6 мин.

«Спартак». Испытание Каррерой. Кто его прошёл, а кто нет?

После двух лет своего яркого приключения в России Массимо Каррера покинул «Спартак». Для итальянца это была серьёзная проверка на прочность. Однако для всех вокруг это тоже стало испытанием. Попробуем разобраться, кто и как его прошёл.

О том, что Массимо оказался крепок духом, знают все – и свои, и чужие. В эти два сезона его не сломили ни фальшивая игра футболистов, ни судейские ошибки, ни потеря лидеров атаки и обороны, ни отсутствие новых звёзд в составе, ни интриги в команде, прессе и соцсетях, ни невнятная позиция руководства клуба.

Тем не менее Массимо оказался верен себе: не ныл, не жаловался и не прятался за чужие спины. Он прошёл испытание «Спартаком» с его уникальным стилем управления в виде отсутствия всякого управления. Прошёл испытание российским чемпионатом с его ледяными полями, невидимыми мячами, переносами матчей и прочими заскоками имени прядкиных и григорьянцев. Прошёл испытание нашей не всегда доброжелательной действительностью, в которой получал удары в спину от своих игроков. Прошёл испытание нашей ментальностью, в которой каждый разбирается в работе тренера лучше тренера, в которой любая кухарка (водитель, массажист, врач, финансист, нефтяник) считает себя профессиональным топ-менеджером футбольного клуба и хочет им «порулить» (и некоторым это дают), в которой любого яркого лидера считают выскочкой и стараются сожрать с потрохами не столько конкуренты, сколько собственные коллеги. 

Я считаю, что Массимо выстоял – ведь он до последнего дня не опускал руки и верил в то, что работой и упорством можно всё исправить и добиться со «Спартаком» нового успеха.

Массимо Каррера

Чего не скажешь о многих других участниках эпопеи. Для них это было испытание Каррерой, которое останется с ними – для кого-то светлым моментом, а для кого-то тёмным пятном – на всю жизнь.

Так, этот тест явно не сдали некоторые именитые болельщики – те, что постоянно крутятся на фоне красно-белых цветов. Те, чей звёздный час (в театре ли, в спорте ли) уже позади. Те, что за счёт команды пытаются обратить на себя внимание и вернуть былую славу. Своими выпадами они досадили не только главному тренеру, но и всей команде. Да, сейчас они вроде бы на коне (звучит так, словно работали на ЦСКА – а ведь по факту получается именно так, они лили воду на мельницу соперников «Спартака»). Они добились желаемой отставки Массимо. На самом деле они потеряли гораздо больше уважения и любви, чем приобрели, но понимание придёт к ним гораздо позже.

Это испытание явно не прошли многие спортивные журналисты. Не те, кто писал о «Спартаке» денно и нощно ради кликов, лайков и гонораров. В конце концов, для большинства репортёров и обозревателей это всего лишь работа, которая подразумевает раздувание скандала и там, где основания для него есть, и там, где нет, на ровном месте. Ведь имя «Спартака» в этом смысле вызывает у читателей и зрителей интерес больший, чем имена любых других команд чемпионата России, вместе взятых. Так что с них взятки гладки, ничего личного, просто бизнес. А вот те журналисты, которые всю жизнь били себя кулаком в грудь с ромбом на ней, позиционировали себя преданными поклонниками «Спартака» и гордились близостью к команде – они пали так низко, как только можно. Озвученные ими перешёптывания игроков и функционеров из раздевалок тушинской арены и лукойловских туалетов кабинетов переполнили прессу и соцсети, и весь этот вынесенный из избы сор был вывален на голову Карреры, как пепел от огненной лавы из Везувия.

