10 мин.

Анатолий Давыдов: «Тренер не должен бояться, что молодой игрок может накосячить»

 

– Вы уже привыкли к должности главы академии?

– Поначалу казалось, что первый этап уж больно долго тянулся. Конечно, тяжело перестраиваться – с тренерской практики в тренерское кресло: другие обязанности, другая работа, связанные с организацией. Тут и тренировочный процесс, и развитие нашего футбола. За это время, конечно, много что успел увидеть. Есть какие-то подвижки в работе, видны также и минусы – то, чего нам не хватает. Стараемся вкраплять какие-то вещи в нашу методологию: дай Бог, чтобы всё это нам помогло.

– У вас даже голос изменился: раньше был более громкий, а теперь – более осторожный и совещательный.

– В кабинете всё-таки немного другое пространство (улыбается)… Руководящий громкий голос – это всё же больше для ребят на футбольном поле. В кабинете кричать приходится редко, всё же у нас в академии подобрался очень хороший коллектив. Люди достаточно культурные, общительные, с большим пониманием того, что нужно делать.

– Ваши коллеги говорят, что с Вами работается легко, но видно, что переход от тренерской работы к административной – большой труд. Кажется, что тренер отвечает почти за всё, но в работе главы Академии вообще нет мелочей, которые можно упустить.

– Раньше так и было: тренер отвечал и за тренировочный процесс, и за селекцию, и за прямой контакт команды с руководством клуба. Было интересно, но и сейчас, перестраиваясь и понимая требования к тебе как к директору, быстро набираешься опыта уже в этой работе.

– А не было ощущение, что без постоянной тренерской практики в жизни будет не хватать творчества?

– Ну, творческий подход можно и здесь применить. Когда обсуждаем, чего не хватает нашим ребятам, и что можно сделать, чтобы им помочь – это тоже творчество. Грамотные меры, благоустройство нашей академии, правильное развитие наших тренеров. Поначалу у нас было много совещаний. У нас, кстати, есть и директор департамента развития молодёжного футбола – Максим Погорелов, который непосредственно связан с руководителями клуба ближе, чем я. Мы видим те же изменения в подготовке ребят. Если видно, что не хватает силовой работы, и мы ставим задачи подтянуть их физическое состояние, или не хватает физического оснащения, и мы тоже думаем, что можно сделать – всё это достаточно интересная и нужная работа.

– А Вы говорите про какие-то конкретные возраста и команды?

– Прежде всего, это видно по старшему возрасту, всё-таки работа наших маленьких ребят из младшей группы – она другая. Там больше развивающих занятий и упражнений, а здесь уже нужно ставить определённый уровень выполнения тактико-технических задач, подтягивать физику. Наши тренеры собираются на обсуждения во главе со старшим тренером академии Иваном Шабаровым, и он доносит до ребят все наши требования. У нас руководство, за что ему большое спасибо, уделяет большое внимание развитию инфраструктуры академии. Одно искусственное поле мы уже поменяли, и остальные тоже будут заменены. Мы переделали наш главный стадион ареной для матчей молодёжки и «Зенита»-2: с тысячи мест он увеличился до трёх тысяч, да и вышки сделали более высокими, освещение стало в два раза сильнее. В общем, создаются все условия для развития наших ребят.

– По вашему мнению, какое мероприятие можно назвать самым главным за этот год в Академии?

– Главное событие этого года – это 50-летие Академии. Мы отмечали праздник на Верности, 21, где до сих пор пишется футбольная история. В Академии футбольное образование получали ребята, которые позже стали известными игроками: Аршавин, Быстров, Денисов и многие другие. Их готовили тренеры, которые сейчас работают в Академии: Василий Костровский является координатором юношеских команд, Сергей Гордеев возглавляет селекционный отдел.

 – Как можно стать частью Академии «Зенита»?

– Дети могут попасть в Академию через специальный отбор, его старт мы анонсируем на официальном сайте. Важно отметить, что мы просматриваем ребят со всей России и готовы принять их в нашу академию. В глубинках можно найти очень интересных ребят. В течение года наш селекционный отдел ездит на турниры в разные области и привозит самых талантливых футболистов. Смотрим, конечно, и на местных. Два раза в неделю у нас тренируются сборные филиалов. Тренеров мы рассматриваем отдельно, нужно понимать, с какой целью он хочет к нам приехать: на обучение, на работу или на экскурсию.

