Болельщик рассказывает, почему люди ходят на «Ростов». Больше 30 тысяч даже на «Анжи»
В этом сезоне «Ростов» – третий по посещаемости клуб РПЛ.
Матч «Ростов» – «Анжи» стал самым посещаемым в 12-м туре РПЛ – 31267 зрителей. Это лучший результат тура. Больше зрителей, чем на ЦСКА – «Краснодар» (19063) и «Крылья» – «Зенит» (27102).
Средняя посещаемость матчей «Ростова» в прошлом сезоне до переезда на новый стадион — 9856 зрителей (здесь и далее — данные Transfermarkt). Это 62% от вместимости старенького «Олимпа». В лигочемпионский сезон-2016/17 каждый матч премьер-лиги посетили в среднем 10251 зрителей, а в «серебряный» сезон-2015/16 — 13334 зрителя.
В первых семи домашних матчах сезона-2018/19 «Ростов» собирал в среднем по 30368 человек (заполняемость 67%), это третье место в РПЛ после «Зенита» и «Спартака». Эффект чемпионата мира, новый стадион, хорошие результаты и благоприятная погода способствуют высокой посещаемости.
Однако я бы хотел рассказать о работе клуба по заполнению стадиона.
Билеты и цены
Билеты можно купить в кассах на старом и новом стадионах, в клубных фаншопах (расположены в посещаемых торговых центрах) и, конечно, на сайте. По сравнению с предыдущим сезоном цены просели: так, на второй ярус за ворота можно сходить за 150 рублей, а на нижний ярус боковых трибун — за 300-1200 рублей. Топовых матчей в чемпионате пока не было, ближайший — против «Зенита» в Кубке. На эту игру цены выше: наверх за ворота — 350 рублей, низ боковой трибуны — от 500 до 1700 рублей.
Уровень зарплат в Ростове-на-Дону существенно ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому нормальной для большинства жителей считается цена 300-400 рублей за билет. Я считаю логичным решение «Ростова» снизить планку до 150 рублей. Когда у тебя средняя посещаемость 10 тысяч человек, а нужно заполнить 45-тысячный стадион, стоит ли гнуть цены?
Фаншопы и интернет-магазин
Удивительно, но еще пару лет назад, когда «Ростов» шумел в чемпионате, а потом играл с «Баварией», «Атлетико» и «МЮ» в еврокубках, у клуба не было ни приличного фаншопа, ни интернет-магазина. Только окошко в здании касс старого стадиона, где висело 2-3 вида шарфов, календарь за 1995 год и пара брелоков.
Сейчас клуб открыл несколько магазинов (в торговых центрах, в аэропорту и на ж/д вокзале), запустил интернет-торговлю. Ассортимент пока слабый, на работу интернет-магазина жалуются на нескольких языках, но дело хотя бы сдвинулось. Иногда мечтаем, что кроме игровых футболок по 3500 рублей появятся более доступные по цене реплики и другой мерч. В общем, еще один плюс к работе с болельщиками.
Акции
С недавних пор дети до 12 лет посещают матчи бесплатно — им выдается отдельный билет на отдельное кресло. В итоге на матче с «Анжи» вокруг нашей семьи сидели еще несколько. Кроме того, клуб устроил распродажу «все по 200». Билеты на центральные сектора разобрали еще за полторы недели до матча, на игру против нищего аутсайдера пришли 31267 зрителей. Больше было только на играх против «Ростова-2016» «Рубина» и «Уфы».
Вряд ли «Ростов» что-то сильно заработал. Однако октябрьская игра не провалилась в графике посещаемости, а я, например, увидел разницу между дорогим нижним ярусом и дешевым верхним. Думаю, не я один. По-моему, разумный ход от клуба.
Еще одна тема прямо не связана с домашней посещаемостью, но тоже характеризует нынешнюю клубную власть. Через неделю мы играем в Краснодаре — это 270 км от Ростова-на-Дону, или 4 часа разными видами транспорта. Клуб организует бесплатную электричку для болельщиков. В прошлом сезоне это помогло забить гостевой сектор до отказа, в этом наверняка будет так же. Для богатых клубов подобные акции привычны, но для нас это приятная неожиданность.
