Хесус Перес о закулисье «Тоттенхэма» и секрете Почеттино
Хесус Перес – не тот человек, который стремится оказаться в свете огней рампы. Он никогда к этому не стремился и не будет стремиться. 47-летний испанец – фигура, которую в "Тоттенхэме" можно не заметить, если только не присмотреться более пристально. Если же таки присмотреться, то станет ясно, что этот человек повсюду.
Перед началом матчей он на поле, разговаривает с игроками во время разминки, во время перерыва он в раздевалке показывает им видеонарезки с анализом их действий, а когда еще позже Маурисио Почеттино проводит пресс-конференцию, Перес всегда находится за кадром по левую от аргентинца руку, готовый помочь в случае необходимости.
Ассистент менеджера "Тоттенхэма" редко оказывается в центре внимания.
Однажды случилось так, что во время празднования гола в дерби Северного Лондона на "Уайт Харт Лейн" Почеттино нечаянно ударил Переса в лицо. В другой раз босс "Шпор" начал пресс-конференцию с того, что в присутствии журналистов включил на своем мобильном телефоне "С днем рождения тебя" для своего хорошего друга.
Перес счастлив находится за кадром. Это его первое интервью с тех пор, как он прибыл в Северный Лондон в 2014 году. И дело не в том, что его смущают разговоры – в этом он чувствует себя уверенно – но он просто тот человек, которому больше по душе видеть в луче прожектора других. Для его работы это фундаментальное качество.
Первое, что поражает вас в связи с человеком, являющимся правой рукой Почеттино, – его энергетика. Перес редко прерывает зрительный контакт во время беседы с football.london, его карие глаза зафиксированы на собеседнике. При этом он излучает настоящее тепло. Это две стороны одной монеты, делающие Переса идеальным посредником между Почеттино и его игроками.
Виктор Ваньяма и Райан Мейсон говорили о Пересе одно и то же. Кажется, что он знает всё про каждого игрока, находящегося под его наблюдением. И он всегда рядом, чтобы помочь, но вместе с тем от него некуда спрятаться.
Мэтт Ловелл, проработавший в "Шпорах" четыре года в качестве диетолога, однажды сказал: "Он отличный парень, но он также очень пылкий".
Когда дело доходит до помощи игрокам, для Переса знание – это сила.
"Об игроках мы стараемся знать столько, сколько только возможно – их внутреннюю нагрузку, их внешнюю нагрузку. Мы знаем всё и делимся этой информацией в контексте, потому что без контекста помочь игроку трудно", – признает Перес.
"Клубный персонал может сказать, что игрок свеж, но что если психологически он утомлен, или он обеспокоен какой-то проблемой, или имеют место какие-то тайные интриги в связи с его контрактом?"
"Конечно, мы не раскрываем всё, что знаем об игроке, но в случае с медицинским штабом нам иногда нужно объяснить что-то о жизни игрока, чтобы помочь ему поправиться или улучшиться. Мы стараемся знать такие вещи".
Перес добавляет: "Мы проделываем большую аналитическую и проверочную работу, но всё направлено на то, чтобы индивидуализировать тренировки. Так что когда футболисты играют 90 минут, то в понедельник или вторник они могут увидеть, что некоторые игроки отдыхают, а другие тренируются очень усердно. Самое важное, чтобы они понимали, чем занимаются другие, потому что всё индивидуально, и возможно, что через три недели уже они будут работать по индивидуальной программе по указанию тренерского штаба".
"Мы не занимаемся игроками как группой, мы занимаемся ими индивидуально, потому у некоторых игроков совсем другая программа – только так мы можем им помочь".
"Я знаю, что за день, наверное, нужно успеть сделать слишком много всего. Может, сегодня меня будет ждать один парень, план на сегодня – анализ крови за два дня до матча или же анализ слюны. Они начинают привыкать, каждый день проходит проверка восстановления физических сил. Возможно, это слишком, но это для их же пользы. Это не для нас".
Почеттино безоговорочно доверяет Пересу и называет его продолжением самого себя. При этом испанец стал последним человеком, присоединившимся к сплоченному квартету, возглавляемому Почеттино. Тренер первой команды Мигель Д’Агостино знает менеджера еще со времен академии "Ньюэллс Олд Бойз", тогда как тренер вратарей Тони Хименес играл с Почеттино в "Эспаньоле".
Босс "Шпор" говорит, что трио его соратников – это три электрических кабеля, которые дают импульс ему и его работе, но путь Переса к тому, чтобы оказаться в команде Почеттино, оказался долгим.