Сор из избы мог и не быть вынесенным, если бы свою позицию в поддержку тренера твёрдо проявило руководство клуба. Однако именно тогда, когда ему было труднее всего – лидеры уехали или оказались в лазарете, опытные игроки предпочли лайки работе, команда забуксовала (но не сдалась, судя по матчу с «Вильярреалом») – именно в это время тренер не получил ни одного позитивного знака, ни одного положительного слова сверху. Выше я написал о невнятной позиции руководства, но правильнее будет сказать – внятной, предельно понятной позиции против тренера, ведь мы увидели ноль публичной поддержки ему тогда, когда он пытался навести порядок в коллективе и вытащить его из болота, куда засасывала склока. 

Футболисты в большинстве своём тоже не сдали тест имени Массимо. Сейчас они пишут слова благодарности и напутствия бывшему тренеру – но где был каждый из них во втором тайме матча с «Арсеналом»? Для меня именно эти 45 минут последней игры Карреры в России стали квинтэссенцией позора коллектива. Так когда-то Валеру Карпина игроки поддерживали футболками с его изображением – и выглядело это пусть симпатично, но нелепо. Валера признавался тогда, что предпочёл бы футболкам приличную игру.

Игроки &quout;Спартака&quout; в футболках с Карпиным

Так же нелепо теперь выглядят те наши ребята, которые хвалят тренера в соцсетях, улыбаются на прощальном ужине, а всего три дня тому назад не добегали, не дорабатывали, не рвались к победе, не вытягивали из себя все жилы ради неё. Не скажу плохого слова лишь о Зобнине, Боккетти и, пожалуй, Зе Луише, как и о тех, кто остался в запасе. Вы когда-нибудь видели Рому по-настоящему злым? Он обычно сосредоточен на игре, но в воскресенье на его лице были гримасы злости во время матча и после него в разговоре с одноклубником – и пусть команда проиграла, он своим неравнодушием прошёл этот тест.

А ещё, вы удивитесь – испытание прошёл Леонид Трахтенберг. Да я и сам удивлён. Всегда политически корректный, старой советской закалки журналист, которого многие (я не исключение) не любят именно за старомодность, за штампованные обороты в отчётах о матчах и, самое главное, за отсутствие живого, современного, интересного пиара «Спартака» – так вот, он поставил в соцсети лайки критикам бывшего капитана. Поступил совсем не политкорректно и не так, как один из руководителей клуба, который ждёт от скандалиста оживления игры команды. Лайк и вам, Леонид Фёдорович! Это тот случай, когда совесть и любовь к «Спартаку» оказались выше должности руководителя пресс-службы клуба.

Леонид Трахтенберг

Испытание прошли болельщики других клубов. Мы никогда не видели от них столько добрых слов в адрес красно-белого тренера. Очень многие разделили наше расстройство и признали, что с итальянцем «Спартак» был серьёзным соперником, а чемпионат выглядел сложнее и зрелищнее – и теперь это потеряно. Наверняка появится ещё немало тёплых комментариев и от тренеров, ведь каждый из них чувствовал искреннее уважение, исходившее от Массимо. Момент, когда с нами солидарны чужие фанаты – уникальный, редкий, неожиданный. Спасибо вам за понимание и поддержку, парни.

Возможно, я кого-то забыл – вы можете добавить участников эпопеи в комментариях и дать свои оценки. Но я точно не забыл, что мы с вами – те, кто поддерживал команду на трибунах А, В, C и D, те, кто яростно болел за неё у экранов телевизоров, те, кто гнал её вперёд на выездах, те, кто бился за команду и тренера в комментариях на Sports.ru, те, кто теперь мучается – идти на стадион или не идти, а в целом – все те, кто с момента увольнения Массимо ощущает боль утраты и сдерживает слёзы – это испытание тоже прошли. Мы разные, очень разные, мы свиньи – чистые и грязные (я такой), добрые и не очень (я такой), умные и глуповатые (я такой), но в большинстве своём мы остались с честным, сильным и преданным «Спартаку» Каррерой.

Мы прошли это испытание и, надеюсь, стали хотя бы чуточку такими, как наш тренер.