15 мин.

Культ бренда Stone Island. Его уважают Гвардиола, фанаты и Григорян

И рэперы.

Кажется, единственное, что объединяет Пепа Гвардиолу и Александра Григоряна – любовь к вещам итальянского бренда Stone Island. Вещи SI легко опознать по патчу с компасом на рукаве.

Stone Island – часть футбольной культуры с середины 80-х, тогда английские футбольные фанаты привозили из Франции и Италии люксовые бренды как трофеи с еврокубковых выездов. Благодаря кэжуалам и музыке вещи SI прочно укрепились в британской культуре, а пару лет назад пробили границы США с помощью Дрейка. В России Stone Island тоже стал культовым брендом.

Кто основал Stone Island

Итальянец Массимо Ости начинал в рекламном агентстве как графический дизайнер. Успешно поработав с брендом одежды Anna Gobbo, для которого он сделал несколько футболок с принтами, Ости ударился в эксперименты с печатью и окрашиванием маек, а затем перешел на рубашки, брюки и куртки.

В 1971 году Ости вместе с коллегой Трабальдо Тонье основал в городе Раварино бренд Chester Perry. Через семь лет из-за коллективного иска английских брендов Chester Barry и Fred Perry название бренда сократили до C.P. Company. Бренд жив до сих пор, фирменная вещь C.P. Company – куртка с линзами на капюшоне.

Чтобы еще сильнее отличаться от всех, Массимо изобрел собственную технологию Garment dyeing (окрашивание готовых изделий). В то время цветные вещи делали, используя цветные нити. Ости впервые додумался брать уже готовую вещь из белой или необработанной ткани, окунать ее в специальный чан с красками и обрабатывать специальными средствами – получалась окрашенная вещь. Благодаря Garment dyeing одежда получала необычный цвет и нестандартный вид.

В 1973 году эксперименты выходят на новый уровень: Массимо нанимает штатного химика Джулио Балбони. Внутри предприятия строят лабораторию, где красят рубашки, свитера и куртки, изготовленные из разных материалов (прорезиненного хлопка, нейлона, льна). «Каждая ткань и тип волокна реагировали на процесс окрашивания по-разному. Некоторые ткани усаживались на 8%, другие – лишь на 3%, плотные ткани приобретали более светлый оттенок, чем менее плотные, полиуретановое покрытие получало при окраске лишь «загрязненный» эффект, нейлон становился темнее, приобретая более насыщенный коричневый оттенок, чем лен», – вспоминают в C.P. Company. На сегодняшний день компанией разработано более 60 000 способов окраски.

Как появился Stone Island

Stone Island появился в 1982 году совершенно случайно: на предприятие завезли специальный материал Tela Stello, обычно из такого делали тенты для грузовиков. Ткань выглядела интересно, но контрастировала со стилем C.P. Company, поэтому Массимо создал капсульную коллекцию из 7 курток в рамках специального проекта, который и превратился в бренд SI.

  • Название Stone Island Ости взял из романов английского классика Джозефа Конрада («Сердце тьмы»), который много писал о морских путешествиях.

  • Лого SI – стилизованное изображение розы ветров. Эмблема символизирует любовь к морю и вечное стремление к открытиям.

Первая коллекция курток Stone Island отличались милитари-стилем, а рукав украшал съемный патч с лого на пуговицах как дань военным шевронам. В SI реализовались военные фантазии Массимо. «Он изучал спецодежду и военные костюмы, где у всего была какая-то причина, каждый элемент был функционален, никаких эстетических штук и украшений, – рассказывает Лоренцо Ости, сын Массимо. – Отец говорил, что изучает ткань, из которой сшита военная одежда еще и потому, что у них нет проблем с бюджетом, они не экономят. Их интересует только самое высокое качество и функциональность. Для него это был идеальный источник вдохновения».

Ости не парила мода и стиль, философия Stone Island держалась на технологиях, функциональности и инновациях. Например, куртка Alu C имела металлический внешний вид со способностью отражать свет, такого эффекта Массимо добился благодаря использованию серебристого полиуретана.

