6 мин.

Сборная Аргентины 1969-1970

Последняя часть истории аргентинского футбола вышла совсем уж давно, продолжаем. Сегодняшняя часть короткая, всего лишь два года, два матча - по сути, больше завершение предыдущей части (ещё будет про Эстудьянтес на клубном уровне).

31 августа 1969 года по праву считается чёрным днём в истории аргентинского футбола. Примерно как биржевой крах Уолл-Стрит в 1929 году. Акции сборной ещё никогда не падали так низко - в первый (и последний) раз в истории она не смогла отобраться на Мундиаль. Для продолжения борьбы надо было побеждать Перу - не получилось. С тех времён "Бомбонера" считается плохим, несчастливым стадионом для сборной.

Несмотря на чёрную панораму, несмотря на лучшее поколение футболистов в истории Перу, ситуация на поле была традиционной: полное игровое преимущество традиционного фаворита, жмущийся к своим воротам соперник, держащийся лишь за счёт блестящей игры пары центральных защитников Орландо де ла Торре - Эктор Чумпитас и проводящий редкие контратаки. Подвели детали.

В первом тайме Аргентине несколько не хватало добавочного давления в атаке. Маэстро Адольфо Педернера - один из лучших футболистов в истории Аргентины, но точно не лучший среди тренеров (у него лучше получалось учить, развивать игроков, в то время как уж с начала 60-х тактика и футбольные идеи точно выходят на первый план в работе главных тренеров) - переосторожничал, выбрав схему 4-2-3-1. Два опорника - Пачаме и Рулли - были явным перебором против немногочисленных ответных действий гостей.

Кроме того, следует отметить, что заигрывался 10-й номер - молодой Мигель Анхель Бриндиси, который никогда и не был настоящей "десяткой" (зато - одной из лучших "восьмёрок" в истории аргентинского футбола, как показала его дальнейшая карьера). Против плотной обороны явно не хватало блеска и фантастического мастерства Эрминдо Онеги, выступавшего тогда за Пеньяроль (легионеров не позвали, решив, что своих сил хватит). Оттуда же, из Уругвая, только из Насьоналя, не хватало Луиса Артиме. Эктор Жасальде был очень хорошим нападающим, но не бойцом со звериными жаждой и чутьём гола, как Артиме, который находил голы даже там, где нет никакого момента.

Аргентина-1969

Во втором тайме Педернера исправил ошибку с двумя опорниками, выпустив "восьмёрку" атакующего плана Альберто Рендо из Сан-Лоренцо вместо Рулли. Решение получилось одновременно результативным и роковым. Рендо сделал два гола, заработав пенальти и завершив атаку, которую организовал сам через стеночки, добиванием в пустые с отскока от штанги. В то же время выбор игрока для замены представляется сомнительным: Пачаме был хорош только в паре, как в своём клубе (Эстудьянтес) - с другим Карлосом, Билардо; Рулли же, хоть и был чуть в возрасте, был гораздо более способным играть в одиночку в опорной зоне. На своём пике, в 1967-м, он был лучше Маскерано, так как не только отменно разрушал, но и намного лучше играл в футбол.

Аргентина обладала первоклассной линией обороны. Луис Галло - классический крайний защитник из "Велеса", из тех, которые меньше подключались к атакам, но были труднопроходимы. Лучший защитник в истории по игре один на один - Роберто Перфумо (правда, чуть сбавивший тогда в общей надёжности по сравнению с его абсолютным пиком 1966-1967). Один из лучших центральных защитников в истории Аргентины - Рафаэль Альбрехт из Сан-Лоренцо, абсолютный предшественник Пассареллы - что по мастерству и жёсткости игры в обороне, что по подключениям к атакам не только на стандартах, но и во время игры. И лучший левый латераль Мундиаля-66 - Сильвио Марсолини (Бока), который чуть потерял в мобильности по сравнению с теми временами, но был всё так же непроходим, даже 1 в 1 против быстрых перуанских форвардов.

