6 мин.

Болельщики БАТЭ устроили «гром и молнию» в Граце в честь победы над «Штурмом»

То, что творит БАТЭ, не прекращает вызывать чувство нереальности. Команда, бюджет которой даже по меркам Лиге Европы смешон, второй раз за четыре года вышла в групповой раунд Лиги чемпионов. И если первый раз это получилось само собой, то сейчас БАТЭ целенаправленно несколько лет шел к этой цели. Такое достижение, может быть, даже важнее. Мы, конечно, скажем спасибо Мишелю Платини за его реформу отбора, но это нисколько не умаляет достоинств футболистов, тренеров и лично Анатолия Капского. Без него, думается, вообще ничего этого не было бы. Это его неуемная энергия заставляет клуб работать так, чтобы этого хватало аж на группу Лиги чемпионов. Когда у борисовского босса хватает времени в сутках на то, чтобы в течение часа обсуждать с журналистами по телефону заметки, то становится как-то не по себе. Думается, а как же завод? А клуб?

После матча возле автобуса БАТЭ не было праздника в широком понимании этого смысла. Разве что болельщики продолжали начатое на стадионе — жгли файеры и устраивали зычные канонады взрывов. Небо ночного Граца напоминало небо Аустерлица.

— Ничего, пусть. Болельщики сегодня молодцы. Я ими горжусь, — без эмоций на лице произнес Капский.

Нет, он тоже радовался, но больше ощущалась какая-то эмоциональная опустошенность. Команда отдала все, чтобы выйти в эту Лигу чемпионов.

***

А по-другому бы выйти туда и не получилось. Белорусскому глазу казалось, что этот весь неспешный старинный Грац уже за четыре часа до матча начинает готовиться к самому важному матчу в сезоне.

В центре стали мелькать фанаты в фирменных майках, а вокруг стадиона возле пивных ларьков уже были сформированы первые пивные бригады. C каждой минутой их становилось все больше. Количество выпитого пива увеличивалось, а гул все нарастал.

Во что-то осмысленное он превратился за час до игры. Временами на стадионе находиться было страшновато. Фанатская трибуна то и дело под громкий барабан зяряжала:

— Sturm! Graz! Sturm! Graz!

 

Ей даже без особых проблем удавалось перекрикивать мощные колонки, которые вещали разную попсу. Периодически стадион выдавал такие перформансы и по ходу матча.

За 10 минут до игру зазвучал гимн «Штурма». Все без исключения болельщики встретили его стоя, аплодируя в такт зажигательной мелодии. Это был первый пример того, как стадион собирается болеть за своих. Внушало. После игры Гутор уверял, будто бы на поле ничего этого не замечаешь. Но с трибуны казалось, что такое активное боление серьезно деморализует.

***

Борисовские фаны тоже старались не отставать. Любопытно, что вместе с ними на игру приехали поляки из дружественного клуба «Пяст». Они встретили белорусов еще в Польше и рванули на Лигу чемпионов. Думается, эти голоса серьезно помогли в те моменты, когда 150 человек на гостевом секторе перекрикивали бурлящую UPC-Арену. Ну а полотно в начале матча вполне можно засчитать ответом на предматчевое представление австрийцев, разложивших на трибуне огромную цифру «12».

***

Весь первый тайм не покидало ощущение, что «Штурм» куда основательнее своего соперника. Австрийцы не позволяли себе обрезаться, не оставляли свободных зон. И давили, давили, давили. После матча Франко Фода заметит, что все 180 минут противостояния его команда отыграла на пределе. А БАТЭ этого предела так и не показал — в этом вся разница между командами на сегодняшний день. Даже не в лучшем состоянии, когда кто-то травмирован, кто-то ушел, а кто-то просто находится не в форме, белорусы способны успешно решать поставленные задачи.

Фото: REUTERS PICTURES

Гол, перевернувший ход матча, организовали те, от кого этого можно было ожидать меньше всего. Олехнович и Володько в первом тайме отметились несколькими дурацкими обрезами и вообще выглядели не лучшим образом. Однако вдохновение на них сошло как нельзя кстати. Удар Володько с левой после короткой передачи Олехновича был фантастичен по своей сути. Трибуны, как по команде, стихли. Русскоязычный диктор тоже не был готов к такому повороту событий, ошибившись с ударением в фамилии:

— Гол забил Володька!

Нормальный такой свойский парень получился.

***

Во время матча по трибунам расхаживали молодые люди, которые торговали пивом и кренделями. Пиво вообще на UPC-Арене можно было найти везде — возле, в, на, под. Оно лилось рекой, и никаких эксцессов при этом не наблюдалось. Люди отдыхали душой и при этом очень качественно помогали своему клубу добиться очень большой цели — попасть в групповой раунд Лиги чемпионов. Обыскивали, к слову, на входе не менее придирчиво, чем в Беларуси.

Делали это, правда, стюарды. Полиция безучастно наблюдала за этим со стороны. Может, поэтому борисовским фанатам и удалось пронести на стадион такое количество пиротехники?

При всем том, что поддерживали «Штурм» отменно, за 10 минут до конца матча центральные сектора начали расходиться. При счете 0:2 австрийцам нужно было забивать трижды.

***

После финального свистка Виктор Гончаренко бросился на поле, где попал в командные объятия и изрядно потрепал свой парадный вид. Не стал особо прихорашиваться он и для пресс-конференции, придя на нее с выправленной из штанов рубашкой.

— Жалко, что австрийский журналистов так мало, — сказал глава борисовской пресс-службы Сергей Дашкевич, когда увидел, что только две местные акулы пера сидят в зале.

— А мне совершенно не жалко. Это наш праздник, и мы его заслужили.

Как и обещал, Гончаренко назвал цифры премиальных за выход в групповой этап Лиги чемпионов. Они составили 1,6 миллион евро на всю команду. После пресс-конференции Виктор Михайлович с широченной улыбкой произнес:

— А Goals.by, как всегда, интересуют финансовые вопросы.

Возле автобуса, правда, Анатолий Капский немного поправил тренера. 1,6 миллиона — это только за выход в групповую стадию. Еще 300 тысяч за раунд плей-офф и 30 тысяч за «Линфилд».

***

Пресс-конференция главного тренера «Штурма» была похожа на кассету экспресс-метода изучения языка. Франко Фода в интерпретации переводчицы раз пять повторил фразу о том, что «матч проигран, но шансы у нас были». Зато на вопрос о том, кто из борисовских футболистов мог бы усилить «Штурм», тренер ответил немногословно.

Фото: AP PHOTO

— 3-4 человека.

— Кто конкретно?

— На этот вопрос я вам отвечу приватно, — без удовольствия заметил Фода.

Но приватного разговора так и не получилось. Лишь австрийским коллегам на ходу удалось выяснить, что в этот список входит Симич.

***

Зато после матча находиться на стадионе страшно уже было австрийцам. С финальным свистком борисовские болельщики начали зажигать файеры.

Фото: REUTERS PICTURES

Сопровождалось это действо закладывающими уши взрывами. Диктор, переименовавший Володько, несколько раз пыталась угомонить белорусов, но за грохотом ее, кажется, никто не услышал. Файеры продолжали пылать, гром гремел, как во время самой большой грозы. А Анатолий Капский в это время благодарил болельщиков. Наверное, это тот случай, когда штраф от УЕФА никого не расстроит.