Итальянские ретро-хайпбисты полюбили Stone Island

Stone Island появился в верное время. После экономического бума 1950-70-х у итальянской молодежи появились деньги – в том числе на хорошую одежду. Появлялись субкультуры, участники которых идентифицировали себя еще и через бренды, одна из таких – панинари.

Панинари – первая субкультура, которая примерила Stone Island. Это что-то вроде сегодняшних хайпбистов: итальянские тинейджеры с деньгами, которые любили Америку, люксовую одежду и гонять на мопедах по фастфудам. Подростки носили Stone Island и C.P. Company вместе с премиальными брендами типа Moncler, Versace и обувью Timberland. Съемный патч SI помогал идентифицировать друг друга. Кстати, Paninaro первыми придумали подкатывать джинсы: одни демонстрировали голую щиколотку, а другие – носки от Burlington.

Первые паниниари появились в Милане, название субкультуры произошло от Panino cafè, в этом заведении собирались тинейджеры и ели сэндвичи (по-итальянски – panino). Панинари не интересовались политикой и исповедовали гедонизм, из музыки любили британский поп типа Duran Duran. 

Трек о панинари есть у великой британской поп-группы Pet Shop Boys

Панинари уважали футбол: больше всего представителей субкультуры было в фанатской группе «Curva Nord» миланского «Интера» и «Curva Sud» «Милана». По мере распространения по всей Италии панинари проникали в фанатские группы других клубов, например, «Curva Nord» «Лацио».

Английские фанаты тоже полюбили Stone Island

В конце 70-х – начале 80-х болельщики «Ливерпуля» первыми начали катать на еврокубковые выезды во Францию и Италию. Они впечатлились магазинами и премиальными брендами, покупки в местных люксовых бутиках стали традицией. Их впечатляла стильная европейская молодежь, в том числе панинари, выезды для них стали как шопинг-туры. Вещи премиальных брендов из Европы стали трофеями с выездов.

Со временем в Британии оформилась целая фанатская субкультура – кэжуалы. Они сопровождали команду на выездах и не носили джерси любимого клуба, а предпочитали дорогую дизайнерскую одежду европейских марок.

Кадр из фильма «Хулиганы»

Первоначально стиль кэжуалов состоял преимущественно из легкой теннисной одежды – спортивные костюмы Sergio Tacchini, поло Fred Perry. Но в таких вещах тяжело на декабрьском выезде в дождливый Ньюкасл. C одеждой Stone Island таких проблем не было. Крепкие, теплые и водостойкие куртки, плащи, анораки защищали от дождя и холода, они были достаточно прочными, чтобы не порваться в первой же драке. CEO Stone Island Карло Риветти подтверждает: климат – одна из причин популярности бренда в Британии. «Там ужасная погода по сравнению с Италией. Мы очень хорошо продаем на севере Европы, но туго с продажами, например, на Ближнем Востоке, где погода совсем не для Stone Island».

Бывший хулиган «Манчестер Юнайтед» и автор книги Casuals: Football, Fighting and Fashion Фил Торнтон объясняет, что фанаты ценили Stone Island за качественный продукт: «Большинство людей не совсем правильно понимает культуру кэжуалов. Прежде всего речь шла об эстетике: внешний вид, текстура, как одежда сидит на тебе, а не ее стоимость или эксклюзивность».

90-е: еще один пик популярности SI

После трагедии на «Эйзеле» и беспорядков в Кенилуорт-роуд в 1985 году – когда обезумевшие фанаты после четвертьфинала кубкового матча «Лутон» – «Миллуолл» вырывали кресла и крушили все подряд – правительство Маргарет Тэтчер прижало футбольных хулиганов: теперь за драки можно было сесть в тюрьму.

Движ вокруг футбольных хулиганов утих, но в середине 90-х Stone Island проник в мейнстрим благодаря эпохе брит-попа – в частности, Oasis. Основатели группы братья Галлахеры топят за «Манчестер Сити» и обожают Stone Island до сих пор. Прошлым летом Лиам Галлахер угрожал в твиттере человеку, укравшему из его номера парку Stone Island.

Карло Риветти говорит, что популярности SI в футбольной Англии 90-х помог Эрик Кантона. «Ключевой персоной стал этот фантастический французский джентльмен, – говорит Риветти. – Он покупал Stone Island в английском магазине и дал несколько интервью телевидению в нашей одежде. Полагаю, Кантона продвинул бренд».

