Кубок Азии - 2019. Группа Е. Сборная Ливана. Кедровая роща с Востока
Сборная Ливана - далеко не самая сильная футбольная держава Юго-Западной Азии. Чаще всего ее считают аутсайдером тех редких турниров, куда она отбирается. Тем не менее, импульс, который был дан ливанцам после домашнего Кубка Азии, еще не успел сойти на нет. Что представляет собой сегодня «кедровая» команда, узнаем чуть ниже.
Что за страна?
Ливану гораздо больше, чем его аравийским соседям, повезло с географией. Средиземноморский климат издревле сделал реальностью плодородное земледелие, а наличие рядом моря превратило земли в прибежище торговых цивилизаций. Уже тогда, в древности, на территориях нынешнего Ливана произрастал знаменитый кедр, украсивший в будущем флаг государства и ставший его неотъемлемым символом. Если переходить к исторической конкретике, то впервые звезда ливанской земли взошла с расцветом финикийцев, удивительного торгового народа, державшего под контролем все Средиземное море. Этнос, давший миру первый в истории алфавит и основавший ряд мегаполисов древности, в том числе Карфаген, Библ и Тир, стал на века эталоном навигационного искусства. Торговля пурпуром и жемчугом начала утихать, когда регион сотрясла череда нескончаемых войн. И если персидское владычество не тронуло привычного уклада жизни финикийцев, то вот нашествие Александра Македонского сделало из пышных и богатых городов руины.
В средние века на территорию Ливана проникает ислам. В первые годы своего существования он мирно сосуществует с христианством разных толков, пока на защиту первого не приходят рыцари Святого Престола. Будучи частью полотна государств крестоносцев, Ливан вновь переживает торговый расцвет, пока в дело не вступает легендарный арабский лидер Саладин. Морские порты, потенциально важные для воинов полумесяца, удается только отбить. Параллельно с этим получается надолго выбить из них европейских рыцарей, для которых, тем не менее, не умирает идея возвращения Иерусалима из рук неверных. В годы расцвета Османской империи Ливан переходит под управление турецких властей, которые осуществляют свою власть через эмиров династии Шехаб, правивших страной почти 200 лет. Дальнейшие страницы истории ближневосточного государства связаны с Европой. После Первой мировой войны Ливан, как и большинство арабских территорий, продолжает свое существование в формате мандата. По печально известному договору Сайкса-Пико Ливан вместе с Сирией переходит под управление Франции.
Если почти для всех народов мира Вторая мировая война - печальная страница в истории, то для Ливана очень даже позитивная. Именно оккупация Гитлером Франции и создание режима Виши позволили ливанцам провести первые собственные выборы. Еще до того, как генерал Де Голль вернулся на родину, арабы провозгласили свою независимость, сделав столицей отстроенный колонизаторами древний Бейрут. Удивительным в рамках арабского мира делает Ливан так называемый «Национальный пакт», который позволяет соблюдать религиозное равенство в стране. По нему президентом Ливана должен быть христианин-маронит, в то время как его заместителем - мусульманин-суннит. Более того, главой парламента может быть избран лишь шиит, что, правда, не всегда соблюдается. Несмотря на это проявление толерантности, Ливан - активный участник антиизраильского движения и фактический провокатор первой арабо-израильской войны.
Начальные годы независимости сделали из Ливана азиатский аналог Швейцарии. Именно в его банках хранились деньги арабских шейхов, а туристы со всего мира приезжали посмотреть на руины Баальбека и живописные курорты восточной оконечности Средиземного моря. Многое изменилось, когда был нарушен шаткий религиозный баланс. Распри между маронитами и мусульманами превратили Ливан в пепелище гражданской войны. Первым делом президент страны Камиль Шамун обратился за помощью к США, чьи войска помогли сдержать первый всплеск восстаний. Вторую волну Бейрут уже встретил в рамках не самых крепких отношений с Вашингтоном. Военные действия в Ливане продолжались более 15 лет и завершились лишь в самом начале 1990-х. Главным помощником стала братская Сирия, где старший Асад принял решение начать оккупацию соседней страны.