– В этом году Академия набралась опыта от гостей из «Барселоны». Можно отнести это событие в копилку масштабных уходящего года?

– Конечно! Ни один клуб мечтает подружиться с такой звездной академией. И мы на пути к хорошему сотрудничеству. Планируется, что в следующем году «Барселона» привезет в Петербург уже две команды. Нашим мальчишкам будет интересно у них поучиться. Потому что мы видим разницу между школами. Отличия не только в технике, но и в культуре отношения к футболу: никто друг друга не пихает, игроки благодарят друг друга за удачные пасы, тренеры высказывают только конструктивную критику.

– Какие планы на будущий год?

– Хотелось бы еще больше улучшить инфраструктуру в Академии. Сейчас ждем шатер для стационарного манежа. Есть небольшие задержки на таможне. Есть проект построить второй манеж между жилым комплексом и нашими полями. Если эта территория станет нашей, то поставим там еще и общеобразовательную школу. Сейчас воспитанники Академии ходят в 473 школу. Но она будто «оторвана» от всего нашего комплекса. Иногда ученики любят и прогулять занятия. Но нам ведь важно не только футбольное образование, но и общечеловеческое развитие ребят.

– Как говорил Дмитрий Бесов: «Хотим, чтобы стали футболистами, но главное, чтобы стали хорошими людьми».

– Конечно, и главную роль в этом играют родители, которые должны контролировать учебу. Если ребенок хорошо проявляет себя в футболе, но не успевает учиться в школе, то мы можем пойти к нему навстречу, например, освободить от тренировочного процесса, чтобы он закрыл все свои «хвосты» в школе.

– Нынешняя молодежка «Зенита» показывает, что с футбольным образованием у ребят все в порядке.

– За это большое спасибо Косте Зырянову. Он раскрепостил ребят. Теперь они показывают свои лучшие качества, отсюда и результат. Ребята стали играть намного интереснее. Появилась командная игра.

– Есть надежда, что «Зенит»-2 станет увереннее?

– Когда я принял команду, была договоренность с Сергеем Фурсенко, что мы откажемся от ребят из других городов. Не нам не хватало забивного нападающего, поэтому приобрели Панюкова, тогда сразу появились и очки. Сейчас хотелось бы, чтобы команда осталась в первом дивизионе. Опасаюсь, что в обратном случае многие ребята могут уйти.

– Анатолий Викторович, что нужно сделать, чтобы в основную команду регулярно попадали по несколько игроков из Академии? Есть способы, методы?

– Все зависит от уровня подготовки наших тренеров: насколько они готовы обучаться, правильно применять знания на практике. У нас открылся центр повышения квалификации тренеров. Спасибо РФС, в первую очередь, Андрею Лексакову и Никите Симоняну, которые поверили в то, что у нас может качественно работать этот центр, которым руководит Сергей Морозов. Он с нуля собрал группы, выстроил подготовку преподавателей, которые качественно обучают тренеров. Специалисты знают, как правильно устраивать тренировочный процесс для развития ребят, наверно, это самый важный момент. А дальше – талант, трудолюбие самого игрока и характер, который изначально предполагается в спорте.

– На одних способностях никак не вытянуть, наверное, как ни крути?

– У нас были намного талантливее ребята, чем я, но у многих чуть-чуть не получилось до конца. Как раз, может быть, не хватило терпения, трудолюбия. Конечно, от молодых мы это требуем. Кроме того, надо увидеть изюминку, за счет чего футболист может превратиться в хорошего игрока. Это тоже одна из задач тренера, чтобы определить и развить эти качества у футболиста.

– Выпускники Академии, которым по 17 лет, могут в этом возрасте попасть в обойму основной команды?

– Могут. И это мы видим на примере других команд премьер-лиги. Есть три-четыре клуба, которые используют молодых ребят. Конечно, у каждого своя история. У нас для первой команды в этом возрасте, может быть, и рано, поэтому мы и занимаемся развитием Академии, чтобы повысить качество футболистов, и они смогли попасть в основную команду. Такие высокие задачи стоят перед «Зенитом». Наши болельщики привыкли видеть своих воспитанников, думаю, мы их дождемся. Уже первый звоночек есть. Была небольшая пауза длинной в год, когда наши ребята не появлялись в российской сборной, но сейчас наших воспитанников начали вызывать в национальные команды – это хороший знак. 

