Аргентинский тренер 40 лет ищет таланты. Он ушел, когда ему не дали денег на лечение Месси
Хорхе Гриффа открыл Тевеса, Батистуту и Марсело Бьелсу.
В октябре 2018-го в Росарио закончили строительство гостиницы для игроков и сотрудников «Ньюэллс Олд Бойз». Клуб никогда не был богат, потому деньги на нее нашли не сразу. В итоге основным инвестором стал Марсело Бьелса, который в 90-х тренировал «Ньюэллс» и дважды выигрывал чемпионат Аргентины. Марсело пожертвовал два с половиной миллиона долларов, но с одним условием: гостиница будет носить имя Хорхе Гриффы – главного человека в футбольной истории «Ньюэллс». Вы вряд ли о нем слышали.
А зря. Есть подозрение, что без Гриффы мы могли никогда не услышать о Тевесе, Батистуте – и Лионеле Месси.
***
В 1954-м Хорхе Гриффа впервые сыграл за «Ньюэллс Олд Бойз». Ему поручили опеку крайнего нападающего «Индепендьенте» Ди Микели. Хорхе вышел с сумасшедшим зарядом и следил даже за дыханием противника, но «Ньюэллс» проиграли 3:0, а Ди Микели сделал хет-трик. Болельщики были в ярости, но скоро узнали о Хорхе больше.
Оказалось, что в клуб парень попал прямо с тренировки «Росарио Сентраль», главного соперника «Ньюэллс Олд Бойз». Изначально он пробовался в «Ньюэллс», но не подошел и поехал на просмотр в «Сентраль» по совету журналиста. Там его приняли, но через пару дней в «Олд Бойз» передумали, и счастливый Гриффа вернулся в любимый клуб.
В 50-х на арене «Ньюэллс Олд Бойз» было ужасное освещение и неровное поле. Однажды это чуть не стоило Гриффе карьеры: он летел за соперником, не заметил углубления и влетел в него левой. Колено отозвалось дикой болью и распухло, но Хорхе все равно доиграл до конца.
«В то время если ты делаешь операцию на крестообразных связках – заканчиваешь с футболом. Я этого не хотел и просто терпел», – рассказывал Гриффа в интервью «Эль Графико».
Несколько лет он играл с повязкой, которая ограничивала подвижность коленного сустава, но не мешала бегать и даже попадать в сборную. В 1959-м Гриффа поехал на Кубок Америки и в решающем матче уничтожил Пеле. После игры к нему подошел агент Артур Богосян и предложил переезд в Европу. «Я сомневался, ведь лучшие защитники играли в Европе, а из латиноамериканских дефов, добившихся там успеха, можно вспомнить только уругвайца Сантамарию из «Реала», – вспоминает Гриффа. – Тем не менее, подумав, я согласился».
Богосян договорился с мадридским «Атлетико», который тренировал великий Хосе Вильялонга (он в итоге дважды подряд выигрывал Кубок у непобедимого «Реала» и тренировал Испанию на победном чемпионате Европы-1964). Тренер оценил характер и ментальную силу Гриффы, поэтому сделал его вторым капитаном. Как-то перед игрой с мадридским «Реалом» в раздевалке разговаривали о силе Пушкаша и Ди Стефано, но Хорхе рявкнул: «Мне плевать, с кем мы играем! Если ты выходишь на поле, то должен выиграть. Иначе ничто не имеет смысла».
После этого Гриффа всегда командовал из центра защиты (в «Атлетико» он с первого дня играл тут и жестко уничтожал атаки соперников): «Мы с Арагонесом выступали в роли тренеров на поле и подсказывали парням, не давали им расслабляться. Но если все-таки тренер видел, что кто-то до конца не выкладывался, то орал с бровки: «Я убью тебя в перерыве!».
С Гриффой «Атлетико» выиграл чемпионат Испании, три Кубка и Кубок обладателей кубков, в штутгартском финале уничтожив «Фиорентину».
