Давидс был великим игроком. Но иконой футбола стал благодаря очкам
Главный футбольный аксессуар 90-х.
Давидс больше не бьет болельщиков и одноклубников, не посылает тренеров и не попадает на обложки футбольных симуляторов. Взрывной голландец занялся бизнесом и спортивным маркетингом, стал послом ООН и полжизни проводит в самолетах.
Одно осталось неизменным – очки.
Давидс на телешоу – в очках. Давидс на флоридском пляже и в горном походе – в очках. В строгом костюме или худи с козерогом, с Роналдиньо или босым мьянмарским пацаном – Эдгар всегда в очках.
Очки стали обязательной частью образа, а двадцать лет назад сделали Эдгара иконой.
Давидс был одним из лучших опорников 90-х. А очки надел из-за глаукомы
В конце 90-х «Ювентус» прописался в финалах Лиги чемпионов, а Давидс входил в мировой топ центральных полузащитников. На пике у голландца не было слабых мест. Тепловая карта его перемещений по полю согревала Марчелло Липпи. Нестандартная уличная техника выносила мозг болельщикам и позволяла на равных воевать с Роналдиньо в фристайле. Физика и цепкость добивали список, не оставляя шансов соперникам.
Давидс давил оппонентов в синергичной связке с Зиданом: финтами закручивал им ноги вокруг таза, ломал агрессией и хваткой. Он не вписывался в формат: для опорника нетипично много атаковал, а для бокс-ту-бокса слишком хорошо чувствовал ритм игры. В 1998-м Эдгар вошел в топ-10 «Золотого мяча», причем оказался лучшим на своей позиции. Через год он чуть не закончил карьеру.
У футболиста диагностировали глаукому – поражение глаза, которое ведет к слепоте и мало совместимо с ударами по мячу головой. Так Давидсу аукнулся удар по затылку, пропущенный в одном из матчей в 1995-м.
Отпуск-1999 ювентино провел в кабинете статусного голландского офтальмолога Ритвельда. Тот просчитал риски и рекомендовал очки, с которыми знаменитый пациент сможет вернуться на поле. Плюс прописал сильные глазные капли, из-за которых дебют очкарика состоялся не в серии А. Врач «Юве» Риккардо Агрикола нашел в каплях игрока ацетазоламид – запрещенное мочегонное, которое помогает быстро вывести допинг из организма. Доктор отправил запрос на терапевтическое исключение; пока выбивал разрешение, начался чемпионат – Эдгар пропустил первый тур.
Выйти на поле в очках тоже было не так просто. Но после разрешения ФИФА голландец устроил яркую премьеру.
4 сентября Голландия играла с Бельгией и к 30-й минуте летела 0:2. Давидс феерично презентовал новый образ, вернув оранжевых в игру. Эдгар начал удачным ударом с подбора, а потом выкрал гол из портфолио Марадоны: обыграл четырех соперников и внешней стороной стопы закрутил в дальний.
В то время Давидс носил марку Oakley. Компания разработала очки специально для него, взяв за основу модель Racing Jackets и ее вариацию – Water Jackets. Они были облегченными, почти невесомыми, с пластиковыми небьющимися линзами и длинным списком продвинутых фич. Технологии разрабатывали для велосипедистов, гонщиков и сноубордистов: мир Давидса стал предельно контрастным и четким.
Очки периодически запотевали и бесили Питбуля. Наверное, кости соперников в такие минуты трещали сильнее обычного. Но голландец быстро втянулся, привык, начал варьировать цвета и дизайны: появились оранжевые линзы для сборной и белая оправа для «Юве».
Через год врачи разрешили Давидсу играть без очков. Эдгар вытерпел ровно один матч – второй тур Евро-2000 против датчан. На следующую игру он снова надел очки – и уже не снимал.
Подколки от партнеров быстро прекратились. Однажды Яп Стам ляпнул в перерыве: «Эдгар, начинай играть, нет времени кататься на лыжах». Стам легко построил бы карьеру киношного Франкенштейна без грима и компьютерной графики, но Давидс поставил на место бритоголового монстра. Питбуль ответил так нецензурно и мощно, что цитату не решилось повторить ни одно издание.
Эдгара подписал Nike. Он и Бекхэм запустили эру коммерции в футболе
Тем временем мир менялся. В тонированных облегающих очках, с неизменными дредами, Давидс выглядел так, словно прибыл из постапокалиптического будущего. Все хотели выглядеть так же. Спортивные очки вошли в моду. Racing Jackets взлетели в топ продаж и стали мировым бестселлером. Производитель подсуетился и выпустил не такие легендарные, но тоже успешные Oakley Pit Bull.
Nike переманил голландца, Эдгар стал лицом Nike Tarj Pro. Очки разрабатывались под Давидса – с минимальным ограничением периферического зрения – но поступили в прямую продажу: производитель предлагал покупателю в точности то, что носит звезда. Nike Tarj Pro стали вершиной коллекции-2003.
Имя Давидса превратилось в бренд, он стал самым узнаваемым полузащитником из тех, кто играл ближе к своим воротам. Причем за всю историю: про него узнали люди, вообще не смотревшие футбол.
Эдгар запустил бренд одежды Monta, через который популяризовал уличный стиль и фристайл. Засветился почти во всех культовых роликах золотой эры Nike. Полгода божил в «Барсе», облегчил адаптацию Райкаарда. Поиграл в «Интере», потом в Англии. Собрал больше 150 карточек и закончил карьеру двумя удалениями в двух последних матчах.
Глядя на Давидса и его влияние на Хави, «Барса» приняла необходимость полузащитника, отбирающего мячи – и развернулась в сторону великой эпохи. Игроки поняли важность имиджа, с голландца и Бекхэма началась коммерческая эра в футболе. Red Bull нарушил внутренние правила и подписал с Давидсом первый – и на долгое время единственный – индивидуальный спонсорский контракт.
Маркетинговый креатив Давидса, который успешно иконизировал свой образ – пусть и отчасти случайно – пригодился после футбола. Эдгар раскручивает собственные проекты, сотрудничает с крупнейшим пиар-агентством Anomaly. Вошел в совет директоров CAFE – партнера УЕФА, который помогает болельщикам с ограниченными возможностями. И почти не снимает очки.
Он и без них был хищником, королем середины поля. Но только с ними вышел за рамки чисто футбольной славы.
***
Подписывайтесь, не пропустите новые тексты!
ото: Gettyimages.ru/Shaun Botterill/Allsport, Martin Rose/Bongarts; instagram.com/edgardavidsofficial; REUTERS/Paolo Cocco, Jerry Lampen
Очень крутое высказывание .
За материал огромное спасибо!
Вот с автором соглашусь просто на 200%, что Эдгару очки придали такой мега популярности, хотя он и без них был крутейшим и популярным игроком. А какого драйва они придали, в рекламе Nike, когда команда крала мяч из здания.... Уххх
Это просто сказочная полузащита
Бергкамп, Клюйверт! Они должны были стат чемпионом мира