Кубок Азии - 2019. Группа F. Сборная Омана. Во имя султаната
Последнюю группу продолжает сборная Омана, государства, в чем-то застрявшего в своем прошлом, а в чем-то всеми силами старающегося стать лидером региона. Футбольная команда этой страны, хоть и не ловила звезд с неба, старается прогрессировать и к очередному Азиалю подходит с медальными планами.
Что за страна?
С точки зрения географии Оман состоит из двух частей. Основная территория заключена на самой юго-восточной оконечности Аравийского полуострова. Череда горных цепей Хаджара отделяют портовые и богатые города средневековья, в том числе столицу Маскат, от безжизненной пустыни, в которой граница с Саудовской Аравией более чем номинальна. Наконец, полным эксклавом является полуостров Мадха, где сосредоточены главные месторождения оманской нефти, то, из-за чего страна может чувствовать себя более-менее независимо в плане экономики. Связь между двумя частями государства поддерживают Объединенные Арабские Эмираты, когда-то сами носившие название Договорной Оман.
История же настоящего Омана практически неизвестна в эпоху Древнего мира. Да, вероятно, он входил территориально во все империи, существовавшие на Ближнем Востоке, но никогда не считался чем-то ценным. Цивилизация приходит в эти земли с экспансией Арабского халифата. Именно в этот период основываются торговые порты, чьей целью чаще всего была временная остановка перед вхождением в более богатый Персидский Залив. Еще большее значение торговли оманским городам придают португальцы, промышлявшие на Ближнем Востоке каботажным плаванием. Поняв свою нишу, оманские арабы сделали ставку на морское превосходство и после изгнания европейцев учредили пиратское государство по образу и подобию марокканского.
Неизменным с этого периода остается титул султана страны, что придает официальному наименованию государству почти уникальное в мире слово «султанат» (помимо Омана оно употребляется только по отношению к Брунею). Постепенно развитие разбойного объединения охватывает помимо территории Омана и частей современных ОАЭ также и африканские Сомали, Мозамбик и Занзибар. Именно на остров, где появился на свет Фредди Меркьюри, переносится двор султана. Историческим становится решение о разделе территорий между сыновьями султана Саида на африканскую и азиатскую доли. Первая довольно быстро возвращается под лоно европейских метрополий, в то время как вторая приобретает современные очертания. Вторжение англичан отцепило от Омана часть со столичным Маскатом, которая полвека существовала отдельно.
Возвращение отдельного региона к единому государству произошло лишь после Второй мировой войны. Проблемой Омана в этот период являлось видимое невооруженным глазом техническое отставание страны даже в сфере нефтедобычи. Свергнувший своего отца будущий султан Кабус перестроил страну на рельсы модернизации экономики и произвел «открытие» Омана для мира. С этого времени в султанат пожаловали первые туристы, до сих пор удивляющиеся живописной набережной Корниш в Маскате, султанским дворцом Аль-Алмом и колоритным рынком Матрахом. Именно Маскатский университет стал первым, который принял студентов из Европы, России и Америки. Сохраняющий консервативность в политической сфере Оман - лидер арабского мира по целому ряду социальных преобразований и открытости для Запада.
А что там с футболом?
Нефтяные деньги предполагают идею развития, близкую к пути ОАЭ и Катара, но, увы и ах, средств именно на спорт в Омане не хватает. За всю свою историю страна не имеет ни одной олимпийской медали, более того, даже в таком простом в плане организации виде спорта, как легкая атлетика Оман не представлен ни одним спортсменом даже на внутриазиатских турнирах. В отличие от более маленьких Бахрейна и Катара, Оман никогда не проводил спортивные соревнования, кроме разве что турниров по соколиной охоте, которую здесь чтут.
Футбол - не исключение из этого. Оманский чемпионат можно назвать одним из самых слабых в Персидском заливе. Многие сборники уезжают в раннем возрасте в соседние страны, чаще всего в Саудовскую Аравию, Катар или ОАЭ, что редко встречается на Ближнем Востоке. Второй удивительной чертой является то, что здесь нет столичных грандов, а редкие клубы из Маската - чаще всего аутсайдеры. Самые титулованные клубы султаната - «Дофар» и «Фанджа» - представляют провинцию, чаще всего связанную с добычей нефти. Пиком развития футбола в стране стал 1994 год, когда еще один «сырьевой» клуб «Оман Клаб» дошел аж до финала азиатской ЛЧ. Этот успех все же надо признать случайным и локальным, ведь никакого продолжения он не имел.