Несмотря на качество обороны, первые тревожные звоночки прозвучали ещё в начале второго тайма, но блестяще выручал даже в ситуациях один на один вратарь Агустин Сехас (Расинг, так же один из лучших в аргентинской истории). Но ни один вратарь не может брать всё, и парой завалов-обрезов всё же воспользовался скоростной и техничный Освальдо Рамирес.

Аргентинцы даже забили - точнее, практически внесли мяч в ворота на последних секундах, но из-за нарушения (небольшой толчок) на вратаре гол был отменён. 2:2, и Аргентина осталась без Мундиаля, потеряв возможность завершить сверх успешные 60-ые (на клубном уровне) каким-нибудь успехом на Чемпионате мира.

То, что этот успех (не золотой, конечно, но какой-нибудь) был возможен, показал матч с Бразилией в Порту-Алегре 4 марта 1970 года. Команду возглавил знаменитый Хосе Пиццутти, чей Расинг выиграл всё, что можно, в 1966-1967 и отличался передовым футболом, который был наиболее близок к совсем скоро нашумевшому и оставшемуся в истории "тотальному" в исполнении голландцев.

За короткие сроки, с которыми регулярно сталкиваются тренеры сборных, поменять что-то кардинально невозможно, однако Пиццутти сделал максимум возможного: необходимые подстройки, интересные решения, благодаря которым Аргентина предстала более чем боеспособной. И победила бразильцев, которые готовились забрать трофей Жюля Риме домой - 2:0.

На воротах снова более чем надёжно отыграл Сехас. Справа Оскар Мальбернат из Эстудьянтес уверенно сдерживал своего оппонента - скоростного дриблёра Эду (удерживал с абсолютным успехом минут 70, но потом бразилец всё же несколько раз убежал). С другого фланга Рубен "Панадеро" Диас вполне справлялся с одним из героев будущего ЧМ - Жаирзиньо.

Роберто Перфумо играл как в лучшие годы. Не только сдерживал Короля футбола Пеле, когда тот входил в его владения, но и в роли либеро успевал подстраховывать своих партнёров - Мальберната и мощного Роберто Рохеля из Боки, которого поставили, главным образом, для нейтрализации воздушных угроз, в чём он был очень хорош.

Очень интересным было решение поставить обычно ленивого на поле центрального атакующего полузащитника Индепендьенте Хосе Омара Пасторису в опорную зону (где он начинал карьеру). Так получилась, возможно, самая идеальная игра "пятого" номера из тех, что я видел. Пиццутти заставил Пасторису бегать - в результате "Пато" не только очень хорошо цеплялся за мячи, отбирал и перехватывал, но и своей техничной игрой, великолепными точными и обостряющими передачами низом начинал атаки. По мне, это просто образец игры креативного опорника, лучше Пирло.

Аккомпанировали ему работоспособные и мастеровитые - уже известный нам Бриндиси и Норберто Мадурга из Боки. Аргентина играла хорошо, хотя тотального футбола в стиле Пиццутти не получилось - ставка, в основном, была на быстрые выпады и мастерство нападающих. И она оправдалась.

Родольфо Хосе Фишер из Чакариты на 23-й минуте второго тайма блестяще забросил в прорыв Оскару "Пинино" Масу, и вероятно сильнейший левый аргентинский вингер в истории реализовал полувыход мощным и прицельным ударом в дальний с угла штрафной так, как будто это ничего не стоит. Ещё через четыре минуты Адо отбил удар со штрафного на силу от всё того же Маса, но первым на добивании был правый нападающий Эстудьянтес Маркос Конильяро - 2:0.

После чего Аргентина уверенно довела дело до победы. Такой вот футбол: Бразилия могла быть лучше всех, но проигрывать аргентинцам, которые всегда были для них неудобным соперником, в первую очередь из-за лучших в мире защитников и боевого духа. К слову, тот матч немало помог бразильцам в корректировке и устранении недостатков. Так-то составляющие будущего успеха были видны: отличные крайние нападающие, Король футбола (пускай проведший и не лучший матч, но уровень виден даже в нём), Жерсон, раздававший точные передачи на любые расстояния, великолепный Карлос Алберто, вообще не имевший слабых сторон... Но некоторых героев ещё не хватало, как и целостности ансамбля.