколько в тени командного успеха. При всем уважении, которым пользуется в Неаполе Аурелио Де Лаурентис, мало кто в полной мере осознает, насколько колоссальную и грамотную работу проделал президент.

 

 

             Соккер вместо футбола       

Когда Аурелио Де Лаурентис стал президентом "Наполи", можно было подумать, что неаполитанский клуб для него - не более чем игрушка, которую со временем можно выбросить за ненадобностью. Де Лаурентис - известнейший киномагнат, сын Луиджи Де Лаурентиса и внук Дино Де Лаурентиса. Эта кинодинастия известна своими проектами далеко за пределами Италии.

Ум и таланты Аурелио сомнений не вызывали. Но то, что хорошо в киноиндустрии, в футбольном бизнесе может принести немало вреда для команды. И первые его действия на президентском посту только укрепили эти подозрения. Де Лаурентис сходу сделал, скажем так, театральный жест. Он заявил, что неаполитанский клуб не будет марать гордого имени SSC Napoli, играя в низших лигах, поэтому на некоторое время его стоит переименовать в Napoli Soccer.

В тот момент когда Аурелио приобрел "Наполи", ситуация в клубе была не ахти какой. Из-за финансовых задолженностей "партонопейцы" не смогли заявиться в Серию В. Максимум, что удалось Де Лаурентису добиться от Федерации - место в С1. Это было уже немало, ведь федералькальчо могла опустить "адзурри" еще ниже.

Учитывая то, что все игроки обанкротившейся команды автоматически стали свободными агентами, "Наполи" вынужден был набирать новые кадры. Проделанную в этом направлении работу можно назвать очень успешной: из той команды, собранной за короткое время, многие игроки (Соса, Монтервино, Гатти...) дважды прыгнули из "Наполи" на категорию выше и бегали в стане "партонопеи" в Серии А. Тот же Джанлука Грава до сих пор приносит немалую пользу команде. Как для Серии С1, у  неаполитанцев был просто потрясающий состав с футболистами вроде Игнацио Абате, Николы Поцци, Игнасио Пиа...

Однако мало заполучить классных исполнителей - не менее сложно слепить нечто боеспособное из совершенно несыгранного коллектива. Первым за решение этой задачи взялся Джампьеро Вентура, но полсезона под его руководством для команды прошли неудачно. Винить тренера особо не приходится, ведь команда пропустила предсезонную подготовку, потому и физическая форма, и взаимопонимание игроков оставляли желать лучшего.

К рождественской паузе в чемпионате "Наполи" подошел, занимая место ниже зоны плей-офф. Поэтому на праздники руководство клуба работало не покладая рук: пришел целый ряд качественных игроков, а Вентуру на посту алленаторе сменил Эдоардо Рея. Зимние перестановки пошли команде на пользу - "адзурри" финишировали в зоне плей-офф.

И вот здесь началось самое интересное. Соперником в матчах на вылет стал "Авеллино". Одноименный город находится совсем рядом с Неаполем, и поединки команд - принципиальное дерби. Кризисное состояние "Наполи" несколько уровняло шансы, что способствовало ажиотажу вокруг матча. Стоит сказать, что несмотря даже на статус команды третьего дивизиона, на "Сан-Паоло" во время домашних матчей "Наполи" все же собиралось около 60 тысяч человек. Игра с "Авеллино" произвела фурор, со всеми полагающимися дерби беспорядками.

Атмосфера в первом матче на "Сан-Паоло" была под стать ключевым поединкам в борьбе за скудетто. Тем более удивительно становится то, что "волки" сумели выстоять в Неаполе (0:0). Хотя "адзурри" явно владели преимуществом, гости достаточно уверенно держали оборону. В ответном  матче "Авеллино" праздновал победу 2:1 - на последних минутах поединка.

   Чем еще примечательна та команда? Да хотя бы тем, что вместо титульного спонсора, "адзурри" на футболках рекламировали новые фильмы Де Лаурентиса. На фото амуниция в предверии фильма "Любовь на Рождество"

 

Разочарование от непопадания в Серию В стало тем сильнее, что растянулось на все лето: сначала в клубе напрасно надеялись , что "Наполи" повысят в ранге из-за финансовых проблем "Мессины",  затем, уже ближе к сентябрю , неаполитанцам путевку в дивизион выше могли обеспечить другие "проблемные" команды (таковыми оказались "Пескара" и "Торино"), но каждый раз судебные решения принимались не в пользу неаполитанского клуба.