В 2000-х вещи Stone Island перекочевали в британский гэридж и появились в гардеробах грайм-эмси: они гоняли в черных спортивках, кроссовках Nike Air Max и мешковатых куртках итальянского бренда. Связь бренда с футболом тоже сохранилась. Самый известный поклонник Stone Island –  Пеп Гвардиола (хотя сейчас из-за спонсорского контракта «Манчестер Сити» c Dsquared он редко сверкает в вещах SI). Stone Island уважает тренер сборной Испании Луис Энрике. Главный тренер «Страсбура» Тьерри Лоре в свитере с патчем SI недавно победил Тьерри Анри в дебютном матче с «Монако». Из российских специалистов Stone Island уважает Александр Григорян.

Stone Island в России

Мода на Stone Island со временем доехала и до России. Sports.ru связался с коллекционером вещей SI Александром Власовым, чтобы разобраться с движем вокруг вещей бренда в стране. Власов собирает куртки SI, C.P. Company и Acronym (основатель этого бренда Эрролсон Хью делает линейку Shadow в SI). Всего в его коллекции около 40 курток, вещей Stone Island (включая футболки и брюки) – 25-30. Александр топит за московский «Спартак»  с 1995 года, а на трибуну пришел в 2003 году.

«Я принадлежу к людям, которые помнят самое зарождение моды SI в России. Были два источника, которые начали привозить эту марку в Россию. Что касается футбольной тематики, это магазин и интернет-коммьюнити Fott, которое было авангардом стиля casuals в начале 2000-х в России. Коммьюнити образовалось в связи с аналогичным движением в Англии, но, как и всегда в субкультурном плане, эта британская волна пришла к нам с некоторым опозданием.

Как тогда, так и сейчас, для футбольной субкультуры SI являлся знаком опознавания своих. В начале-середине 2000-х таких своих, уже перешедших на английский стиль, было не больше 300-500 человек в Москве. Поэтому видя друг друга на улице, прежде всего пытались понять, из чьего стана человек перед тобой. Нередко узнавали друг у друга при встрече, где кто достал ту или иную вещь. В общем это была такая узкая группа единомышленников, вне зависимости от клубной принадлежности. Сейчас, конечно, такой атмосферы нет, одежда стала гораздо доступнее, а сама футбольная субкультура взяла резкий крен в сторону спорта, видоизменив и стиль на трибунах.

Безусловно SI всегда был культовым брендом в среде футбольных хулиганов, так повелось в Англии, так стало и в России. Возможно так совпало, а может это реально стало катализатором, но фильм «Фабрика футбола» в 2004 году вызвал массовый переход к casuals-культуре и радикальному росту популярности SI. Но это не сравнится с интересом к культуре футбольных хулиганов (и, соответственно, SI), который вызвал у молодого поколения много позднее отечественный фильм «Околофутбола», вышедший в широком прокате.

Второе направление, где можно было в России в начале 2000-х купить не только SI, но и C.P. – магазины Leform и позднее Bosco. В первом была собрана, пожалуй, лучшая концептуальная мода 2000-х (а вещи SI с учетом передовых материалов можно было отнести к ней), второй специализировался на итальянских брендах. Вещи этих брендов стали носить в России люди, которые не имеют никакого отношения к футбольным хулиганам», – отмечает Александр.

Власов говорит, что до открытия Fott и старта официальных продаж Stone Island в России, он добывал вещи через знакомых, которые привозили их из заграничных поездок. Особым направлением были украинские секонд-хенды, куда попадало много вещей в отличном состоянии. По мере развития социальных сетей стало много продавцов или мини-магазинов, которые под заказ или малыми партиями привозят вещи из Италии или других стран Европы. Александр называет три главных канала покупки:

1. Аукционы в Японии (там очень много редких новых или почти новых вещей).

2. Комьюнити любителей SI во «Вконтакте».

3. Покупки в Европе.

Имидж Stone Island в России не совсем позитивный, все из-за наводнения фейком и поддельных патчей, которые легко купить и нацепить на любую одежду. «В начале 2000-х, когда бренд был не так популярен в России, его не подделывали. Но с прошествием времени подделки стали появляться все чаще, а их традиционно покупают необеспеченные и юные слои населения, которые еще только в самом начале как социального становления, так и иерархии футбольной субкультуры», – считает Власов. 