Он оставил надежды стать профессиональным футболистов в возрасте 17 лет, когда он осознал, что его уровень "был недостаточно высок".
Спустя пять лет обучения спортивным наукам он получил университетский диплом и проделал путь от работы во внелиговом футболе до Ла Лиги, трудясь на посту тренера по фитнесу, общего тренера, а вскоре и директора академии.
За свою карьеру он поработал в таких клубах, как "Химнастик", "Кастельон", "Реал Мурсия", "Понтеведра", "Райо Вальекано" и "Альмерия". В "Мурсии" на протяжении одного беспокойного сезона ему довелось работать под началом легенды испанского футбола Хоакина Пейро и бывшей звезды "Ливерпуля" Джона Тошака, который до этого возглавлял "Реал Мадрид".
"Это был очень интересный опыт. Он [Тошак] был на иной стадии своей карьеры. Было здорово познакомиться с его философией и увидеть, как он организует тренировки".
"Я помню, как после двух или тех тренировочных сессий я позвонил Микелю Ласа, который в прошлом играл под его руководством в мадридском "Реале", а теперь выступал за "Мурсию". Я спросил: "Когда тебе был в "Реале" в 16-17 лет, вы тоже выполняли все эти упражнения?"
"Ныне каждый прибегает к такого рода тренировкам, но 20 лет назад он уже выполнял их со своими игроками. Впрочем, он не верил в спортивную науку и тренеров по фитнесу, тогда как моя роль в "Мурсии" более-менее сводилась как раз к этому, но недавно в одном интервью он сказал, что я был довольно хорош!"
"Я многому научился, было здорово на протяжении шести месяцев делить раздевалку с таким человеком, как он. Можно соглашаться или не соглашаться, поскольку он был на иной стадии своей карьеры, но это было здорово".
Однако встреча с менеджером, который преобразует карьеру Переса, была еще впереди. После работы тренером по фитнесу в стане национальной сборной Саудовской Аравии, а затем и в аравийской команде "Аль-Иттихад", дошедшей до финала азиатской Лиги чемпионов, Перес вернулся в Испанию с намерением шесть месяцев отдохнуть от футбола, которым он начал пресыщаться.
Вскоре, однако, ему поступил звонок от спортивного директора "Эспаньола" Рамона Планеса – человека, близкого к Почеттино – с предложением присоединиться к улучшению аналитической системы, оборудование для которой в то время в Ла Лиге было скудным и примитивным.
Перес не выказал заинтересованности, потому что там работали его друзья и он не хотел наступать им на больную мозоль. Частично причиной отказа было также то, что новое место работы располагалось в 100 км вдоль берега от его дома.
В конце концов он таки уступил после "трех или четырех бесед", и подробности тех ранних дней с Почеттино показали, какие задачи стоят перед его новым боссом.
"Когда Маурисио взялся за дело, ему всё приходилось делать самому – не то что сейчас, когда в вашем распоряжении есть 10 аналитиков. Он купил камеру, компьютер Mac, а также Sportscode – очень дорогостоящее аналитическое программное обеспечение", – объясняет Перес.
"Здесь у нас есть сотня лицензий на использование оборудования, но в то время он сам платил за всё – всего вышло около 7 тыс. евро. Он оплатил учебные курсы одному парню. Когда этот парень вернулся, то сказал: "Я получил предложение от "Барселоны", так что я ухожу!"
"Маурсио был расстроен. Он инвестировал в улучшение аналитической базы и теперь собирался заниматься анализом в режиме реального времени по ходу матчей. Сейчас это повсеместная практика, но в Испании в то время он был, наверное, первым или вторым, кто взялся за это".
Перес добавляет: "Он каждый день замечал, что я занимаюсь анализом, используя Sportscode. Тот ушедший парень разбирался в Sportscode потому, что тремя годами ранее я сказал ему, что он должен взглянуть на это!"
"Маурисио спросил меня: "Ты не мог бы присоединиться к нам и помочь в анализе? Я бы также хотел, чтобы ты ездил с нами и в перерывах матчей делился с нами своим мнением и изображениями".
"Вот как начались наши отношения – с методологической помощи тренерам академии и выездов на матчи по выходным в составе тренерского штаба, чтобы вместе проводить аналитическую работу".
"Через три месяца Маурисио сказал, что он бы хотел, чтобы я тоже был на поле. Он хотел, чтобы я присутствовал на скамейке вместе с ним – так я оказался в его штабе".
Почеттино выказывал мнение, что в тот момент Перес начинал терять любовь к футболу, и сам испанец этого не отрицает.
