8 мин.

«Они разрушают мою жизнь, я как загнанный пес». Яквинту приговорили к 2 годам тюрьмы

Его отец получил 19. 

Летом 2005-го в Удине горела земля, и солнце тут ни при чем. Лучано Спаллетти после гениального сезона (четвертое место в серии А-2004/05) рассказал, что не видит условий для развития команды, и убил мечты многих болельщиков, приняв «Рому». Особенно грустил Винченцо Яквинта: «Мы с Лучано здорово работали. Жаль, что он ушел, тем более скоро Лига чемпионов».

В первом матче группового этапа ЛЧ на «Стадио Фриуле» играли с «Панатинаикосом». Для Винченцо и «Удинезе» это была первая игра в Лиге чемпионов. Перед стартовым свистком он пару раз нервно зевнул, разыграл мяч с Ди Натале – и через семьдесят шесть минут оформил идеальный хет-трик (головой, левой и правой ногами). 

После третьего гола он сорвал футболку и помчался к болельщикам. Яквинта родился на юге Италии, недалеко от Кротоне (регион Калабрия), поэтому его эмоции всегда горели жарким пламенем. Огромный Винченцо (190 см) летал в атаке «Удинезе» с самолетной скоростью и пролетарским желанием.

Его отдача, длинные волосы и полсотни голов за клуб влюбили фанатов на «Фриуле» и впечатлили Липпи. В 2005-м Винченцо попал в сборную, а через год поехал на чемпионат мира в Германию. В матче с Ганой он изящно положил вратаря и забил второй гол, а потом отлично поработал в финале и полуфинале. На церемонии награждения после матча с Францией камеры выхватили момент, когда он почти плакал с кубком в руках. Детская мечта мальчика из Калабрии сбылась: «Я потрясен. Еще год назад меня вообще не было в сборной, а сегодня в моих руках побывал Кубок мира. Фантастика».

*** 

Следующий сезон в клубе шел тяжело. Фанатам не понравилась позиция Винченцо по новому контракту. Он отказался от продления на условиях клуба, но к концу сезона все равно настрелял четырнадцать мячей только в чемпионате. Болельщики не унимались: «Мы вырастили тебя, а ты ведешь себя как сукин сын!».

Первая часть утверждения правдива. В «Кастель Ди Сангро» (самый маленький город, когда-либо видевший серию B – 6000 человек) Винченцо забивал мало – всего 8 голов в 52 матчах, а «Удинезе» все равно разглядел в нем потенциал.

В новом клубе он бегал вместе с Муцци, Сосой и Марджоттой, которые почти не давали ему играть. Со временем под наблюдением Спаллетти Яквинта порвал конкурентов и вырос в футболиста сборной, а в 2006-м чуть не перешел в «Барселону» (сделка сорвалась из-за суммы трансфера). Тифози хотели благодарности, но все пошло не так. 

В Каталонии Винченцо так и не появился, зато «Ювентус», взлетевший из серии B, хотел забивать много и красиво. Клаудио Раньери попросил купить Яквинту, чтобы добавить мощи атаке, и летом 2007-го на счет «Удинезе» упали 11 миллионов евро.

Зимой 2008-го Яквинта вышел на «Стадио Фриуле» в футболке «Ювентуса» и приговорил «Удинезе» элегантным ударом после паса Недведа – 2:1. Футболистов чуть не сдуло оглушительным свистом. Тифози орали на Винченцо и рвались его наказать, но их не пускали. Винченцо не обращал внимания: «Я достиг вершины, теперь мне придется нелегко, так как давление на меня увеличилось. Но мне нравится ощущать прессинг».

При Раньери Яквинта преимущественно усиливал игру с лавки, но травмы Амаури и Трезеге все-таки открыли дверь в основу. За два сезона Яквинта забил почти двадцать мячей в чемпионате и стал лучшим другом фанатов «Ювентуса»: «Я просто стараюсь быть полезным, когда меня выпускают на поле, даже если это пять или десять минут». 

В 2009-м команду возглавил Чиро Феррара, и Яквинта вышел на пик полезности. В первых шести турах он забил трижды и отдал две голевые, а «Ювентус» разрывал почти всех. «Всегда чувствовал себя игроком основного состава. Если я в порядке, то могу соперничать с кем угодно», – объяснял счастливый Яквинта перед матчем с «Фиорентиной». 

В той игре он сделал голевую, а в конце матча сел на газон и попросил замену. Врачи увели Винченцо под трибуны – на следующий день оказалось, что проблема в мениске. Яквинта не думал, что все очень серьезно, и хотел вернуться к декабрю. Когда вспыхнули начались об интересе «Челси», он даже амбициозно отметил: «Хочу играть в «Юве» всегда».

План провалился. К февралю колено Винченцо все так же болело, восстановился он только в середине марта. К тому моменту Феррару уже уволили из-за ужасных результатов (не поверите: «Юве» плелся в середине таблицы и отставал от первого места на 16 очков), а вместо него назначили Дзаккерони, который в Яквинту практически не верил. Так травма мениска разделила карьеру Винченцо на две половины. 