Это странно, но непобедимый Гриффа ни разу не играл на чемпионате мира. В 1958-м Гильермо Стабиле в последний момент отцепил его от команды, а в 1966-м Хорхе обманула аргентинская федерация футбола.
На чемпионат мира в Англию испанцев вез тот самый Вильялонга. Он попросил себе в состав Гриффу, и власти нашли испанские корни у бабушки Хорхе, которая родилась в Пинилья-де-Торо. Гриффа с радостью согласился на смену гражданства и даже обсудил детали с Вильялонгой, но тренер аргентинцев Тото Лоренсо попросил о встрече.
Лоренсо прилетел в Мадрид и попросил вернуться: «Это же твоя родина. Ты должен играть за ту страну, в которой родился». Гриффа отказал сборной Испании, но Лоренсо на связь больше не выходил. В итоге в Англию Гриффа поехал туристом: «Мне было страшно обидно. Я бы мог показать себя на том турнире. Лоренсо поступил подло. Он знал, что Испания будет в одной группе с Аргентиной, и хотел ослабить противника».
***
В 1966-м «Атлетико» выиграл Ла Лигу, а Гриффа был в сумасшедшей форме. В самый разгар веселья по поводу чемпионства Арагонес воскликнул: «Гриффа научил нас побеждать!». Он действительно показывал бетонную надежность и съедал любого соперника, а команда с ним в составе почти ничего не пропускала. К тому времени он взял с «Атлетико» уже шесть трофеев и стал легендой рабочих кварталов Мадрида. Летом 1967-го «Атлетико» играл товарищеский матч с «Бенфикой» на «Мансанарес» (старое название «Висенте Кальдерон»), и перед матчем руководство передало выручку от продажи всех билетов Гриффе. Хорхе удивился: «Это была странная мотивация, но на самом деле – очень приятная».
Через два года Хорхе перешел в «Эспаньол», но уже в 1971-м завершил карьеру из-за жесткой аварии. Грузовик снес машину Гриффы в кювет, а самого Хорхе расшвыряло по салону. «Моя карьера и так подходила к концу, но после этого мне пришлось оставить футбол немедленно», – вспоминал Хорхе.
Хорхе с кучей переломов два месяца пролежал на больничной койке без движения. В один из таких дней в палату зашел генеральный директор академии «Ньюэллс Олд Бойз» Армандо Ботти.
***
«Не хочешь поработать с молодежью? Руководство думает, что развитие молодых футболистов очень перспективно, а я думаю – ты идеально подходишь для этой работы», – спросил Ботти.
Хорхе почувствовал: жизнь обретает смысл и его новая миссия станет важнейшей частью будущих успехов «Ньюэллс». Он вылетел в Росарио и сразу приступил к работе тренера молодежной команды, но система подготовки была ужасна: «Аргентинские тренеры считали, что инстинкт в футболе важнее конкретных знаний. Тогда я решил, что нужно обучать их системно, чтобы инстинкт стал старой историей. Мы начали учить и учиться, учиться и учить».
В начале 70-х «Ньюэллс» играл слабо и даже вылетал во второй дивизион. Клубы из Росарио («Сентраль» в том числе) вообще не могли соперничать с «Бокой» и «Ривером» в финансовых возможностях, и Хорхе решил изменить путь. Для решения вопроса понадобилась революция: «Мы будем тщательно готовить молодых игроков по новой системе, но в нашей команде будут только лучшие». Пока клубы из Буэнос-Айреса ждали гениев, сидя на месте, Гриффа ездил по стране и подписывал самых крутых. Скоро это дало результат.
Стадион «Ньюэллс Олд Бойз»
Весной 1975-го Хорхе Гриффа внимательно наблюдал за тренировкой второй команды «Ньюэллс Олд Бойз», когда к нему подбежал помощник: «Вас хочет слышать Менотти». Хорхе подошел и взял трубку: «Гриффа, мне нужна вся твоя вторая команда!» – раздался возбужденный голос тренера сборной.