Интервенция с целью помочь успокоить толпы восставших приобрела затяжной характер и, несмотря на протесты ливанцев, длилась до 2005 года. Это всё происходило на фоне непрекращающихся войн с Израилем, чьим врагом Ливан по-прежнему оставался. Новый революционный бум возник в стране после убийства Рафика Харири, вновь подлившего масла в огонь христианско-мусульманской конфронтации. Ухудшается ситуация и действиями организации «Хезболла», которая практически во всем мире считается террористической. Неспокойный, но довольно богатый на культурное наследие Ливан - земля Камаля Джублата, одного из главных левых лидеров Азии, этническая родина певицы Шакиры, американского актера Киану Ривза и даже самого Стива Джобса.
А что там с футболом?
На удивление, но футбол - далеко не спорт «номер один» в Ливане. Национальным видом здесь является греко-римская борьба, куда вкладывается немалое количество денег. Бейрут не раз становился местом проведения крупных борцовских соревнований, а в дополнение к этому в последние годы власти Ливана пытаются популяризировать тяжелую атлетику, которой занимался действующий президент. Тем не менее, основные успехи в спорте для Ливана остались в прошлом - их пик пришелся на 1970-1980-е годы. Если же говорить о футболе, то в нем они более чем относительны.
Футбольный чемпионат в Ливане организовали французы еще в далеком 1934. По меркам Азии этот турнир можно признать супердревним. Дань организаторам заключается еще и в том, что даже сегодня чемпионат имеет два официальных языка - арабский и французский. Самый титулованный клуб Ливана - «Аль-Ансар», с которым чаще всего за чемпионство борются две другие бейрутские команды, «Аль-Ахед» и «Сафа». Влияние ливанского футбола, прежде всего, проявляется в многочисленной диаспоре, которая крайне неожиданным образом всплывает чаще других в Латинской Америке. Так, например, этническими ливанцами считаются латераль-сборник из Колумбии Фарид Диас, мексиканец Мигель Сабах, его коллега по сборной Мигель Лайюн, а также сам Фарид Мондрагон, чей «вечный» рекорд недавно побил египтянин Эссам эль-Хадари.
Сейчас у ливанцев совсем нет денег на приглашение суперзвезд, да и вообще надо сказать, что развитие футбола после 2000 года в стране притормозилось. Сбавили обороты власти и потому, что увлеклись близким к футболу футзалом, где ливанцы внезапно начали выходить на крупные турниры. Отголосками былого успеха можно назвать последние появления ливанских клубов в финалах Кубка АФК, которые датируются 2005 и 2008 годами. Сегодня же местные команды далеки от этого уровня. Самыми популярными легионерами сейчас являются даже не другие арабы, а ливанцы со всех концов мира, чаще всего из стран Южной Америки и Северной Африки.
В прежние годы сборную возглавляли легенда «Марселя» Йосип Скоблар и итальянец Джузеппе Джаннини, но их успехи были едва заметны. Советский след можно найти в деятельности некоторых армяно-ливанцев, которые выступали за сборную Ливана, будучи гражданами СССР. Вероятно, армянские болельщики со стажем помнят имена Бабкена Меликяна и Вартана Казаряна. Список известных ливанцев в Европе тоже невелик. Вероятно, сразу же вспоминается Юссеф Мохамад, пару сезонов зажигавший в «Кельне» и «Фрайбрурге», и его коллега по чемпионату Рода Антар. Они же логично и считаются двумя главным футболистами в истории «кедровой страны».
