6 мин.

Хоккеист зарезал судью, отсидел, а теперь снова играет

Возможно, они были любовниками.

Словацкие Кошице и Прешов разделяют полтора евро за автобус, который везет по отличной европейской дороге (примерно 37 километров), окруженной живописной лесополосой. 

5 января 2008-го там все было как и всегда. По заснеженному шоссе летели машины, и в одной из них ехали двое. Они дико ругались, а пассажир был стельку пьян. За рулем сидел Ладислав Шчурко, рядом с ним – Марек Липтай. 

Парни познакомились в 2002-м, вскоре стали лучшими друзьями, но через пару лет их пути разошлись. У одного нарисовалась классная перспектива с Северной Америкой, а другой остался в Словакии. 

Ладислав Шчурко

В 2003-м Шчурко вместе с юниорской сборной Словакии выиграл все матчи на чемпионате мира, кроме финала, а в 2004-м его задрафтовала «Филадельфия». Но за океаном ничего не вышло. Он вернулся на родину в хоккейный клуб «Кошице», где снова встретился с Липтаем, который вообще ничего не добился как игрок, но все-таки не хотел уходить из хоккея. 

Марек скользил по льду в полосатой форме со свистком в зубах, удалял игроков и был почти счастлив, но ему все время не хватало денег и щепотки драйва. Эмоции он вылавливал, когда ставил на спорт (для судьи это вообще-то противозаконно), но все время хотел чуть больше. 

*** 

В тот вечер в машине они сильно ругались, и Ладиславу пришлось даже притормозить у обочины. Ссора разгоралась, а потом случилось то, что стало головной болью для полицейских и свело с ума всю Словакию.

По словам Шчурко, после какого-то оскорбления в свой адрес он вытащил нож и всадил лезвие куда-то в область живота друга. Хлынула кровь, и он в ужасе вылетел из машины. После удара Липтай еще дышал, пытался зажать рану рукой и выбраться на улицу, но не вышло. 

Потом хоккеист вдруг взбесился еще сильнее, его сознание улетело куда-то в стратосферу, а тело творило страшные вещи: «Я помню только первый удар, а потом, когда очнулся, увидел, что нанес Мареку 18 или 19 ножевых ранений». 

Марек Липтай

Придя в себя, убийца испытал шок, в панике огляделся, взвалил тело Липтая и триста метров тащил его вглубь леса. Там он прикопал его снегом, после чего сел за руль и уехал. 

Через день Ладислав вернулся, чтобы замести следы. Он отвез труп в глубину леса и старался получше закопать, но промерзшая почва не поддалась. Тело оказалось погребенным только на пару десятков сантиметров.

В итоге Шчурко кинул лопату в машину, и через несколько месяцев стал чемпионом Словакии. Его задержали только в 2009-м, когда он уже почувствовал себя в безопасности. 

До этого его пару раз допрашивали как свидетеля, но он ничего не сказал. Позже Шчурко объяснил это так: «Я знал, что совершил ужасную вещь, но не мог бросить команду. Хотел доиграть сезон. Я очень люблю хоккей». 

*** 

В декабре 2008-го тело Липтая отыскали из-за невнимательности преступника. В кармане убитого лежал телефон с сим-картой, а на тело наткнулась поисковая группа с собаками. Причастность Шчурко установили по записям с камер видеонаблюдения, которые зафиксировали маршрут следования автомобиля. 

Хоккеиста задержали через четыре месяца после того, как нашли тело. Он во всем признался, но после общения с адвокатом почему-то изменил показания: «Я был в той машине, мы поругались, но после этого ничего не помню». 

Несмотря на то, что в 2009-м вину Шчурко еще не доказали, «Кошице» разорвал с ним контракт. «Я не понимаю почему они нарушают контракт, но ничего не могу сделать. Сейчас все против меня», – комментировал он в интервью словацкому телевидению.

Правда, через пару дней Шчурко понял, что с отрицанием вины ничего не выйдет. За убийство ему накручивали до 15 лет лишения свободы, но при условии сотрудничества в ходе расследования срок существенно сокращался.

Адвокатам удалось затянуть разбирательство до 2014 года. В 2012-м Ладислав все-таки пошел на сделку со следствием, и окружной судья выписал ему восемь лет тюрьмы, но адвокаты отработали невероятно. Они подавали бесконечные апелляции (защита настаивала на невменяемости), Шчурко даже продолжал играть в хоккей, а срок в итоге сильно сократили (вышло меньше года). 

Шчурко вышел на свободу уже в декабре 2015-го за примерное поведение. Но самое интересное в этой истории другое. 

*** 

Никто до конца не разобрался в мотивах убийства. Точно известно, что Липтай испытывал материальные трудности из-за маргинального образа жизни, а Шчурко нормально зарабатывал, долго помогал ему деньгами и даже разрешал жить в своей квартире. Но терпение кончилось. 

В чешском издании ISport вышла статья о том, что молодые люди состояли в нетрадиционных сексуальных отношениях. И что конфликт произошел из-за признания Липтая о любви к девушке и скорой свадьбе. В таком случае он назревал давно, поскольку Липтай до этого несколько месяцев участвовал в шоу «Влюбленные сердца». Якобы из-за этого разъяренный Шчурко и психанул.

Другая версия – что Липтай участвовал в договорных матчах, букмекерских схемах и просто устал от этого. Он хотел сдаться полиции, а в его показаниях бы точно фигурировал друг-хоккеист. Ладислав пытался его отговорить, но диалог свернул не туда.

Еще один сюжет рассказывал об ужасном диагнозе, которым Липтай шантажировал Шчурко. Он говорил, что болен раком, и ему нужно проходить курс лучевой терапии в Кошице. Ладислав не отказывал другу, но когда узнал об обмане – не выдержал. 

Истину так никто и не нашел, но Шчурко это не интересует. 

*** 

«Да, я был справедливо осужден и уважаю решение суда. Теперь мои мысли только о нормальной жизни. Я помню о прошлом, это невозможно стереть, но я должен смириться с этим и постараться больше не разочаровать никого», – рассказывал Шчурко после освобождения в 2015-м. 

Все время заключения его поддерживала девушка по имени Сюзанна. Они познакомились в 2007-м. 

Сюзанна приняла ошибку Ладислава. Она постоянно говорила ему, что после освобождения он обязательно вернется в хоккей. Убеждала, что не все его ненавидят, что он нужен людям. 

Шчурко боялся, что для публики все равно останется убийцей, поэтому полтора года катался за клубы из подвалов словацкой лиги, а в сентябре 2017-го сыграл первый матч за «Детву», которая только-только выползла в экстралигу. Кстати, в этой команде много легионеров из России – Максим Якуценя, Михаил Куклев, Игорь Магогин, Александр Заливин. 

В этом сезоне у Шчурко дела идут неплохо: он третий бомбардир команды с 26 очками в 44 матчах. 

Но ни восемь лет без хоккея, ни убитого им друга уже не вернуть.

 *** 

Недавно на словацком телевидении снова подняли тему этого убийства. Ведущие поговорили со многими знакомыми Шчурко (уже после освобождения), которые рассказали, что Ладислав никогда не носил при себе ножа.

Это означает, что либо в тот вечер он взял его с собой умышленно, а значит готовил убийство, либо нож принадлежал Липтаю.

И то, и другое вносит в историю новые элементы, но пока полиция и хоккеист молчат.

Фото: cas.sk/laz, Novэ Čas; sport.aktualne.cz; Gettyimages.ru/Chris Relke, Dave Sandford