Менотти хотел выставить вторую команду «Ньюэллс Олд Бойз» на Панамериканских играх 1975-го в полном составе, но главная проблема была в том, что до игр оставалось десять дней. Хорхе справился. Он быстро отобрал лучших и вместе с Менотти игроки «Ньюэллс» поехали в Мексику, где заняли третье место и ни разу не проиграли.
Для «Ньюэллс» успех был ошеломительный (это была лучшая реклама молодежной команды в истории), но Гриффа не останавливался. Он брал машину и катался по Аргентине в поисках лучших молодых футболистов, а через несколько лет перешел на координаторскую работу, чтобы искать игроков и следить за всеми молодежными командами. На должность нового тренера молодежки Хорхе посоветовал Марсело Бьелсу (он только что закончил карьеру из-за травмы). Через некоторое время они оказались ночью в одной машине недалеко от дома Маурисио Почеттино.
***
В доме все спали. Хорхе с Марсело громко хлопали, пока не проснулся отец Маурисио.
– Кто вы? – спросил Почеттино-старший.
– Я – Хорхе Гриффа. Мы пришли посмотреть вашего мальчика, – сказал Хорхе.
Их впустили, Гриффа затянул часовой разговор о плантации сои (у него она тоже была), но в голове зрел план по подписанию Почеттино. Проблема была в том, что Маурисио уже тренировался в «Росарио Сентраль».
Гриффа еще раз извинился за поздний визит и попросился на второй этаж – увидеть парня: «Поднимите одеяло, – прошептал Гриффа. – Он выглядит как футболист. Взгляните на эти ноги!»
***
Габриэль Батистута на просмотре вызывал противоречивые чувства: он высоко прыгал и сильно бил, но прыжки не помогали сыграть в мяч, а мощные удары летели мимо.
«Он не похож на футболиста, – сказал Гриффа. – Но в нем живет центрфорвард!» Спустя несколько лет повзрослевший Батистута стоял перед Гриффой и просил денег на карманные расходы. Гриффа улыбнулся: «Помой все кружки в столовой и я дам тебе деньги». Будущая легенда аргентинского футбола послушно все вымыл.
***
Через академию «Ньюэллс Олд Бойз» прошел даже Месси. Он попал в структуру клуба еще в 1993-м, но клуб не дал денег на решение его проблем со здоровьем. В автобиографии Лео вспоминает о Гриффе и своих проблемах: «Он делал все, что в его силах, но не смог выбить деньги на лекарства для моего лечения. Клуб не был заинтересован во мне».
За десять лет до этого в «Олд Бойз» Гриффе много месяцев не платили зарплату, но он чувствовал мощную поддержку и каждый день сиял от счастья. К середине 90-х руководство сменилось, и Хорхе все время спорил с президентом клуба Эдуардо Лопесом о стратегии развития. Лопес отказывал в дополнительном финансировании, а о деньгах на лечение Месси и слышать не хотел. Гриффа ушел спустя пару дней из-за того, что Лопес не хотел развивать школу.
«С его уходом в «Ньюэллсе» все изменилось. Гриффа объединял, создавал и поддерживал идею. Его вообще никогда не интересовали деньги, а после его ухода вокруг клуба появилась толпа мародеров», – рассказывал Хорхе Вальдано.
Через несколько дней после этого ему набрал Маурисио Макри (нынешний президент Аргентины). Он баллотировался на пост президента «Боки» и в итоге победил – а Гриффа занял место руководителя молодежной академии. По его задумке, в составе «Хуниорс» на поле должны были выходить девять своих воспитанников из одиннадцати. План не сработал, зато мир узнал о Карлосе Тевесе.
Его представили Гриффе как нового Марадону. Хорхе посмотрел и возразил: «Нет. Он будет Тевесом».
***
Хорхе Гриффа опередил время. Он первым догадался заключать соглашения между клубами о сотрудничестве в воспитании молодых игроков (предполагал обмен футболистами или арендные договоры), а не устраивать войну за таланты. А еще он запретил агентов для футболистов младше шестнадцати и создавал домашнюю атмосферу в своих командах.