Интересно, что в случае с "Мессиной" арбитражная коллегия уже было решила, что "Наполи" будет играть в Серии В, но после того как дело пересмотрел региональный арбитражный трибунал , неаполитанцев оставили в С1.

"Наполи" не впервой сталкиваться с неприязнью к своему клубу со стороны "остальной" Италии, поэтому действовать по принципу "надейся, но и сам не плошай" они научились давно. Летом в команду пришли несколько исполнителей, которые по своему уровню дотягивали даже до Серии А - это Дженнаро Йеццо, Рубен Мальдонадо и Мариано Больячино.

Но что самое важное, обидное поражение в плей-офф не спровоцировало Де Лаурентиса уволить Рею. То, насколько дисциплинированно и грамотно действовал клуб на протяжении последующих  лет - заслуга именно Эдоардо. Уже в начале сезона 2005/06 было видно, что алленаторе хорошенько настроил командный механизм: "адзурри" с первых матчей создали для себя приличную фору и, несмотря на некоторый спад в январе, уверенно вышли в Серию В. Отметить в той команде стоит форварда Эммануэле Калайо - лучшего бомбардира сезона в С1 (18 мячей).

 

                                                                     Эди Рея 

 

                     Разборки в трясине    

Как только "Наполи" вышел в Серию В, Аурелио Де Лаурентис торжественно объявил, что клуб возвращается к своему прежнему названию -  Società Sportiva Calcio Napoli.  

Получается, что после двух лет существования Napoli Soccer канул в Лету. На самом деле, было бы справедливо применить это название ко всем трем годам выступлений "Наполи" в низших лигах. Все-таки в Серии С1 и Серии В существовал "Проект "Наполи-1", а начиная с межсезонья перед выступлениями в элите, был дан старт масштабной стройке "Проекта "Наполи-2". Поэтому давайте договоримся : в этом материале под именем Napoli Soccer будет идти речь о той команде, что родилась 6 сентября 2004 года просуществовала вплоть до попадания "адзурри" в Серию А.

Время Napoli Soccer стало очень любопытным периодом в истории неаполитанского клуба. Если вспоминать то, с каким стремлением и самоотдачей боролись футболисты, как уверенно (но отнюдь не с легкостью) далось им повышение в классе, даже язык не поворачивается назвать то время "черным периодом" в истории.

Да, кстати, во время выступлений "партонопейцев" в Серии В второй итальянский дивизион смотрелся чуть ли не интереснее, чем первый. Помимо "Наполи", играли "Ювентус", "Дженоа", "Болонья", "Брешиа", "Верона", "Бари", "Пьяченца", а также очень неплохо выглядевшие "Римини" и "Мантова". Если в Серии А рулил только "Интер" и заметно уступавшая ему "Рома", то в Серии В борьба велась жесточайшая. Даже "Юве" пришлось изрядно попотеть, причем в первую очередь из-за неожиданно серьезного сопротивления со стороны соперников, а не из-за минус девяти очков штрафа.

"Ювентус" был вне всякого сомнения лучшей командой серии "кадетти", ну а "Наполи" - без вопросов, второй. Интересно, что и в Кубке Италии неаполитанцы проявляли себя очень здорово, играя в Серии  С1, они дошли до 1/8 финала. уступив "Роме", а на следующий сезон, будучи в Серии В, опять дошли до этой же стадии, где уступили "Парме".

Пожалуй, многих футболистов той команды можно назвать настоящими клубными легендами. Несмотря даже на средний уровень этих исполнителей , было бы вполне справедливо поставить их в один ряд с футболистами Золотого "Наполи" времен Марадоны и Кареки.

Франческо Монтервино - один из тех футболистов, кого редко обсуждают, но при этом он пользуется безграничным уважением. Его привычной позицией было место опорника, но Франческо мог сыграть и в центре обороны, и на бровке.

Интересно, что Монтервино играл в "Наполи" еще с 2003 года и стал единственным футболистом, кто остался в клубе после финансового краха. Частично из-за этого ему и вручили капитанскую повязку. Но в большей мере, конечно, из-за невероятной харизмы и работоспособности футболиста - качеств, с помощью которых Ческо компенсировал недостаток таланта.

Монтервино - истинный южанин, игрок с характером, который идеально вписывался в команду того времени. И пусть он по своему уровню тянул только на Серию В, для "Наполи" Франческо - легенда.

 

Мариано Больячино - игрок высококлассный, выступающий сейчас за "Кьево". Как и Монтервино, он был именно тем, кто нужен "Наполи" : жесткий, неуступчивый, умеющий играть на многих позициях в полузащите. В Серии А его бомбардирский талант проявлялся не так часто, но в той же серии "кадетти" Мариано своими голами сделал для "Наполи" очень многое. Учитывая жесткую борьбу и малую результативность в Серии В того сезона, каждое взятие ворот Больячино было на вес золота - фактически все голы уругвайца оказывались либо решающими, либо переломными. После ухода Эди Реи из "Наполи" игрока, по мнению неаполитанских тифози, незаслуженно отодвинули на второй план, а затем и продали. Мариано для них - кумир, и это вполне объяснимо.

 

Дженнаро Йеццо - основной вратарь "Наполи" того времени, не раз надевавший капитанскую повязку.  На протяжении своей карьеры Йеццо звезд с неба не хватал, но основному требованию для игрока "адзурри" вполне отвечал - надежный и матерый.

Что еще немаловажно, Йеццо - почти неаполитанец. Он вырос в городке Кастелламаре ди Стабия в провинции Неаполя, карьеру начинал в клубе родного города "Юве Стабия".

Дженнаро достаточно долго стоял в воротах "Наполи" и в Серии А, причем даже запомнился несколькими яркими выходами, вроде парированного пенальти от Кака в игре с "Миланом". Однако, купив Де Санктиса, "адзурри" явно хотели получить вратаря более высококлассного и молодого. Сейчас на заслуженной пенсии, ему 37 лет и на этот сезон с ним контракт не продлевали

 

Роберто Соса - если рассматривать Napoli Soccer как отдельный клуб и сравнивать его с SSC Napoli, то Роберто "Эль Пампа" Соса - местный Марадона. И не только из-за национальности и позиции на поле.

Если переход Марадоны в "Наполи" придал мощный импульс развитию клуба, способствовал тому, чтобы в Неаполь переходили классные исполнители, то и Соса стал неким первопроходцем , харизматичной личностью, за которой потянулись остальные игроки.

По большому счету, пик карьеры Сосы пришелся на конец 90-х, период его выступления в "Удинезе", а в "Наполи" Роберто перешел уже после того, как карьера пошла на спад. Но именно для "адзурри" аргентинский гигант стал культовой личностью - он был первым приобретением "Наполи" эпохи Де Лаурентиса, и тот факт, что клубу сразу же удалось подписать столь именитого форварда, поднял настроение тифози. Для неаполитанцев "Пампа" стал любимчиком еще до того, как ступил на футбольный газон.

Соса много не забивал, но на его счету немало важных мячей, потому неудивительно, что на этого игрока продолжали надеяться и в Серии А. Так что Роберто на некоторое время стал даже рекордсменом по количеству выступлений за "Наполи" времен Де Лаурентиса, потом, правда, его обошел Каннаваро.

Еще одна параллель с Марадоной : Соса - последний, кто носил в "Наполи" футболку с десятым номером. Кстати, "Пампа" прославился еще и тем, что демонстрировал после забитого гола надетую под низ майку с изображением Эль Пибе и надписью : "Кто любит, тот не забывает".

                                    практически вся команда ...

                             

                  На грани      

В список легенд Napoli Soccer стоило бы добавить и Паоло Каннаваро. Он пришел в "Наполи", когда "адзурри" были в Серии В, но все же Каннаваро-младший ассоциируется уже исключительно с SSC Napoli - он был куплен в молодом как для центрбека возрасте, вокруг него планировалось построить защиту в новой команде.

Можно сказать, что покупали Каннаваро в соответствии с новой трансферной политикой клуба, рассчитанной под Серию А. Если раньше ставка делалась на матерых игроков, которые смогли бы пройти с клубом через "чистилище" и вернуться вместе с ним в элиту, то с возвращением в Серию А пошла работа на перспективу.

                                                     Паоло  Каннаваро 

Здесь стоит подробнее рассказать о трансферной стратегии Аурелио Де Лаурентиса. У президента "Наполи" вообще имеется свой особенный взгляд на многие вещи, но при этом его мысли нельзя назвать сумасбродными. Скажем, Аурелио очень скептически относится к юным вундеркиндам. Если ему предлагают выложить кругленькую сумму за юнца, который еще не проявил себя на высшем уровне, он скажет приблизительно следующее : "Минуточку, вот вы мне говорите, что этот футболист - гений. Но кем это было доказано? На каких серьезных турнирах он демонстрировал свой высокий класс? Ведь дело не только в технике и таланте - очень важно, чтобы он демонстрировал высокий уровень и в психологии, и в морали...Вот что отличает истинных чемпионов!" Во всяком случае, приблизительно это звучало во время одного телеинтервью.

