Маротта стал спортивным директором в 21 год. Вот его лучшие сделки
Маленький Беппе жил прямо у стадиона. Вернувшись на велосипеде из школы, он бежал в свою комнату, открывал окно и наблюдал за тренировками и играми. На футболистах была красно-белая форма с буквой «V» на груди. Под окном у Беппе местный «Варезе» в 1964 году дебютировал в серии А.
Сидя на подоконнике, Беппе представлял себя комментатором. Под его аккомпанемент будущая легенда «Интера» Роберто Бонинсенья забивал первые голы в высшем дивизионе. Нападающий, который станет третьим по результативности игроком в истории «нерадзурри», отличился пять раз и не спас «Варезе» от вылета – обо всем этом Беппе старательно писал в тетрадке. Он так и не решил, кем мечтает стать: футболистом или журналистом. Поле манило его, и мальчик рискнул.
Работников клуба в маленьком городке (около 80 тысяч жителей) знали в лицо. Беппе постоянно здоровался с завхозом Анджелино и решил, что это может помочь. В день тренировки он пришел на стадион: «Анджелино, можно я постою у поля?». Выслушав объяснение о рано закончившихся уроках, завхоз сжалился. Но при одном условии – Беппе поможет ему почистить бутсы.
Вскоре ему выдали клубный спортивный костюм – теперь Беппе не только во всем помогал Анджелино, но и подавал мячи во время матчей. В 1968-м он был у поля, когда «Варезе» разбил «Ювентус» 5:0 и добыл рекордную победу в серии А. Величайший день в истории родной команды Беппе считает точкой отсчета. «Тогда я окончательно влюбился в футбол. Увидел, что невозможное возможно».
Джузеппе Маротте было восемь, когда он стал подрабатывать в «Варезе». В 18, когда все мальчишки мечтают попасть в сборную, он понял, что, играя в футбол, не сделает карьеру – нужно направить страсть к кальчо в другое русло. В 19 Маротта стал главой молодежного сектора «Варезе», а в 21 его повысили до спортивного директора.
Одним из первых трансферов Маротты стал 18-летний вратарь Микеланджело Рампулла, выступавший в четвертом дивизионе. К сорока на счету Рампуллы будут победы в Лиге чемпионов, Кубке УЕФА, Суперкубке УЕФА, Межконтинентальном кубке, Кубке Италии и четыре скудетто в составе «Ювентуса». «Маротта заметил меня в каком-то товарищеском матче. Благодаря ему я попал в профессиональный футбол. Меня помнят до сих пор: в 2016-м одна из самых популярных газет вышла с заголовком «От Рампуллы до Игуаина: история Маротты», – рассказывает Микеланджелло.
***
«Маротта – чертов гений, – писал в своей книге Антонио Кассано. – Он – Кассано среди футбольных менеджеров». Трансфер нападающего из «Реала» в «Сампдорию» Беппе называет одним из трех лучших в своей карьере.
Договориться с мадридцами об аренде было легко – Кассано угрожал руководству «Реала», что будет игнорировать тренировки, если его не отпустят в Италию. Клубы согласовали бесплатную аренду с правом выкупа за 5,5 миллионов евро, Антонио провел великолепный сезон, забив 10 голов, но Маротта провернул гениальный ход – по окончании сезона «Самп» не заплатила «Реалу» ни копейки.
В начала марта Кассано устроил скандал во время матча с «Торино». Он был удален за две желтые карточки, но решил, что арбитр перестарался, увидев нарушение там, где его не было. Антонио швырнул на поле футболку, его уводили с поля, он орал, что ждет судью в раздевалке. Беппе отреагировал мгновенно.
На следующий день он позвонил директору «Реала» Предрагу Миятовичу: «Он – сумасшедший! Когда вы его заберете?!». А на переговорах в конце сезона заявил: «Я уверен, что Кассано рано или поздно сорвется и натворит что-то ужасное». Мадридцы отдали Антонио «Сампдории» бесплатно, подстраховавшись выплатами в случае будущего трансфера. Когда в 2011-м Кассано перешел в «Милан», «Реал» получил по 1,3 миллиона евро от «Самп», самого футболиста и «россонери».
***
Дома у Маротты хранится фотография Кристиана Вьери в форме «Равенны». В 18 лет Бобо дебютировал за «Торино» в Серии А, но Беппе вел его еще с молодежки.
«Торино» продал Кристиана в «Пизу», там Вьери не впечатлил, забив всего два гола, – рассказывает Маротта. – Но я убедил президента «Равенны» заплатить полтора миллиарда лир».
Через год, 1994-м, забившего 12 голов в серии Б нападающего продали «Венеции» за пять миллиардов. В 1996-м он стоил «Ювентусу» 7,3 миллиарда, в 1997-м «Атлетико» купил Вьери за 34 миллиарда.
До Вьери Маротта помог сделать карьеру другому нападающему сборной Италии. «Трансфер Казираги в «Ювентус» я воспринимаю как знак судьбы. После него я понял, что мечты превращаются в реальность». С 1987-го по 1989-й Беппе работал в «Монце», где как раз начал попадать в основу юный Пьерлуиджи. За четыре сезона в сериях С1 и В нападающий забил 28 голов и привлек внимание грандов. 32-летний Маротта поехал на встречу с легендарным президентом «Юве» Джампьеро Бониперти.