Логистика
30 тысяч человек в одном месте в городе без рельсового транспорта (да-да, москвичи и петербуржцы, так тоже бывает) — это почти синоним коллапса. Что делает клуб, чтобы минимизировать логистические проблемы?
Во-первых, в штатном режиме работают парковки стадиона, в предматчевых сообщениях «Ростов» всегда информирует об этом. Во-вторых, ГИБДД активно распихивает потоки в нужные стороны — отчасти это идет вразрез с мнением навигатора, но в целом предотвращает мертвые стояки. В-третьих, и это главное — после матча работают шаттлы.
Клуб организует и оплачивает вывоз болельщиков со стадиона в центр города, к важным пересадочным узлам. К моменту окончания игры у выхода ждут несколько десятков автобусов, которые в режиме «подъехал-заполнился-уехал-следующий» (на все — 45-60 секунд) лихо рассасывают толпу.
Недоработки
Выросшая в 3 раза посещаемость — не только стечение благоприятных факторов, но и результат работы клуба. В которой тем не менее еще проскакивают недоработки.
Первая — недоразвитый фаншоп. Вторая — недостаток наружной рекламы (хотя, вероятно, маркетологи разбираются в этом лучше меня). Третья — абонементы. Самый дешевый на РПЛ стоил в начале сезона 2900 рублей, при этом в розницу на не топовые игры билеты стоят 150 рублей.
Даже если предположить, что на матчи против «Зенита», ЦСКА, «Спартака», «Локомотива» и «Краснодара» билет будет стоить 350 руб (как на Кубок против «Зенита»), выходит сомнительная экономия: 2900 за абонемент, либо 350*5 + 150*10 = 3250 руб за 15 разовых посещений. С одной стороны, владелец абонемента получает кое-какие бонусы (50% скидку на Кубок), с другой — ограничения («ребенок бесплатно» не работает, потому что возле выкупленного абонементщиком места может не оказаться свободного для ребенка). Так или иначе, но многие владельцы считают себя обманутыми. Особенно после акции «все по 200», когда даже дорогие места продавались по низкой цене.
На этом, пожалуй, все. Низкие цены + акции по привлечению новых клиентов + забота — по-моему, вполне нормальная картина для клуба, который 3-4 года назад обвиняли (я тоже, кстати) в ужасной работе с болельщиками. Конечно, настоящая битва за клиента начнется в ноябре-декабре, когда противником выступит Генерал Мороз. В основную фазу война с торговыми центрами и кинотеатрами войдет через год-другой, когда все по разу сходят на новый стадион и переключатся на что-то другое.
Но мне хочется похвалить клуб за работу, которая делается сейчас. И которая, надеюсь, не уйдет в песок и будет приносить результаты и в долгосрочной перспективе.
P.S. Кто из Калининграда, Нижнего, Самары, Волгограда, Екатеринбурга, Сочи, Казани, Саранска. Короче, из городов ЧМ. Было бы интересно узнать, как у вас распоряжаются свалившимся счастьем. Пилите посты.
P. S. Не может не радовать то что Ростов собирает на матч с аутсайдером-банкротом почти в двое больше чем ЦСКА на игру с быками!
«Что прекрасного?» - спросите вы. Все очень просто. Питер все понятно: одна команда (успешная) - один город. Москва - крупнейший город Европы с трудом собирает какую-то посещаемость на 4 клуба. Спартак это бренд, который сделал имя в 90-х и подтвердил статус недавно (речь про Россию, про времена ссср тоже все в курсе); ЦСКА это топовые результаты и создание атмосферы семьи; Локомотив это недавнее возрождение и создание семьи и хорошая работа с болельщиком; Динамо это тоже бренд, который во многом выезжает на имени Льва Яшина, но который при этом пытается трансформироваться и ждёт нового стадиона, что всегда отлично.
Так вот Ростов может стать примером того, что можно сделать не в столичном городе. У нас много проблем в стране, но наши города по многим параметрам не намного хуже европейских, а где-то и лучше. P.S. Это не патриотический угар, из последних 3 лет я год прожил в Японии и год в Европе