Ветеранский дух
Отставку Карреры спартаковский мир воспринял очень болезненно: в глазах большинства болельщиков это не просто увольнение, а предательство. И, предав главного тренера, клуб наплевал на всех. Вчера у здания «РИА Новости», где Массимо давал прощальную пресс-конференцию, собралось немало людей в красно-белой атрибутике; дожидаясь итальянца, они выкрикивали слова поддержки тренеру и осыпали проклятиями руководство клуба.
Информационный фон не мог понравиться боссам «Спартака». Противовесом выступили, как всегда, заслуженные ветераны. Но у них тренер во всем виноват уже только потому, что иностранец. Ревнивые очень. Возможно, эта черта мешает им формулировать мысли и находить какие-то веские доводы хотя бы на уровне начинающего журналиста. Дальше «а вот в наше время…» и «спартаковского духа» мысль, как правило, не развивается.
Не только ветераны, но и старшее поколение, похоже, живут в каком-то своем измерении. Для них время остановилось. Авен всерьез рассуждает о том, что «Спартаку» помог бы Бесков. Почему не Иисус Христос? Шамиль Тарпищев убежден: тренировать команду должен кто-то из поколения 90-х вроде Аленичева. А что, никогда такого не было, почему бы и не попробовать? Гаврилов советуют Федуну расстаться с Каррерой…
Сегодня в бой вступила тяжелая артиллерия. Олег Романцев расставил все точки над i: «Чемпионство – это заслуга Аленичева, а не Карреры». Спасибо, Олег Иванович, что бы мы без вас делали! И ничего, что это звучит, мягко говоря, абсурдно. Аленичев покинул клуб после первого тура. Каррера отработал 29. По ходу сезона итальянец под каждого соперника подбирал специальную модель, которых набралось то ли шесть, то ли семь.
В чемпионский сезон «Спартак» играл прагматично, по сопернику, он очень полюбил счет 1:0; наконец-то была выстроена игра в обороне, не считая сбоев вроде самарского. Если до зимнего перерыва действительно можно было говорить о багаже Аленичева, то после – ну никак. Не просто же так нового тренера принято оценивать после первой предсезонной подготовки: в этот период он возводит свое, это уже его – и только его! – команда.
Неужели Романцев этого не знает? А как быть с прошлым сезоном, когда осенью красно-белые выдали феноменальную беспроигрышную серию, громя «Севилью», «Зенит», ЦСКА? Тоже багаж Аленичева? Ну ничего себе, какой долгоиграющий багаж-то! Все это Романцев прекрасно понимает; он вообще понимает намного больше нашего – очень умный человек. Он защищает своих воспитанников.
Хотя делает это, видимо, не совсем по своей воле. Просят. Моя первая статья в «СЭ» была посвящена деградации Глушакова. Представьте мое удивление, когда мне сообщили, что великий Олег Романцев, прочитав мой текст, был крайне возмущен и решил взять слово. Он защищал Глушакова, называя его бойцом, а тех, кто упрекает капитана в нежелании биться на поле, то есть в том числе и меня, – дилетантами.
Тогда, в апреле, обострился конфликт между Каррерой и Глушаковым. И тут выступил Романцев. Конечно же, по своей воле. Вовсе не потому, что все это время, особенно начиная с весны этого года, некоторые люди из клуба вели против Карреры информационную войну. Они ее в итоге проиграют, но своего, однако, добьются.
Вот и сейчас Романцев – по своей воле или нет – бросает камни в спину Карреры. Но дело в том, что слова легенды для меня ничего не значат. Теперь – нет. Олег Иванович как творец великой истории «Спартака» имеет право говорить что угодно. А я имею право не доверять его словам, поскольку считаю, что Романцев, как и многие другие легенды, – всего лишь инструмент клуба по формированию необходимо общественного мнения.
Но клуб не учитывает одну важную деталь – аргументов у него нет, и поэтому публичные выступления даже таких глыб только раздражают. Вроде «Спартак» должны тренировать бывшие спартаковцы» и прочих давно надоевших сектантских, простите, мантр. Одно не дает мне покоя: вот эти кумиры, иконы, полубоги действительно не понимают, в каком свете себя выставляют? Или пряники от клуба столь сладки, что дороже даже репутации?
P. S. Старость это не всегда мудрость, иногда, увы, маразм.