3 мин.

Безлимит

Рад поделиться с вами хорошими новостями: лимит на легионеров, действующий в нашем футболе уже двенадцать лет, наконец-то приносит плоды. Какие красавцы у нас выросли – Нойштедтер, Гильерме, Фернандес, Рауш, а теперь и Ари. Последний, правда, созревал долго – через пару месяцев ему стукнет 33, – но это ничего, кто ж в современном мире заглядывает в паспорт? Теперь-то все убедились: стратегия Виталия Мутко работает.

Двенадцать лет российский футбол жил с девизом «Все в интересах сборной». Лимитные ограничения должны были подтолкнуть клубы к работе со своими воспитанниками. Они и работали, соревнуясь друг с другом, кто больше даст денег паспортистам. В этом вопросе никогда не было согласия: лимит то смягчали, то ужесточали, иногда даже за пару недель до старта сезона; многие специалисты успели поменять свою позицию несколько раз.

Но все было не зря. Первые ростки взошли при Леониде Слуцком, когда выяснилось, что лимит породил замечательного вратаря Гильерме и универсала Нойштедтера. И пошло-поехало. В осенних матчах сборной России можно было оценить масштаб перемен: тут и упомянутые выше вратарь и универсал, и левый защитник Рауш, и уже ставший героем Фернандес, который после чемпионата мира, должно быть, выучил пару слов на русском.

Ари прекрасно вписывается в эту компанию. Опытный, талантливый русский парень, получивший свой шанс благодаря лимиту. Не будь ограничений – не было бы Ари, все заполонили бы легионеры. Им только и надо что урвать кусок пожирнее да и свалить обратно в свои Европы и Бразилии. А наши одаренные ребята не имеют возможности себя показать. Так было. Благодаря лимиту все изменилось: сборная получила плеяду звезд.

Прошу простить мне этот сарказм, просто не знаю, с какой стороны к этому вопросу лучше подойти. Как быть серьезным в театре абсурда? Сборная России на треть состоит из натурализованных иностранцев. Не надо заниматься буквоедством: сами получили паспорт по закону, такие же граждане… Речь о том, что они – плоды не нашей детско-юношеской школы, не нашего футбола. Они – другие. Иностранцы с паспортом.

Дело вовсе не в Ари. Он действительно проводит великолепный сезон: второй в премьер-лиге по системе «гол+пас» (6+3), один из лучших по многим атакующим показателям, самый лучший по касаниям мяча в штрафной площади соперника (7,3 за матч). У него отличная техника, дриблинг, а с возрастом появился еще и последний пас. Иногда творит такое, что приводит в восторг. Мастер!

Непонятно другое – почему клубы и сборная живут по разным правилам? На протяжении последних двенадцати лет клубам говорили: воспитывайте игроков для сборной России, все в интересах национальной команды, вместо легионеров должны играть воспитанники клуба. И клубы проводили генеральную линию партию – это очень обременительно, но куда деваться. И тут на тебе – в сборную берут иностранцев: одного, второго, пятого.

Двенадцать лет наш клубный футбол мучили этим глупым, вредным лимитом, который привел лишь к тому, что теперь каждый счастливый обладатель российского паспорта, несколько раз удачно попавший по мячу, становится долларовым миллионером. И параллельно с этим полным ходом идет натурализация иностранцев. Это как понимать? По-моему, это издевательство над здравым смыслом.

Тот факт, что у нас в сборной засилье легионеров, говорит о том, что лимит не работает. А если так, то его надо отменить или хотя бы изменить. Или, если лимит так дорог (зачем обижать российских футболистов и их агентов, зарабатывающих большие деньги), будьте последовательны. Двенадцать лет клубы заставляли заниматься своими воспитанниками. Ок, «Краснодар» воспитал Игнатьева. Бери, сборная! Но сборная берет бразильца Ари.

Когда ввели лимит на легионеров, клубы быстро сориентировались, сделав российскими позициями фланги обороны и вратаря. И по логике сейчас у нас должна быть сумасшедшая конкуренция на этих позициях. Но в сборной играют бразильцы Фернандес и Гильерме и немец Рауш. О чем это говорит? Ну, конечно – лимит работает превосходно. Спасибо ему. Здравствуй, Ари!

Михаил Борзыкин. СЭ