«Бониперти принял меня в своем офисе. Он был очень любезным и вежливым. Говорил о битвах, о спортивной злости. На стене, за его столом, в рамке висела синяя разорванная гетра сборной Италии. Бониперти таким образом показывал свое превосходство над посетителями. Я был молод, но на меня эта показуха не произвела впечатления. Я немного сбавил цену, но в итоге мы продали Казираги на наших условиях». Пьерлуиджи обошелся «Ювентусу» в 6,4 миллиарда лир. До 2000 года эта продажа оставалась самой дорогой в истории «Монцы».
***
Третьим в списке своих главных побед Маротта называет Поля Погба. Продажу француза в «МЮ» за 105 миллионов евро он характеризует как главное профессиональное достижение. Речь о заработке – за четыре года до трансфера «Юве» подписал Погба свободным агентом. Но едва ли не каждая бесплатная сделка «бьянконери» во время Маротты – знак качества.
Андреа Пирло («Мы подписали его, не советуясь с Конте, я был уверен в успехе»), Сами Хедира, Дани Алвес, Фернандо Льоренте не стоили «Ювентусу» ничего, кроме зарплаты. За Андреа Бардзальи заплатили 500 тысяч евро, за Патриса Эвра – 1,9 млн, за Карлоса Тевеса – 9 млн, за Артуро Видаля – 10 млн. Большие траты начались летом 2015-го, когда «Юве» приобрел Пауло Дибалу, Марио Манджукича и Алекса Сандро, а продолжились подписанием Миралема Пьянича, Гонсало Игуаина и Криштиану Роналду. Но до этого клуб вел себя на рынке достаточно скромно и был обязан зарабатывать. Трансфер Погба стал прорывом.
Приглашение Маротты в «Ювентус» в 2010-м было одним из первых шагов нового руководства – Андреа Аньелли окружил себя топовыми менеджерами, чтобы в кратчайшие сроки вернуть туринцев в число сильнейших клубов страны.
«Он создал победную модель, – говорил Беппе. – «Ювентус» – это не только футбол, но и бизнес. Компания с более чем 500 сотрудниками, которые вдохновлены одной идеей. В основе всего лежат доверие, планирование деятельности, ясность задач и делегирование. Я всегда говорю «мы», потому что не действую в одиночку. Есть президент, вице-президент, спортивный директор – каждое решение мы принимаем сообща. Только так можно добиться победы».
Среди семи скудетто с «Юве» самым ярким триумфом он называет первое: «Мы играли с «Кальяри» на нейтральном поле. Сбылась не только моя мечта, но и всех кто был вокруг: нового руководства, Антонио Конте. А я думал, как многому научился с того времени, что пришел на тренировку «Варезе»: выбирать шипы, надувать мячи, стричь траву, понимать людей. И побеждать».
***
В сентябре 2018-го на церемонии WFS Industry Awards Маротту признали лучшим менеджером Европы. Выбор основывался на показателях KPI (Key Performance Indicator), которые учитывают работу с финансами клуба и на трансферном рынке.
«Я более 40 лет занимаюсь этим, – говорил Джузеппе. – Я прогрессировал вместе с футболом. Я учусь каждый день, потому что иначе не добьешься успеха. Нужно ставить под сомнение свою квалификацию, заполнять пробелы. Мир вокруг меня постоянно меняется. В футбол пришло больше денег, а футболисты стали звездами шоу-бизнеса. Сейчас все меньше людей приходят в этот спорт из-за страсти. Но я как раз такой – у меня была мечта, с детства, и она сбылась. Хотелось бы стать примером для молодежи – в жизни все возможно».
После ухода из «Ювентуса», который удивил даже всезнающих итальянских журналистов, пошли слухи, что Маротта метит на должность президента Федерации футбола. Тем более, Беппе уже озвучивал свои идеи по поводу изменений, которые нужны Италии.
«Нам нужно снова говорить о футболе, а не о правах на телетрансляции, старых стадионах и жестокости фанатов, – рассказывал Маротта. – Причина кризиса – не структура, а квалификация тренеров и менеджеров. Сейчас лицензию может получить кто угодно, необязательно пробиваться с низов. Как следствие – в клубах слишком много сомнительных личностей на руководящих должностях. Там, где нет компетентности, не будет и успеха. Чемпионат нужно сократить до 18 команд – качество заметно вырастет. Необходимо ввести вторые команды. Это лучший способ подготовить молодежь к профессиональной карьере».
Однако Маротта сразу дал понять, что будет работать в клубе, хотя еще пару лет назад говорил, что не представляет себя нигде, кроме «Ювентуса». По слухам, у него были предложения от «Наполи», «Милана» и «МЮ», но Беппе выбрал «Интер». А ведь еще два года назад он критиковал «нерадзурри», обвиняя представителей клуба в том, что те «не умеют проигрывать».
Впрочем, в «Интере» Маротта не для того, чтобы научить команду достойно принимать поражения. В его лексиконе вообще нет такого слова. «Одна из моих любимых фраз принадлежит Нельсону Манделе: «Я никогда не проигрываю: или побеждаю, или учусь».
Фото: globallookpress.com/imagephotoagency.it, Kika Press, Alberto; Gettyimages.ru/Gabriele Maltinti, Stu Forster/Allsport, Claudio Villa
------------------------------------------------------------------------------------
Так себе комплимент.
А про карму, принтер уже 9 лет чемпионат не то что выиграть, вторым стать не в состоянии. Скорее Дженоа его выиграет, а не китайская поделка.
Раньше были разборы после туров топ 5 чемпионатов, куда больше информации непосредственно о футболе, самой игре. А не околофутбольной желтухи.