Травма сменялась следующей, следующей и следующей. Ничего не изменила ни аренда в «Чезену» в 2012-м, ни попытка реанимировать карьеру у Конте в новом «Ювентусе». В Италии даже говорили, что в крови Яквинты обнаружили допинг, но футболист все резко опроверг: «Это ложь! Я восстанавливался и снова получал травмы. Я не мог выйти на пик формы, а у Конте не получалось оценить мои возможности». 

Оказалось, что врачи клиники, где в 2009-м оперировали мениск Яквинты, составили форсированный план реабилитации – и футболист слишком рано приступил к полноценным тренировкам. Не выдержали связки коленного сустава, которые с тех пор постоянно болели. 

Яквинта пытался найти новый клуб, ездил на просмотры, но ничего не выходило. В 2013-м он наконец решился: «Я мог играть еще три года, но мне пришлось закончить. Когда постоянно травмируешься, то в итоге сходишь с ума». 

Яквинта закончил в 33. Но на этом проблемы не закончились. 

*** 

В декабре 2015-го Винченцо оказался в числе 140 фигурантов дела о «Ндрангете» – преступной группировке из Калабрии, самого бедного региона Италии. Там «Ндрангета» решает все.

Митинг в память жертв мафии в Калабрии, 2017 год

Ближе к концу XX века группировка отделилась от «Коза Ностры» и захватила наркотрафик из Колумбии. Члены «Коза Ностры» очень любили эпатировать, а «Ндрангета» работала тихо, чем и привлекли поставщиков запрещенных веществ (со временем они стали работать только с «Ндрангетой»). 

К началу 90-х почти весь оборот наркотиков в Италии находился под контролем калабрийской мафии. Еще в сферу интересов «Ндрангеты» входили торговля ядерными материалами, вымогательство, азартные игры, рэкет, сутенерство, торговля оружием, нелегальное движение капитала, мошенничество, политическая коррупция, контроль над государственными закупками и государственными услугами, грабежи. В общем, полный набор.

Вскоре после открытия сокрушительного дела, в марте 2016-го, начались судебные слушания. Основной части фигурантов предъявили обвинения в коррупции или давлении на чиновников, но Яквинта тут ни при чем. 

Бывшего футболиста обвиняли в участии в преступном сообществе и нарушении правил хранения оружия. Прокуратура просила 8 лет тюрьмы.

К 2018 году следствие пришло к выводу, что в истории с преступным сообществом Винченцо невиновен. А вот ситуация с оружием подтвердилась. У отца Яквинты нашли револьвер Smith & Wesson 357 и ружье Browning Kelt-tec 7,65 мм со 126 патронами, которые были зарегистрированы на имя сына. Винченцо утверждает, что оружие сначала лежало дома, а уже затем оказалось у отца (но передача оружия без уведомления правоохранителей считается преступлением). Здесь важна одна деталь: отцу Яквинты с 2012 года запрещено владеть каким-либо оружием. 

Родители Винченцо Яквинты

В суде Яквинта объяснил покупку револьвера и ружья так: «Я известный человек и купил оружие, чтобы моя семья была в безопасности после того, как я завершу карьеру». 

Самый интересный персонаж этой истории – отец Яквинты Джузеппе. Ранее он занимался бизнесом, а в 2012 году ему запретили участвовать в муниципальных и региональных тендерах из-за преступной репутации и связей с мафией (а еще именно из-за этого запретили хранить оружие). 

Он пытался вернуться на тендеры через лидера одной из веток «Ндрангеты» Николони Гранди Аракри, который давил на нескольких местных чиновников, но план оборвали силовики. Кстати, на кадрах оперативной съемки на встречах Аракри и Яквинты-старшего мелькает и Винченцо.

Недавно суд приговорил Яквинту-старшего к 19 годам лишения свободы, а младшего – к двум (за хранение оружия). Из зала суда бывший футболист вылетел с мощной речью: «Это смешно! Это позор! Они разрушают мою жизнь, хотя я ничего не сделал. Уже четыре года я как загнанный пес. Я страдаю, моя семья страдает, хотя я ничего не совершал. Мы даже не знаем название мафиозной группы, о которой говорит суд. Они просто так разрушают мою жизнь. Но мы восстановим справедливость». 

По итальянским законам это возможно. Подсудимый не признается виновным, пока не воспользуется всеми инстанциями для обжалования приговора. Итальянские юристы говорят, что Винченцо вряд ли отправится за решетку, а вот отец – наверняка.

Фото: REUTERS/Yiorgos Karahalis; globallookpress.com/imago/MIS; Gettyimages.ru/New Press; globallookpress.com/imago/Gribaudi/ImagePhoto, Paolo Manzo/NurPhoto; instagram.com/vincenzo_iaquinta9; globallookpress.com/Brancolini/Fotogramma/Ropi