Трибуна
8 мин.

Колючая проволока, граффити и кнопочный телефон. Сериал о стадионах добрался до Берлина

Материал подготовлен при поддержке телеграм-канала о немецкой ультрас-культуре Unsere Ultraszene. И не забудьте подписаться на на нашу уютную тележку.  

У этого блога много интересных историй о старых стадионах России. Пришло время рассказать о спортивном объекте, который был построен при непосредственном участии советского режима на территории Германии.

Если вы никогда не чувствовали на себе груз серости и монументальности советских построек, не вдыхали плесневелый запах влажных серых стен, не ощущали рябь в глазах от десятков метров нескончаемых граффити и не ловили на себе взгляды подозрительных суринамских иммигрантов, то вы никогда не были на стадионе, где сейчас играет BFC Dynamo – или проще говоря «Динамо» Берлин. И я не говорю о дне матча – это попса. Стадион гораздо интереснее, когда у клуба межсезонье.

Перекинувшись парой слов со старым знакомым-владельцем известного в Берлине фанатского магазина BFC – Hoolywood, я отправился на стадион «Фридрих-Людвиг-Ян-Шпортпарк». В зимнем Берлине погода стояла ненастная и руки безжалостно мерзли без перчаток. Середина буднего дня – на территории стадиона лишь редкие велосипедисты. Первое, что бросается в глаза – серость. Даже не просто серость, а эдакий микс советской архитектуры и бетона.

Лестницы главной трибуны излучали какую-то безысходность. Примерно такую же, как и игра главного арендатора стадиона – «Динамо» Берлин, кое-как выступающего в Северо-восточной региональной лиге. Для тех, кто не знает, это четвертый уровень пирамиды немецкого футбола. А ведь были времена, когда берлинцы участвовали в еврокубках. И, кстати, играли в полуфинале Кубка кубков 1972 года против «Динамо» Москва, проиграв по пенальти. Некоторые ошибочно думают, что это было на домашнем стадионе «Динамо» Берлин в районе Хоэншёнхаузен – «Шпортфорум Берлин». Но свои международные матчи в 1970-1980-х BFC проводили именно на «Фридрих-Людвиг-Ян-Шпортпарк».

На этом стадионе игрались и другие еврокубковые матчи с российскими командами. К примеру, в полуфинале Кубка Интертото берлинская «Герта» скатала ничью с почившей ныне ФК «Москва». Именно под «Герту» изначально и затачивался этот стадион. Еще с 1892 по 1904 год территория использовалась как тренировочная база «Герты». Потом место под стадион приобрела администрация города, а уже после Второй мировой войны под советской оккупацией было решено возвести арену на 30 000 зрителей. Стадион был открыт  1 октября 1952 года и переживал реконструкции в 1964, 1970, 1986-1977, 1988, 2015 годах. Говорят, что на снос этого стадиона и возведение нового планируют выделить 170 млн евро. Сроки исчезновения «Фридрих-Людвиг-Ян-Шпортпарк» в нынешнем виде – 2020 год. Так что успейте насладиться его красотами, пока он еще на месте. Сейчас, кстати, вместимость составляет почти 20 тысяч мест и это второй по размеру стадион в Берлине после «Олимпиаштадион».

А красот там действительно хватает. Попасть в саму чашу стадиона оказалось совсем не так просто. Мое традиционное: «разрешите пофоткать стадион» не сработало. Этот вопрос просто некому было задать. Ни охраны, ни работников, никого. Пришлось обойти его кругом. И, поверьте, я нисколько не пожалел. Картина с искусственными полями и архитектурой трибуны, чем-то напоминающей офисы «Штази», радикально сменилась.

Конечная станция трамвая, изрисованная граффити котельная, пара кебабных и бродяги с наполненными до отказа телегами – все это было изнанкой строгости советской архитектуры главного входа. Когда я увидел большую собачью площадку, то, казалось, начал понимать, зачем вся территория стадиона огорожена забором. Лестница вела вверх и я смело ступил на этот в прямом смысле скользкий путь.

На небольшой площадке почти возле самого конца лестницы дежурили два чернокожих иммигранта. Я им не понравился сразу же, хотя это им не помешало задать мне типичный вопрос: «Эй, парень, тебе что-то нужно?». На него не стоит отвечать, упоминая машину, квартиру, должность премьер-министра или же мешок денег. Мой опыт общения с разными людьми в Европе подсказывал – мне предлагали наркотики. Вряд ли что-то тяжелое – за это будет слишком большой срок. В Роттердаме, к примеру, такие парни могут достать все, что угодно, но максимум – обычно кокс. В Берлине, думаю, что разжиться порошком бы не получилось возле стадиона. В общем, речь не об этом. Меня куда больше интересовал тот вид, что открывался перед моими глазами. Честно скажу, я как будто вернулся в 1989 год, когда Берлинская стена уже была на грани разрушения.

Длинный бетонный забор, весь исписанный граффити, решетки в краске уличных художников, даже сами мачты стадиона и те были исписаны. Кругом валялись пустые баллончики, пустые бутылки и кондомы. Я не знаю, что там происходит вечерами, но обилие лавочек, наверняка, способствует веселому досугу. Вниз с горы открывался вид на масштабную стройку. Кстати, стадион расположен совсем не далеко от той самой бывшей Берлинской стены. Рядом на Борнхольмер Штрассе с 1961 года существовал пропускной пункт в Западный Берлин. И скажу вам честно, атмосфера действительно была пропитана теми временами.

Пробраться на территорию стадиона с этой стороны оказалось непросто, поэтому я на удивление ловко преодолел два забора и оказался перед третьим. Хода дальше не было. Пришлось вернуться назад. Заглянув за занавес «Фридрих-Людвиг-Ян-Шпортпарк», увидев красочную изнанку советской серой строгости я решил еще раз пройтись под центральной трибуной. Стеклянная дверь с жестяной ручкой образца магазинов в СССР 80-х годов была закрыта наглухо. Внутри был установлен турникет и пустое окошко консьержа. К сожалению, через стекло камера не взяла, но поверьте на слово, там на немецком языке была табличка «вход только по пропускам». Обойдя бетонную лестницу я увидел комнатку то ли для продажи билетов, то ли для его-то еще. Одно из стекол было забито фанерой, а внутри на столе красовался старенький кнопочный телефон. Интерьер чем-то напоминал заброшенный завод.

И все же я хотел попасть внутрь арены, поэтому отправился в главный офис, где в дверях меня встретил берлинский медведь в цветах местного спортивного общества – SV Empor Berlin. Их футбольная команда играет в Берлин-Лиге как раз на «Фридрих-Людвиг-Ян-Шпортпарк». Милая девушка попросила 30 евро с меня за фотосъемку, но после долгих разговоров и чашки кофе меня пустили бесплатно.

Внутри арена выглядит впечатляюще, но ощущение Восточной Германии меня не покидало даже там – гостевой сектор с колючей проволокой за решеткой. Ну разве это не «прекрасно»? Не удивлюсь, если подсобные помещения там похожи на подвалы «Штази», из которых мало кто выбирался. Впрочем, как я уже говорил, скоро облик стадиона сильно изменится. С одной стороны, я этому рад. С другой, исчезнет вся эта абсолютно сногсшибательная атмосфера. Ну а пока «Фридрих-Людвиг-Ян-Шпортпарк» живет своей жизнью: тихонько зимует в Берлине в ожидании возвращения региональной лиги и пощипанного временем суппорта «Динамо» Берлин. Но это уже совсем другая история...