При этом "Наполи" подкупает именно тем, что строит свою команду вокруг молодых игроков. Их приобретают не в 18 или 19 лет, а уже в 21-23 года, когда характер игрока уже окончательно сформировался, и ему нужна только взлетная полоса в виде серьезного клуба.

В плане трансферной политики "партонопейцы" действуют на грани между грандами и маленькими командами. Они особо не воспитывают юных игроков, а также не покупают возрастных исполнителей на роли потенциальных лидеров. "Адзурри" приглашают молодых ребят, которые созрели для того, чтобы стать чемпионами, но еще ими не стали.

Паоло Каннаваро - идеальный пример футболиста, который отвечал этим трансферным приоритетам. Он был достаточно молод, имел сильный характер, под стать брату. А еще он был коренной  неаполитанец, воспитанник клуба и человек, который готов землю грызть за честь "Наполи".

   Де Лаурентис рядом с тогдашним спортдиром "Наполи" Пьерпаоло Марино. Этот дядя привел в  клуб Лавесси, Каннаваро и Хамшика, как и многих других новичков "Наполи"...      

 

Последнее для Аурелио Де Лаурентиса имеет едва ли не первостепенное значение. Если президент подозревает, что игрок хочет перейти к нему в команду только ради денег, трансфер не состоится. Да и на тренеров это тоже распространяется. Когда "Наполи" рассматривал кандидатуру Вальтера Маццари, у Де Лаурентиса возникло подозрение, что бывший наставник "Сампдории" покинул свой клуб из-за плохих финансовых условий и сейчас ищет кормушку получше. До тех пор, пока Аурелио не убедился в обратном, переговоры с Вальтером пребывали в замороженном состоянии.

Когда летом 2007-го "Наполи" приобрел Хамшика и Лавесси, Де Лаурентис тоже был уверен в бескорыстности этих игроков. Ради неаполитанского клуба Марек и Эзекиель отклонили предложения  от клубов Восточной Европы - какие еще нужны доказательства!

Такая трансферная политика явно приносит результат : когда на поле играют "партонопеи", у футболистов этой команды "горят глаза". Наверное, ввиду темперамента самого города и его обитателей игроки "адзурри" просто не могут не зарядиться энергетикой. Если ты футболист "Наполи",  будь уверен : ты живешь среди помешанных на кальчо людей. Но, что приятно, для этих сумасшедших ты - царь и бог!

 

           Пути Господни ведут в Неаполь   

Резюмируя эти годы выступлений "Наполи" в Серии А, мы можем сказать, что неаполитанский клуб с завидным постоянством решал свои задачи, и неважно, на каком месте команда завершала сезон. Главное для Аурелио Де Лаурентиса - прогресс коллектива.    

Для грандов такой подход не типичен. Все решают прибыли, а чтобы признать сезон успешным, надо дойти до определенной стадии в еврокубках и занять определенное место в чемпионате страны. Что касается Де Лаурентиса, в этом плане его политика схожа с политикой провинциальных клубов. Для него показателем является только сам футбол. Понимание того, что развитие команды идет в правильном направлении, для него важнее цифр и классификаций. Под эти цели "Наполи" даже подыскал нужного наставника - Вальтер Маццари, который вовсе не тренер-диктатор, подходящий для грандов, а тренер-психолог, умеющий не просто выжимать из игроков максимум, а делать их лучше.

Тифози "Наполи" часто припоминают президенту увольнение Эдоардо Реи - этот наставник стал героем, вернув команду в Серию А. Де Лаурентис после спада в игре "адзурри" поставил на его место Роберто Донадони. То, что Донадони неудачно проявил себя на должности алленаторе неаполитанцев, вроде бы подтверждает ошибку президента. Но Аурелио при всей своей экспрессивности вовсе не руководствуется одними лишь эмоциями. Вспомните первый сезон "Наполи" в Серии С1 и проигрыш в плей-офф "Авеллино". Сколь обидным ни было то поражение, а увольнять Рею, пришедшего в клуб в январе того года, не стали. Президент понимал: при Эди команда постоянно прогрессировала, ввиду этого на локальные неудачи , пусть даже столь серьезные, можно было закрыть глаза. При Рее клуб провел просто замечательные первые полсезона в Серии А, и только из-за неопытности футболистов и короткой скамейки запасных "Наполи" скатился на восьмое место.