Сама же сборная - «вечный» аутсайдер азиатских турниров. На мундиали ливанцы начали отбираться лишь с 1994 года, но ни разу не доходили до последнего раунда квалификации. Взрыв популярности футбола наблюдался во время Кубка Азии в 2000 году, когда именно Ливан был выбран хозяином турнира. Но даже в родных стенах ливанцы не достигли успеха. После ничьих с Таиландом и Ираком последовал разгром от Ирана, что утвердило сборную «кедра» на последнем месте в группе. Более того, соревнование в Ливане запомнилось другим рекордом - оно стало самым низко посещаемым Кубком Азии в современной истории турнира. Азиаль в Эмиратах станет для сборной лишь вторым в истории и первым, на который они сумели отобраться через квалификацию. Не очень оправданным для Ливана является 83 место в рейтинге ФИФА, ставшее рекордным в его истории. Призовые очки были добыты ливанцами во многом благодаря успешным товарищеским играм, в то время как в официальных матчах ситуация не сильно изменилась.
Наставник
На Кубок Азии сборную Ливана привезет опытный черногорец Миодраг Радулович. Балканский тренер - нередкий экземпляр человека, переросшего роль просто помощника. А ведь именно в этой ипостаси он начинал свой путь на тренерской стезе. В роли ассистента он работал почти со всеми более-менее известными земляками. С Александаром Мильеновичем он готовил молодежку тогда еще объединенной страны Сербии и Черногории, с Желько Петровичем пытался вернуть «золотые» времена португальской «Боавиште», а с почти уже нашим родным Миодрагом Божовичем даже квартировался в Новогорске на базе «Динамо». Взяв у первого практику подготовки молодежи, у второго - тактические идеи, а у третьего - умение держать команду в боевом настроении, Радулович наконец перешел на самостоятельную работу.
Первым таким иностранным опытом стал короткий вояж в Ташкент. Местный «Пахтакор» в те годы лишь пытался сражаться с гегемонией «Бунёдкора», и черногорец не изменил устойчивый статус-кво. Вернувшись на родину, он выиграл будничное чемпионство с «Будучностью» и впервые в карьере отправился покорять Ближний Восток. С перерывом на возвращение в амбициозный казахский проект «Атырау» Радулович работал с двумя ведущими кувейтскими клубами, «Казмой» и «Аль-Джахрой». Именно успехи в стране у берегов Персидского Залива заставили боссов ливанского футбола обратить внимание на югослава. Сменив итальянца Джаннини, черногорец не изменил оборонительной тактике «кедровой» команды, часто выставляя автобусы даже в матчах с объективно более слабыми коллективами. За 3 года пребывания во главе сборной Ливана Радулович успел отметиться руганью с местной федерацией футбола, от которой он требовал более отчетливых действий по натурализации футболистов с ливанской кровью.
Самое узнаваемое лицо
Как уже рассказывалось выше, главными футболистами в истории Ливана считаются два легионера из Германии, большая часть жизнь которых прошла в стране Октоберфеста и Бранденбургских Ворот. Эта же земля подарила жизнь и главной нынешней звезде «кедров» Хилялю эль-Хельве. 24-летний вингер, который отличается универсальностью и может появиться почти по всему фронту атак, родился в Ганновере и начинал постигать азы футбола именно там. Провалив детско-юношеский отбор в клуб, который сейчас возглавляет Андре Брайтенрайтер, Хиляль приглянулся второму клубу города - «Хавельзе». Поразив ворота соперников в Бундеслиге для 10-летних 18 раз, ливанец, тогда еще мечтавший о сборной Германии, переехал в одну из самых мощных академий страны в Вольфсбурге.
Стать очередным Патриком Херрманном или Юлианом Брандтом эль-Хельве увы не удалось. Бомбардирские подвиги остались в 10-летнем возрасте, а в сборные Бундестим уже не приглашали. Пребывая в откровенном конце карьеры на его заре, Хиляль соглашается на предложение давно окучивавшей его ливанской команды. Совсем скоро последовал дебютный гол за «новую» старую родину Мьянме, и уже через два года дела вингера пошли на взлет. Клубные дела поправились переездом в Грецию, где за «Аполлон» из Смирны ливанец начал играть и даже забивать, а в сборной он - незаменимая часть и, вероятно, ее единственная реальная звезда.