Коллаборации

В сентябре 2014-го SI выпустил коллаб с Supreme, причем нью-йоркский бренд сам вышел на итальянцев. «Рынок уличной одежды – все более растущее и постоянно развивающееся международное движение, и оно приняло нас, – говорит Риветти. – Но это [коллаб с Supereme] не результат маркетинговой стратегии. Supreme – бесспорный законодатель и эталон в мире уличной одежды. Они пришли к нам потому, что считают нас аутентичным и уникальным брендом.

Я горжусь тем, что нас ценят другие культуры. Считаю, компании работают с нами, потому что не могут найти другие подобные продукты на рынке. Уникальность нашего производственного процесса делает нас эксклюзивным брендом».

  

В феврале 2016 года SI объявил о коллаборации с NikeLab, а в 2017 году снова объединился с Supreme, расширив линейку: пуховики, анораки, толстовки с капюшоном, майки, кепки.

Stone Island и рэп

В 2015-м, когда британский грайм стал мировым феноменом, главная звезда жанра Скепта подружился с главным рэпером мира Дрейком. Вскоре Дрейк начал появляться в Stone Island повсюду. Летом 2015 года Дрейка засекли в свитере Stone Island на Уимблдоне, он носил SI в Берлине и Копенгагене, в Антверпене, Амстердаме и Сакраменто. На сцене он появлялся в жилетах, куртках и костюмах бренда. Дрейк одевался в SI на баскетбольные матчи, вечеринки, тусовки с Трэвисом Скоттом – еще одной мегазвездой рэпа, обожающей Stone Island. К 2018 году Дрейк не менее 50 раз в инстаграме выкладывал фотографии в одежде итальянской марки.

Зимой 2016-го из-за Stone Island сцепились американские рэперы: A$AP Nast предъявил Трэвису Скотту, что именно он первым привез вещи бренда на Ист-Кост, а Трэвис нагло скопировал его стиль.

Stone Island пробрался и в русскую рэп-культуру. «Глаза полны печали, наполнен я мечтами о тех днях, когда на мне будет курточка Stone Island» – это группа «Хлеб». У рэпера Obladaet есть трек Stone Island. Баста гоняет в SI в турах, а недавно фотографировался в футболке и штанах итальянской марки для Vogue.

Как у SI с деньгами

Карло Риветти говорит, что к Stone Island постоянно подкатывают китайские бренды, но это не интересно. «Они говорят, что мы будем продавать на миллиард долларов в год. Но я не хочу просто гнаться за деньгами». Тем не менее в 2017 году итальянская компания за неназванную сумму продала 30% акций инвестиционной группе Temasek из Сингапура. Цель сделки – укрепить влияние за рубежом.

В третьем квартале 2017-го Stone Island впервые вошел в топ-10 самых популярных брендов на основе Lyst Index. Lyst анализирует поведение более 5 миллионов покупателей в онлайне в месяц. Индекс учитывает количество запросов в Google, статистику взаимодействий, коэффициенты конверсии и продажи по всему миру за 3 месяца.

Благодаря выходу на американский рынок и магазинам в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, 2017 год итальянская компания закрыла с оборотом 147 миллионов евро, что на 35% выше, чем в прошлом году. Рентабельность впечатляет: показатель EBITDA (доналоговая прибыль) вырос до 37 миллионов, на 92,6% по сравнению с 2016 годом.

***

Цены на куртки на официальном сайте Stone Island – от 500 до 3,5 тысяч евро. Толстовки – от 183 до 543 евро, рубашки – от 189 до 300 евро.

Подписывайтесь на самый модный спортивный телеграм

Этот бренд одевал «Ювентус» Зидана и Италию-2000. Гоша Рубчинский снова сделал его модным

«Ман Сити» оделся в шорты, гольфы и туфли. Что за дичь?

Фото: globallookpress.com/Andrew Parsons/ZUMAPRESS.com; kinopoisk.ru; pinterest.ru; stoneisland.com; vk.com/fcluch; facebook.com/StoneIsland