Во втором сезоне у Эдоардо было также немало трудностей, которые следует брать в расчет. Во-первых , это капризы Эзекиеля Лавесси, который начал конфликтовать с Аурелио Де Лаурентисом. Владелец отметил, что хоть Лавесси и сравнивают с Марадоной, молодой нападающий сейчас не выкладывается достаточно, чтобы и близко стоять рядом с Эль Пибе. Во-вторых, трудности были и с другим аргентинским форвардом - Германом Денисом. Таранный нападающий, который классно выступал в чемпионате Аргентины за "Индепендьенте" и который обошелся "адзурри" в 8 миллионов евро, мало что показывал в Неаполе.

Быть может, во многом именно из-за проблем с позицией таранного форварда "Наполи" по-настоящему прорвало только на третий сезон выступлений в Серии А. Первый год в вышке на передовой играл, причем достаточно успешно, Марсело Салайета. Но в последние пару месяцев сезона уругваец был "партонопейцам" не помощник - Марсело серьезно травмировался. Салайету подменял опытный Роберто Соса, который , как говорится, борозды не портил, но и глубоко не пахал. В следующем сезоне ни Денис, ни вернувшийся в строй Салайета результативной игры не продемонстрировали. Поиски классного "наконечника" закончились только на третий сезон выступлений "Наполи" в элите, и Эдинсон Кавани стал тем элементом, которого неаполитанской команде не хватало для окончательного прорыва.

Уругваец был образцом игрока, который вписывался в трансферную политику Де Лаурентиса. Он уже сформировался в очень высококлассного нападающего, но при этом было видно, что Кавани может прибавить. Кроме того, в "Наполи" Эдинсона манили не только деньги. Кавани со всей искренностью верующего человека заявил, что "путь в Неаполь мне указал Бог". Когда видишь, как быстро "Матадор" стал в этом городе звездой мирового футбола, начинаешь верить его словам.

 

            "Американский" президент         

Де Лаурентис многим кажется эдаким "фриком", который может нести чушь. На самом деле, как работающий в киноиндустрии человек, Аурелио любит искать нестандартные решения, пытаться заглянуть в будущее и быть открытым для новых веяний. В Италии, стране достаточно консервативной, президента "Наполи" не всегда понимают.

Скажем, он не стесняется говорить, что футбольный мир очень устарел. Как киношник Де Лаурентис очень хорошо понимает, что в спорте необходим элемент шоу. В той же NBA, которую Аурелио любит ставить в пример, все делается ради болельщиков - баскетболисты пытаются не только играть на результат, но и развлекать зрителей.

Так как в кальчо все это не особо практикуется, можно часто видеть полупустые трибуны и спад интереса к этому виду спорта. Достаточно заметно, что владелец "адзурри" восхищается Америкой. Так, во время интервью он часто использует американские термины вроде target group, entertainment и т.д. Да и свой клуб в Napoli Soccer он вряд ли переименовал случайно. Если бы Аурелио дать волю, он бы вообще перекроил всю футбольную Европу по принципу NBA, разделив ее на Восток/Запад и сделав одну мощную лигу. Звучит дико, но только из-за того, что мало у кого есть смелость сказать всем, что футбол надо улучшать и  делать более современным. Если он не меняется, это не значит, что он хорош именно в той форме, в которой существует.

Обидно, что в Италии к Де Лаурентису относятся как к некой разновидности птицы-говоруна, потешаясь над его идеями. Но в прошлом сезоне Аурелио пора было воспринимать всерьез - то, что продемонстрировал его "Наполи", как раз и есть воплощением философии президента.

Когда он говорит, что "просто хочет, чтобы его команда показывала лучший футбол", для апеннинских футбольных функционеров эта фраза может звучать несерьезно, от нее попахивает провинциализмом. Но на самом деле зрелищность - краеугольный камень успешности американских спортивных лиг, самых прибыльных в мире.

Сейчас "Наполи" играет прежде всего в яркий, эффектный футбол. Как следствие, полные трибуны красавца "Сан-Паоло", невероятная атмосфера во время поединков "адзурри" и любовь к команде далеко за пределами Италии.

Очень похоже на то, что киномагнат Аурелио Де Лаурентис создал свой лучший шедевр.  

все материалы П. Чаяло "Кальчо. История ит. футбола" от football.ua

Другие темы в блоге :

Язык мой - враг мой!