Календарь
Таким командам, как Ливан, было бы странно делить матчи на простые и не очень. Очевидно, что на бумаге все три соперника, даже Северная Корея, выглядят крепче. Понятно, что в первых двух матчах целью ливанцев будет зацепиться хотя бы за одно очко, а уже после пободаться с корейцами за итоговое третье место в квартете, которое может позволить оформить путевку в плэй-офф.
9 января - Аль-Айн - «Хазза бин Зайед Стэдиум» - Катар : Ливан
12 января - Дубаи - «Аль-Мактум» - Ливан : Саудовская Аравия
17 января - Шарджа - «Шарджа Стэдиум» - Ливан : КНДР
Команда
Ливанцы под руководством Радуловича пробуют схему 5-4-1. Именно так они меньше пропускают, ведь, по сути, в матчах с превосходящим в силе соперником играть выходят шесть человек, нацеленных исключительно на оборону. В товарищеских матчах ливанцы пробовали играть в 4-4-2, но судя по результатам данный модуль подходит им меньше.
Спорные моменты
на правом фланге обороны Радулович задумал найти замену часто ошибающемуся латералю Нуру Мансуру. Главных сменщиков защитнику «Аль-Ахеда» наставник видит в более оборонительном Нассаре Нассаре или в ком-то из центральных защитников.
как уже было отмечено выше, Радулович любит закрывать центр поля на замок. Здесь неизменным бойцом старта является Хаитам Фаур, один из самых опытных футболистов в распоряжении балканского тренера. Если же Радулович захочет увеличить атакующий потенциал команды, то выбор будет сделан в пользу номинально чистой «десятки» Самира Айясса, игравшего даже вингера.
совершенно непонятно, кому играть в роли центрфорварда. Капитан команды Хассан Маатук крайне результативен для Ливана и местного чемпионата, но грешит однообразностью и часто выпускается Радуловичем на фланг. Таким образом, велик шанс, что основным форвардом для «кедровой сборной» станет Хиляль эль-Хельве, о котором речь шла выше.
Прогноз - 4-е место в группе
Сборные, которые не пользуются популярностью и поддержкой своих властей, очень редко добиваются успехов. В Азии это правило работает в два раза сильнее. Поэтому «кедровая сборная», попав в далеко не самую простую группу, практически изначально лишена шансов на успех. Отсутствие реальных звезд в команде должно смущать стороннего наблюдателя, а рекордное для сборной 83 место в рейтинге ФИФА кажется фактом, которым лишь вводит в заблуждение.
Такое вот неслабое "скандинавское" усиление для защиты сборной Ливана. Плюс не будем забывать про Басселя Жради, игрок Хайдука, родившийся в Дании, прошедший всю датскую систему подготовки молодежных сборных и неплохо поигравший в Норвегии за Стрёмсгодсет.
Помимо Хиляль эль-Хельве в нынешнее время и Роды Антар в прошлом, я бы отметил еще одну звезду этой сборной - Жоан Умари. Родился в Берлине, поиграл за немецкие клубы, потом в Турции успешно выглядел в Сивасспоре, сейчас играет в ОАЭ за Аль Наср (нынешний клуб Альваро Негредо и Йоана Кабая), был в аренде и в клубе из Японии Саган Тосу, тот самый где играет Фернандо Торрес и Виктор Ибарбо.
Жаль, что травма помешала принять участие на турнире Омару Бугиэлю, еще одному ливанцу родившемуся в Берлине. Парнишка с минимальной школой, форвард, всего 24 года, пока играет за Бромли, но на уровне подвала клубного английского футбола весьма забивной, на него было бы посмотреть интересно, из глубин низших лиг Англии порой всплывают большие таланты.