Все клубы в оманской лиге принадлежат людям, родственными узами связанными с султаном. Но даже относительное богатство не привлекает звезд мирового футбола попытать счастье в султанате. В отличие от футболистов, сюда часто заезжали известные тренеры. Особенно часто те, кто уже тренировал в других ближневосточных странах. Основной акцент правящей династии направлен на сборную, а не на клубы, поэтому именно в главную команды страны приезжали легендарный защитник сборной Бразилии Карлос Алберто, немец, поработавший по всему земному шару, Бернд Штанге, французский авантюрист Клод Ле Руа, трехкратный чемпион Франции Поль Ле Гуэн и бывший тренер «Реала» Хуан Рамон Лопес.
Несмотря на фигуры известных кормчих, сборная Омана ни разу не смогла добраться до решающих стадий отбора к чемпионатам мира. Лишь с 2004 года ей покорилась дорога на Кубок Азии, где, к слову, оманцы ни разу не преодолевали групповой этап. Правда, и значительных провалов, строго говоря, не было. В 2004 на дебютном Азиале Оман минимально проиграл японцам, свел в ничью игру с Ираном и даже победил Таиланд. По правилам, по которым проводится нынешний Кубок Азии, Оман явно бы вышел в плэй-офф.
Не упали в грязь лицом оманцы и в 2007 году. На групповом этапе им удалось разделить очки с будущими чемпионами из Ирака и дебютантом азиатских соревнований из Австралии. На последнем турнире в стране кенгуру оманцы вновь показали свою прыть, выиграв в дерби с Кувейтом. Хоть команда и прогрессирует в плане высококлассных футболистов, увеличивая количество легионеров в других странах Ближнего Востока, ее футбольный имидж все же навечно связан с одной фигурой. Все успехи Омана в футбольном мире связывают с тем, кого мы выбрали главной звездой сборной - вратарем Али аль-Хабси, первым подданным султаната, поигравшим в Европе.
Наставник
За два года до Кубка Азии оманцы заполучили одного из самых опытных специалистов турнира Пима Вербека. Чаще всего голландского тренера знают по двум ипостасям. Во-первых, он прочно сидит в головах людей как «вечный» помощник Гуса Хиддинка, что не очень и правда. С Гусом Ивановичем Вербек работал лишь в сборных Южной Кореи и Австралии, да и то во втором случае приехал на помощь к соотечественнику лишь под конец его контракта с «Соккеруз». Во-вторых, имя голландца ассоциируется во многом с неудачами. Что тоже не очень справедливо. Ведь именно при Вербеке золотые времена переживал «Де Графсхап», кубок страны выигрывал «Фейеноорд», тактическую стройность на домашнем мундиале приобретала Южная Корея, а работа с юношеской сборной Марокко сделали известными Хакима Зиеша, Амина Харита и Ашрафа Хакими.
Да и, говоря откровенно, Вербек никогда не был учеником Хиддинка. Многим он обязан, главным образом, Дику Адвокату, с которым пересекался еще чаще. В то время, когда «голландский Наполеон» работал с «ПСВ», Вербек занимался эйндховенской молодежью. Далее их путь последовал в Мёнхенгладбах, где они всего год трудились в местной «Боруссии». Вместе с Диком его помощник трудился и в Южной Корее во второй раз в своей карьере. После ухода Адвоката Вербек рискнул возглавить сборную с корейского полуострова самостоятельно, но ничего дельного из этого не получилось. Среди трофеев Вербека есть и довольно редкая для тренеров такого масштаба государственная медаль. Ее ему дали за развитие футбола на Антильских островах, куда его еще до пересечений с Адвокатом забрасывала судьба.
Тем не менее, последнее серьезное появление Вербека на публике было не таким эффектным. Он сумел выбраться со сборной Австралии на чемпионат мира в ЮАР, где, однако, не смог поддержать уровень успеха, на который «кенгуру» настроились во время работы Хиддинка. Строгий и местами излишне прямолинейный тренер подбешивал ряд австралийских звезд, и результат не оставил себя ждать - невыход из группы. Своим принципам голландец не изменил и в Омане, где он принял команду из рук Поля Ле Гуэна, еще одного известного своей строгостью наставника. Как заявил в недавнем интервью Вербек, он позитивно относится к поставленной цели федерации по завоеванию медали. «В футбол играют 22 человека, сделанные из одинаковой плоти и крови, поэтому ничего невозможного в этом нет», - подвел итог всем рассуждениям тренер. Окажется ли он прав, узнаем совсем скоро.
Самое узнаваемое лицо
Сборная Омана - тот самый случай, когда футбольный бог не оставляет выбора. Естественно, главной звездой команды является один из самых известных оманцев мира - Али аль-Хабси. 36-летний бритоголовый кипер продолжает пылить за сборную и даже клуб. В составе саудовского «Аль-Хиляля» он стал чемпионом страны этой осенью, присоединив к своей и без того легендарной биографии еще один важный эпизод.