«Он хлопнул меня по плечу и объявил: «Ну все, ты наш!». И я почувствовал себя как дома, – рассказывал Месси. – На первых порах в «Барсе» было сложнее».
Самым важным в системе подготовки Гриффа считает отлаженность процессов. Он всегда заражал перфекционизмом окружающих. Его команды играют в тотальный футбол, где каждый выполняет согласованный маневр. В такой футбол в его системе играют все: одна схема и принципы от 5 лет до основы.
Эти принципы сейчас двигают его ученики – Бьелса, Мартино, Почеттино. Маурисио по примеру учителя создал в «Тоттенхэме» четкую структуру взаимодействия с молодежной командой, постоянно использует воспитанников и вообще обожает работать с молодежью.
«У Гриффы есть невероятные способности к поиску талантов и их первоначальному обучению. Но он не только умеет искать таланты в футболистах, он отлично справляется и в поиске тренеров», – уверен бывший тренер «Барселоны» и сборной Аргентины Тата Мартино.
«Я всегда искал игроков, готовых отдать все ради победы. Это видно сразу: как игрок борется за мяч, с каким настроем выходит на поле. Менталитет игрока – самое важное на начальных этапах. Остальному мы учим», – объяснял Гриффа.
Ежедневно в его офис привозят кучу записей игр со всех уголков страны. Он терпеливо их просматривает и выбирает интересных персонажей. Несколько лет назад Хорхе написал об этом книгу «39 лет в низших дивизионах». Там Гриффа рассказывает о серьезной проблеме современного футбола: «Многие родители забывают, что футбол – это игра, а не поле для инвестиций. Они накачивают детей мыслями о деньгах. Кстати, здесь кроется еще одна проблема. Сейчас в Аргентине никто не хочет играть в защите, потому что стоимость дефа на рынке в разы меньше стоимости нападающего. С каждым годом находить защитников все труднее».
***
Благодаря работе Хорхе Гриффы мир узнал о Вальдано, Батистуте, Хайнце, Макси Родригесе, Почеттино, Колоччини, Вальтере Самуэле, Херардо Мартино, Лавесси, Эвере Банеге, Фернандо Гаго.
Перед дебютом в основе «Боки» Габриэлю Хайнце позвонили: «Поздравляю, но помни одно: футбол это просто игра. Оставайся простым и доступным, несмотря ни на что», – услышал Хайнце в трубке. Это был Гриффа.
В 2004-м его работу оценили в Мексике и предложили громадный контракт. «Уезжай и не думай», – сказал Макри.
Там он два года поработал в федерации и в нескольких клубах, но через несколько лет все равно вернулся из-за любви к Аргентине. Гриффу пригласил «Индепендьенте», где он теперь работает координатором в местной академии, но принципы не изменились: «Чтобы быть хорошим тренером, вы должны быть хорошим человеком».
Гриффе 83, но он каждый день идет на работу и воспитывает новых звезд, а еще иногда как раньше садится в машину и едет смотреть очередного интересного парня куда-нибудь под Сан-Лоренсо. «Пока Бог дает возможность вставать с постели – я буду это делать, потому что нужен этим ребятам, клубу и стране. Это главное», – уверен Гриффа.
Фото: twitter.com/canoboficial; en.wikipedia.org; atleticodemadrid.com; alchetron.com; globallookpress.com/Ryan Noble; Gettyimages.ru/Michael Steele/ Allsport, Dan Smith/Allsport; marca.com; thesefootballtimes.co
Год-полтора назад был текст про Почеттино и там была эта история, но рассказана так, что никакого Гриффы в этот момент не было, а фразу сказал Бьелса.
Никаких выводов, просто наблюдение.
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/england/2160348.html?sl=1
По поводу твоего наблюдения - иногда лучше жевать, чем говорить. Тем более, если не приводишь никаких подтверждений сказанному.
Статья просто блеск👏
В Аргентинском и Итальянском футболе может слабая инфраструктура, но всегда много романтики. Такие вещи не построишь и не купишь.