"Тот момент всё изменил. Я сказал ему: "Ты спас меня в футболе". Он смеется, но до этого я проработал с 20 менеджерами, и я оказался на таком этапе жизни, когда я чувствовал, что нужно что-то менять", – рассказывает Перес.
"Последние три или четыре года я не получал удовольствия от своей работы. Мне везло, потому что по окончании университета я всегда получал работу, но я никогда не знал, что ждет меня впереди".
Перес добавляет: "Я чувствую себя частью той философии, которую он [Почеттино] исповедует. То, что сегодня я здесь, это не моя заслуга. Конечно, я обладаю некоторыми качествами, но это всё только потому, что он хочет видеть меня здесь. Он везде берет меня с собой".
"Мы обедали с сэром Алексом Фергюсоном. Я пошел туда не потому, что я ассистент менеджера и не потому, что я настолько хорош – всё потому, что он [Почеттино] пригласил меня насладиться этим моментом. Вот что делает меня счастливым, а не если бы я управлял командой или имел бы больше влияния на выбор стартового состава, тактики или физические аспекты. Вот какие ощущения он во мне вызывает. Но это не значит, что мы влюблены!"
"Я всегда готов выразить свои мысли, так что я говорю ему: "Еще до начала сотрудничества со мной, Мигелем и Тони ты был преуспевающим менеджером". Если уйду я, Мигель или Тони, всё останется по-прежнему. Самое важное – сознание менеджера".
С того самого момента Перес и Почеттино стали добрыми друзьями. Именно Перес вместе с женой Почеттино Кариной убедили аргентинца принять новый вызов и отправиться в Англию, приняв приглашение "Саутгемптона". Первые полгода они прожили в отеле вместе с Д’Агостино и Хименесом.
Теперь, в "Тоттенхэме", неразлучный дуэт не только вместе проводит по 12 часов в день, но и вместе ездят на работу, ведь Перес со своей женой Ольгой и двумя дочерьми Паулой и Мартой живут в минуте пути от дома Почеттино.
Проводя столько времени вместе, они наверняка должны время от времени действовать друг другу на нервы?
"Ссориться нам случается очень редко. За почти девять лет у нас, наверное, было лишь два или три дня, когда он был в обиде на меня", – признается Перес.
"Но знаете, почему так? Потому что он очень близок к нам. Он очень необычный менеджер. Мне доводилось работать до этого с другими, и они вели себя иначе".
"Если он ведет переговоры о новом контракте, то сперва он обсуждает наш контракт, а затем уже свой. Такие вещи значат многое. Он никогда не выдвигает себя на первый план".
"Но подсознательно я знаю, что он – номер один. Я крайне редко перехожу эту черту. Конечно, случается, что я допускаю ошибки, и я осознаю, когда ошибаюсь, но я не перехожу границ. Он никогда не устанавливает рамки, но я знаю, где они пролегают".
Вопрос, который всегда задают помощникам менеджера, – не мечтают ли они однажды сами получить работу в качестве главного. Перес в ответ на такое предположение сердится, гневно реагируя уже на саму эту мысль.
"Нет, потому что я знаю, откуда я пришел. До встречи с ним [Почеттино], у меня уже был опыт работы на протяжении 15 или 16 лет".
"Я очень хорошо знаю, как я делаю свою работу. Быть менеджером – нечто иное, это значит сделать два шага вперед. Но эти два шага многое значат".
"У меня нет никаких амбиций становиться первым номером. Я выполняю всё, будучи вторым номером на этом уровне, ведь достичь этого уровня – это уже ого-го. Я бы не променял работу с ним вторым номером на работу первым номером где бы то ни было еще".
"Он всегда говорит нам: "если кто-то из вас хочет стать первым номером". Но это не является моей целью. Как только у кого-то из членов штаба возникнет желание стать первым номером, то, по моему мнению, такому тренеру необходимо покинуть команду. Знаете, почему? Потому что энергия такого человека будет витать где-то не здесь".
Энергия Переса, несомненно, всецело направлена на "Тоттенхэм Хотспур", но каков обычный день Переса, когда он проходит через двери тренировочного комплекса "Хотспур Уэй"?
"Обычно я приезжаю в 7.30 утра. Полчаса я завтракаю в ресторане, наедине провожу 15-20 минут в своем кабинете, а затем Маурисио созывает нас в своем кабинете, где мы проводим минут 30-40", – рассказывает Перес.
"В 9 утра я встречаюсь с медицинским персоналом в своем кабинете, и мы регулируем 28 тренировочных планов. Каждый день мы обсуждаем каждого игрока – одного за другим".