– Скажем, если клуб поставит задачу, чтобы с каждого выпуска давать в основную команду или другой клуб премьер-лиги как минимум пять игроков, возможно справиться с такой задачей?

– Мы не можем гарантировать, кто, например, из десяти человек сможет выстрелить. Опять же, это надо смотреть, как игрок работает, с каким тренером, какая у него мотивация. Может быть, человек забыл, для чего он существует и работает только на один контракт, чтобы потом сводить девочку в кафе и на этом закончить с футболом. Или же, это только первый шаг, когда молодой человек начал зарабатывать деньги и в дальнейшем сможет помочь своим родителям, чтобы, например, поменять квартиру. Это тоже играет большую роль. Думаю, все зависит от воспитания, от мотивации. А если еще тренер доверяет футболисту, видит его качества и привлекает к тренировкам в первой команде, и он игрок основного состава «Зенита»-2, то это хороший посыл.

–  А можно не дождаться своего шанса и попробовать себя в другой команде?

– Да, можно привести много примеров. У нас есть Далер Кузяев, который сначала не подошел нам, а потом раскрылся в другой команде, сейчас играет в основном составе «Зенита», приглашается в сборную. Думаю, как вариант - отдать игрока в другую команду в аренду, а потом внимательно за ним смотреть.

– Например, с Егором Сорокиным, который забил два мяча «Зениту», «Рубин» так просто не расстанется?

– Наверно, да. У нас был в свое время хороший защитник Соломон Кверквелия, который тренироваться у меня полгода, но в дальнейшем с ним не смогли договориться по контракту, потому что тогда воинственные отношения складывались с Грузией…

– Говорят, что он сам был своеобразно настроен, отказывался учить русский язык…

– Нет. Я видел недавно его в Москве, он прекрасно знает русский язык. Рад, что полгода провел в «Зените». Просто не получилось договориться, а через четыре месяца он играл в Лиге чемпионов с Курбаном Бердыевым. Бывают и такие моменты.

– Возвращаясь к «Зениту». Еще совсем недавно было комфортное преимущество в таблице. Казалось, что все в наших руках пусть даже без зрелищного футбола, но три поражения в четырех матчах в чемпионате России. Анатолий Викторович, по вашему опыту, что произошло?

– Мы чувствовали этот сигнал, анализируя качество игры. Очки зарабатывали, но эмоций не хватало для того, чтобы сыграть матч так, как «Зенит» умеет добивать любого своего соперника. Все-таки тренерский штаб должен был проанализировать, что происходит, в чем прибавить, что можно изменить. Ситуацию нужно видеть изнутри, но самое главное, тренерский штаб должен это чувствовать. Есть время разобраться в этом плане в межсезонье, надеюсь, весной все будет нормально.

– Лучше с преимуществом в одно очко идти на первом месте или …

– Может быть, это очко будет держать в напряжении, и команда будет играть с полной самоотдачей.

– Лучше идти с минимальным преимуществом на первом месте или с хорошей игрой на второй-третьей позиции?

– Сложный вопрос. Но если игра есть и ее получится сохранить, зная в чем можно прибавить, то это большое преимущество.

– Когда Сергей Семак возглавил «Зенит», многие подумали, что именно он будет омолаживать команду. Семак станет тем тренером, который вновь вернет воспитанников в основу?

– Может быть, у него есть такое желание. Наверняка, вопрос появления молодых ребят обсуждался с президентом клуба, но отсутствие игроков, наверно, это неготовность самих футболистов. Тренеры это понимают, но по возможности в удачных играх молодых футболистов необходимо пробовать выпускать на поле на 10-15 минут. Я попал в такую ситуацию, когда принял команду от Дика Адвоката. Мы поехали в Португалию с четырьмя молодыми футболистами, а Павел Игнатович сразу вышел на поле. Ходы эти надо делать, не боясь, что парень может «накосячить». Для этого тренер и существует, чтобы рисковать в каких-то ситуациях и высвечивать интересных ребят.