А сама биография начиналась не так волшебно, как могло показаться. Уже в 20-летнем возрасте аль-Хабси ломает руку, что для молодого вратаря практически равно концу карьеру. Помочь пережить эту трагедию ему помогает вера в Бога, которую оманец никогда не терял и всегда считал главным в своей жизни. В 22 года перед ним встает сложный выбор: на руках предложение от норвежского «Люна» и негативная реакция семьи на любой переезд из Омана. Став первым местным футболистом, отправившимся в Европу, аль-Хабси взрывает чемпионат скандинавской страны. Уже в первом сезоне за «Люн» он признается лучшим кипером Норвегии, а еще через год на стол к нему поступают предложения из Германии, Англии и Франции. Больше других оманца убеждает предложение Сэма Эллардайса, под крыло к которому аль-Хабси в итоге и направляется.
Первые годы в Болтоне сопровождались не только восхищениями Биг Сэма, но и частым нахождением на скамейке запасных. Настоящим золотым часом для оманца стал матч в Кубке УЕФА с «Баварией», когда похвалу удалось заслужить от самого Оливера Кана, назвавшего Али лучшим арабским вратарем современности. Тем не менее, фигура финского голкипера Юсси Яаскелайнена не позволила оманцу целиком реализовать себя на северо-западе Англии и вынудила переехать в соседний Уиган. Именно в составе «латикс» аль-Хабси обрел постоянную игровую практику. Сыграв за клуб более 100 матчей, оманский вратарь стал неотъемлемой частью АПЛ, продвигая повсюду свою родину, а для многих вообще открывая факт ее существования. Признайтесь, для многих из вас именно аль-Хабси - единственная ассоциация с Оманом. После «Уигана» вратарь поиграл за «Брайтон» и «Рединг». Закончив с АПЛ, 35-летний вратарь отправился в долгое странствие домой. Будьте уверены, до чемпионата Омана дело еще дойдет, а пока услуги голкипера актуальны и для более сильных лиг.
Календарь
Оману попался довольно интересный квартет. Матчем с главным неудачником последних азиатских отборов к чемпионату мира подопечные Вербека откроют групповой этап. Во втором туре они попытаются поймать хотя бы очко с изменившейся до неузнаваемости по сравнению с российским мундиалем сборной Японии. Наконец, в последнем туре оманцы обязаны выигрывать у упертых туркменов, внезапно ставших главной сенсацией азиатского клубного футбола.
9 января - Шарджа - «Шарджа Стэдиум» - Узбекистан : Оман
13 января - Абу-Даби - «Зайед Спортс Сити» - Оман : Япония
17 января - Абу-Даби - «Мохаммед бин Зайед Стэдиум» - Оман : Туркмения
Команда
Пим Вербек везде, где работал, отдавал предпочтение классической схеме 4-2-3-1. Плюсы этой расстановки для Омана очевидны. Во-первых, мощная группа тяжелых опорников позволяет выигрывать центр поля, что в Азии приобретает маниакальную важность. Во-вторых, почти все арабские команды снабжены острыми крайними нападающими, позволяющие им акцентированно атаковать через фланги. При этом тут нет вычурной тики-таки Саудовской Аравии или целенаправленной игрой от обороны Ливана.
Спорные моменты
места в старте очень хочет правый латераль Саад Сухаиль, второй по стоимости игрок, пребывающий временно без клубной прописки. Именно этот факт останавливает Вербека, который на данный момент предпочитает Саада аль-Мухаини из чемпионата Саудовской Аравии.
любимчиком Вербека можно назвать опытного Ахмеда Мубарака Кано, 33-летнего столпа опорной зоны Омана, сыгравшего за сборную уже больше 140 матчей. По этому показателю он второй в истории страны. Но ему на пятки наступает прогресс лидера «Дофара» Хариба аль-Саади, который и моложе, и разнообразнее.
острой остается проблема наличия качественного центрфорварда. Халид аль-Хажри ураганом ворвался в оманскую действительность, наколотив за 9 игр 9 мячей. Однако вряд ли стоит забывать о многоопытном наконечнике из прошлого поколения - Абдул-Азизе аль-Мукбали из чемпионата Катара. Наконец, третьим выбором на эту роль остается Сауд аль-Фарси, открытие сезона в местном чемпионате за клуб «Аль-Оруба».
Прогноз - 1/8 финала
Упертость и прыть должны наконец-то дать искомый результат. Нет, о той цели, что перед футболистами поставил султан - медали - говорить не стоит. Однако крепкий состав и приличное количество легионеров должны позволить впервые в истории выйти из группы, пусть и с третьего места, тем самым подведя итог неудачным выступлениям в прошлом.