"Затем мы возвращаемся в кабинет Маурисио до того, как начинается тренировка. Это не только обучение по видео или выполнение упражнений. Мы проводим много времени за самыми разными делами, а Маурисио вместе с Джоном [МакДермоттом, главой академии "Шпор"] и Стивом [Хитченом, главой скаутской службы] беседуют, обсуждают, объясняют. После, в зависимости от обстоятельств, в 5, 6 или 7 вечера Маурисио решает, что на сегодня достаточно. Мы проводим здесь от 10 до 12 часов в день".
Восхищение, которое Перес питает к Почеттино, говорит само за себя. Перес рассказывает, чтó именно, по его мнению, делает нынешнего менеджера "Шпор" особенным в футболе, и почему Почеттино удалось вывести столько молодых игроков на международный уровень: от Харри Кейна до Деле Алли, Адама Лалланы и Люка Шоу.
"В футболе есть два способа тренировать. Вы можете тренировать со страхом, или вы можете тренировать, культивируя волю к тому, чтобы пробовать снова и снова. Это значит пойти на риск, основанный на знании. Так что если вы говорите правому защитнику: "Будь осторожен с такими пасами, не делай таких пасов, не делай этого", то тогда этот парень попробует выбрать другие три варианта действия с мячом, о которых вы не сказали, и это опасно".
"Но если вы говорите этому парню: "Будь в хорошей позиции, выбирай правильный угол обзора и пробуй, пробуй разные варианты, ведь на поле находишься ты. Я даю тебе позицию, а затем решать тебе". Сейчас у нас играет один парень, который обладает ловкостью и с готовностью идет на риск, владея мячом. Мы не говорим ему быть осторожным, мы говорим ему стараться читать ситуации. Иногда требуется сделать пас, отойти назад и сыграть на подстраховке".
"Маурисио нравится создавать ощущение превосходства в команде. Ему приходится это делать, потому что это нечто, что есть внутри каждого игрока. Нельзя воспрепятствовать воле к попыткам пойти на риск, поскольку так или иначе футбол сводится к чувству превосходства и риску, ведь в противном случае счет так и останется 0:0".
"В возрасте 16 или 17 лет Маурисио получил свой шанс в "Ньюэллс Олд Бойз", и он всегда об этом помнит. Никому не нужно объяснять ему, что значит дать кому-то шанс".
"Маурисио не тот человек, который говорит: "Вот так, так хорошо, играй", ему ближе иной подход: "Давайте посмотрим, как он проявит себя на тренировках с первой командой в течение двух-трех месяцев. Посмотрим, достаточно ли он хорош". И вот однажды этот парень оказывается принят в первую команду благодаря своей хорошей игре".
"Затем этот игрок может оплошать, но это не проблема. Для Маурисио ошибки не проблема, если игрок ведет себя должным образом, если он проявляет стойкое желание и волю. Вот почему под руководством Маурисио многие игроки улучшаются".
"Он не учит игроков. Он предлагает игрокам сценарий, платформу для совершенствования. Если они это принимают, они улучшатся. Дело лишь за практикой и ощущением поддержки со стороны менеджера. Вот как можно добиться улучшения".
Для Переса основания, на которых его босс построил свою менеджерскую карьеру, – это желание во всё вносить ясность.
"Одна из характерных черт Маурисио и его отношений с людьми состоит в том, что он всегда объясняет свои решения и действия", – говорит Перес.
"Ему нравится объяснять почему то, почему это – даже в общении с председателем. "Послушай, так всё выглядит, если смотреть с общего плана, этот парень должен делать то-то, потому что когда мяч у нас, мы хотим делать то-то".
"Людям лучше всё объяснять, потому что когда они смотрят игры вживую или по ТВ, восприятие совершенно меняется. Как профессионалы мы должны бороться с таким восприятием, основанном на голом впечатлении".
"Нужно принимать восприятие других людей об игроках, но если вы хотите погрузиться глубже, чтобы узнать, что происходит с игроками, как они тренируются на пике формы или же во времена спада, вам нужно ограждать себя от такого восприятия. Ничем не подкрепленные впечатления – очень опасный враг".
Каким бы ни был враг, Почеттино знает, что Перес всегда будет на его стороне. Многие из нас могут не видеть, что ассистент менеджера "Шпор" всегда рядом, но именно такое положение нравится самому Пересу.
Оригинал: football.london
Перевод: burning_benches
Еще больше материалов на SpursArmy.com
Наверное такие коллеги всегда в цене.