Торжество непрофессионализма
Суббота после победы сборной Англии над Болгарией была объявлена днем любительского футбола: болельщики «МЮ», «Челси» и «Ливерпуля» отправились на матчи своих местных команд. Иван Калашников сходил на игру английской версии ФК МВД, посмотрел, как маляр тренирует почтальонов, а также увидел баннер с надписью на русском языке.
– Ультрас – это по-русски «болельщики». Настоящие – такие, что ходят на все матчи, ездят на все гостевые игры. Мы не делаем ничего особенного, но мы всегда с командой. И неважно, в каком дивизионе она играет, – бодро объяснял мне совершенно британский на вид – румяный и белозубый – парень лет 17 по имени Джордан в красной футболке клуба «Хорнчерч» из седьмого английского дивизиона. – Я – ультрас.
С тех пор, как сборные стали играть по пятницам, последующий уик-энд оказался лишен большого футбола. На матчи английской премьер-лиги ходит в среднем по 35 тысяч человек, на матчи чемпионшипа – по 17 тысяч; вместе это огромная толпа людей, которым хочется занять себя привычным для субботы или воскресенья делом. Поняв механику процесса, болельщик «КПР» с любопытным именем Джеймс Доу учредил Non League Day – то есть массовый поход на матчи команд, которые не входят в первые четыре английских дивизиона.
Понятно, что не каждому болельщику «Ман Юнайтед» захочется идти на матч футбольного клуба «Мэйн Роуд», а фану «Тоттенхэма» – на «Харингей Боро», но для этого Лоу сочинил довольно убедительную аргументацию. Во-первых, местная команда может играть буквально за углом твоего дома. Во-вторых, всего двадцать пять человек, купивших билеты по 7 фунтов, полностью оплатят работу судейской бригады (примерно 8000 рублей), а двадцать шестой зритель уже принесет команде прибыль. В-третьих, дебютировавший в пятницу в сборной Англии защитник «МЮ» Крис Смоллинг всего три года назад играл в полулюбительской команде – значит, есть небольшой, но все-таки шанс увидеть футболиста, который через несколько лет будет выступать совсем на другом уровне.
В общем, 3 сентября объявили днем непрофессионального футбола, а к призыву отправляться в субботу на двух-трехтысячные стадионы публично присоединился бывший футболист сборной Англии Крис Уоддл, который начинал играть вне лиги в 18 лет и закончил там же в 40; это как если бы Андрей Тихонов позвал болельщиков на «Титан» (кстати, уже не реутовский, а клинский) или Роман Широков – на «Истру». Да и вообще поход на любительский футбол может быть чрезвычайно увлекательным без дополнительных стимулов – скажем, девять лет назад мне довелось посмотреть в один день матч Германия – Саудовская Аравия (8:0) и побывать на игре «Олимп» (Фрязино) – «Белая Дача» (Котельники); второй футбол оказался намного интереснее.
Заглянув в дико полезную карту, я выбрал матч Metropolitan Police FC v AFC Hornchurch – во втором завершал карьеру Дмитрий Харин; первый привлек названием, а также тем, что располагался недалеко от Хэмптон-Корта. В детстве я раз двадцать посмотрел фильм Наума Бирмана, а в юности раз десять прочитал книгу Джерома К. Джерома, – так что был просто обязан попасть в тот самый лабиринт.
Как обычно, жизнь оказалась устроена сложнее и интереснее, чем я предполагал. Еще до того, как я попытался выяснить, сколько же полицейских играет в команде «Метрополитан Полис», болельщики «Хорнчерча» развернули, прямо скажем, любопытный баннер.
Так я познакомился с Джорданом – парнем из Хорнчерча, немного учившим в школе русский язык. Год назад Джордан съездил в Москву и Санкт-Петербург, предсказуемо пришел в восторг от Питера и похода на «Зенит», после чего решил пришить к английскому флагу буквы «YЛЬТРАС». Сейчас он не пропускает ни одного матча своей команды, немного гордится тем, что вокруг стадиона «Хорнчерча» – огромная редкость для Англии – проложена беговая дорожка, а на поле тут и там попадаются дыры, оставленные метателями копья.
– Парни получают зарплату в клубе, но небольшую – это всего лишь подработка. Так-то кто почтальон, а кто грузчик. Правда, есть и пара менеджеров по продажам. Сам я работаю маляром-декоратором, – торопливо объяснял в перерыве тренер «Хорнчерча» Джим Макфарлейн. – В связи с этим есть мечта: выиграть Johnstone’s Paint Trophy – кубок футбольной лиги, который спонсирует лакокрасочная компания.
Мечта Джима пока недостижима – в этом турнире участвуют только клубы третьего и четвертого дивизионов; правда, на фоне коллег по седьмой лиге «Хорнчерч» смотрелся очень неплохо. У полицейской команды, которую на трибунах называли странным для американского уха прозвищем «Метс», было как-то совсем неважно с дисциплиной (в клубе оказалось всего два настоящих сотрудника полиции), ну и собственно с игрой – они не так часто переходили на чужую половину поля.
В концовке «Хорнчерч» забил два мяча, полицейские бросили играть, Джордан гордо свернул баннер и засобирался домой – в другой, восточный конец Лондона. На матч, кроме меня, пришли 170 человек, но в этот день некоторые стадионы Англии собрали больше тысячи зрителей. Было бы прекрасно, если бы именно эти люди назывались словом «ультрас».
Другие темы в блоге «Coffee & TV»: