13 мин.

Сергей Бугриёв: «Пора прекратить терять нить игры после забитых мячей»

«Зенит»-2 идет на последнем месте в турнирной таблице, в команде поменялся тренер – Александра Горшкова сменил Владислав Радимов. Обсудить все это в студию Радио Зенит пришел капитан Сергей Бугриев. Что нужно делать, чтобы пришел результат? Как меняется роль центрального защитника в современном футболе? И нужно ли ориентироваться на габариты Артема Дзюбы? Все это и многое другое – в расшифровке беседы. 

– «Зенит»-2 уже можно назвать командой Владислава Радимова?

– Да, мы уже привыкли к требованиям тренера. Сейчас игра налаживается, и в будущем, я думаю, мы исправим непростую турнирную ситуацию, в которой оказались.

– Ваше отсутствие в последнем матче с «Армавиром» связано с тем, что на место центре обороны много претендентов?

– Ну да, у нас сильная центральная ось. Это и Томас Рукас, и Илья Скроботов, и Никита Каккоев, который сейчас отправился в расположение молодёжной сборной. Поэтому играют все: кто лучше себя показывает, тот будет играть и в дальнейшем. Всё справедливо и честно.

– С момента предыдущего визита на Радио Зенит вы успели пройти разные этапы, поработать с четырьмя разными наставниками и в итоге стали капитаном. Насколько бугристым получился для вас этот год?

– Действительно очень интересный год. Начиналось с одного, пришли к другому. Каждый тренер привносил в нашу игру что-то своё: с кем-то получалось лучше, с кем-то хуже. Но в целом я доволен тем, как всё происходит. Осталось, как и я говорю, только подняться в таблице. Но судя по последним результатам, это не за горами: мы показываем хорошую игру и набираем очки.

– Мне кажется, в самых обидных матчах сезона вы не сыграли – во встречах с «Сочи» и «Армавиром». Какие-то ещё врезались в память как неудачные?

– Игра с «Ротором» была, наверное, самая обидная. Мы сначала забили, потом оборонялись всей командой, не давали сопернику ничего создавать. Волгоградцев гнали трибуны, и на 93-й минуте хозяева отыгрались. Можно сказать, что именно по тому, как складывалась игра, мы упустили два очка, а они набрали одно. Но в целом все матчи были равные. Где-то реализация нам не позволяет побеждать, но это не самая большая проблема. Можно в этом плане добавлять, создавать больше моментов, и результат придёт обязательно.

– Из выездных матчей сезона игра в Волгограде получилась, пожалуй, самой взрослой: вели в счёте, Михаил Кизеев получал жёлтую за затяжку времени, и всё это при переполненных трибунах. Матч с «Ротором» и правда оставил массу разных впечатлений?

– Ну конечно! У нас пока нет большого опыта выступлений на таких стадионах: мы играли два раза в Нижнем Новгороде и вот – в Волгограде. То есть игры на аренах, построенных к чемпионату мира, нам ещё предстоят. Это очень хороший опыт: поля высочайшего уровня, команды хорошие - всё это позволяет себя показывать с лучшей стороны.

– Не очень понятно, кто в ФНЛ в этом сезоне лидер. Как получается, что молодым «Спартаку»-2 и «Краснодару»-2 удаётся так здорово себя показывать?

– Это никого не должно удивлять. «Краснодар»-2 уже играл во второй лиге, у команды есть костяк, игроки обиты мужским футболом. Они очень сплочены и показывают хорошую командную игру. Когда они перешли в лигу выше, не потерялись и стали гнуть свою линию. Ещё у них присутствует поддержка с основы: почти всегда есть один-два опытных игрока, и в этом тоже есть свои плюсы и минусы. В целом – свой уровень они показывают: и «Спартак»-2, и «Краснодар»-2. Молодцы, за них можно только порадоваться.

– Скоро наша игра с «Краснодаром»-2: у южной команды есть преимущество из-за опыта ребят, полученного в Юношеской лиге УЕФА, и памятного матча с мадридским «Реалом»?

– Европейский опыт – это всегда очень хорошо. Причём, они получали его не только через Юношескую лигу: там есть и игроки сборных. Вот мой товарищ Алексей Татаев: вместе играли в юношеской команде России нашего созыва. Мы уже пообщались: он надеется, что будет играть, я сказал, что тоже надеюсь. Вот и посмотрим на нашу дуэль! (смеётся)

– Все отмечали ту эмоцию, которую дал Владислав Радимов после возвращения на пост главного тренера. Как вы вспоминаете новую встречу с ним на посту наставника?

– Два года назад я только тренировался на двух сборах при Владиславе Радимове, после чего уехал в Словакию – на полгода в «Кошице». Действительно Владислав Николаевич обладает очень сильной харизмой, и он с самого начала дал нам ту самую искру. Все помнят, в какой день мы играли с «Химками»: команда тогда очень завелась, получила боевой настрой. На этой волне мы четыре игры шли без поражений, что действительно неплохо. Причём, по тому, как складывались эти игры, мы действительно могли увозить победы. Поэтому приход нового тренера, скажем так, принёс новую хорошую деталь в нашу команду.

– Вопрос слушателя по имени Дима: за какую команду болеешь ты?

– Дима, отвечаю: я болею за «Тоттенхэм». Очень симпатизирую данной команде. Не буду скрывать, мне она понравилась ещё во времена Гарета Бейла: можно сказать, после тех матчей с «Интером», с того самого момента единственной командой, за которую болею (если не брать «Барселону»), является «Тоттенхэм».

– Это базовый клуб для сборной Англии. Именно в этом чемпионате вы хотели бы когда-нибудь поиграть?

– Английский футбол мне очень симпатичен: это борьба, накал страстей – то, что доктор прописал.

– Вопрос слушателя: насколько часто ты посещаешь тренажёрный зал?

– У нас в команде есть определённая группа, которая постоянно посещает зал перед тренировкой, и каждый день после тренировки. С этим проблем нет.

– Визуально вас, наверное, часто сравнивают с Артёмом Дзюбой, который такого же роста 197, но более широк в плечах. Вы работаете над этим? Нужно ли вам тоже обладать пресловутой «косой саженью»?

– В какой-то степени, да. Но каждому игроку подходят свой вес и свои данные. Мне в своём весе комфортно, я хотел бы прийти, условно говоря, к 85 килограммам. Если больше – будут уже нарушения в координации, технике и прочие причуды.

– И ведь все нынешние тренеры говорят: центральный защитник должен быть очень быстрым и мобильным.

– Да, за последние 10 лет футбол стал гораздо мобильнее, динамичнее, проходит на высоких скоростях. Уже следует уделять внимание не только отбору мяча и каким-то передвижениям: центральные защитники теперь начинают атаки и должны разгонять свою команду. У нас появляется всё больше обязанностей.

– Как вы изменились за этот год? Чувствуется, что у вас даже выражение лица изменилось.

– Уверенность появляется с количеством проведённых игр. С опытом приходит понимание, как и что нужно делать. Когда только начинал, некоторые моменты давались сложнее, а сейчас я знаю, что может быть во время матча, как это можно предотвратить. Автоматизм появляется? Да, абсолютно.

– В матче с «Химками» состоялся ваш первый гол в большом футболе – причём, весьма необычный…

– Да, если не считать молодёжного первенства, это мой первый гол. Вот буквально за день до этой игры мы с нашим тренером Анвером Конеевым отрабатывали его схемы, и можно сказать, что этот гол – полностью его заслуга: как он сказал, так и получилось. Первый игрок отвлекает, я иду перед вратарём и должен замкнуть передачу – чем, уже неважно. И забил я даже не бедром, а, скорее, животом.

– Как вам удаётся справляться с нервами, учитывая, что в современном российском футболе центральный защитник – расстрельная позиция? У нас, если ты центральный защитник и ошибся в одном эпизоде, придется еще потом долго оправдываться и объяснять. Вратарям прощают объективно больше.

– Чем раньше все эти ошибки произойдут, тем проще. Я привозил голы и в детстве, и в юношестве, в том числе, на уровне чемпионатов России. На этих ошибках и научился, понял, что где-то нужно сыграть попроще, где-то предотвратить опасность заранее. Сейчас стараюсь действовать надежно, без лишних придумок.  

– Невозможно не спросить о капитанской повязке, потому что вы действительно много работали над собой, чтобы ее заработать. Помните, как стали капитаном?

– Это были времена, когда я играл под руководством Константина Зырянова. У нас в команде были возрастные игроки: и Михаил Кержаков, и Вячеслав Зинков, и Илья Зуев, и Владислав Сиротов – опытные футболисты. Но летом они покинули «Зенит», у нас существенно обновился коллектив, и вдруг оказалось, что я – самый опытный. Плюс моя позиция подразумевает лидерство, я должен подсказывать партнерам, руководить, доносить установку тренера.

– Это интересный опыт – так быстро пройти путь от одного из самых молодых игроков до дядек в команде.

– Да, ты понимаешь, что больше нет условного Влада Сиротова, который будет впереди что-то придумывать. Вместо него есть молодые парни, которым нужно понять, что футбол в разных лигах мало чем отличается, разве что скоростями. Если ты был хорошим игроком в молодежке, то себя нужно показывать и в ФНЛ. Вот если это понять, проблем будет существенно меньше. У нас все парни быстрые, техничные – это ценится. И если показывать эти свои качества в каждом матче, то можно далеко пойти.  

– Доводилось прикрикивать на ребят, делать им внушения – как это принято в профессиональном спорте?

– Без этого не обойтись. У нас была неприятная серия поражений, и разговоры такие были и на поле, и в раздевалке. Конкретно то, о чем мы говорили, останется между нами, но я думаю, нам всем это помогло.

– А потом пришел новый тренер – Владислав Радимов. Вы думали о том, сохраните ли капитанскую повязку?

– Честно, нет. Я думал о том, что хочу играть в стартовом составе, а с повязкой или без – уже не так важно. Я в любом случае на свое позиции руковожу командой, направляю игроков, помогаю им.

– Все кстати говорит, что вы очень интеллигентный человек, но на поле включаете зверя и ведете себя жестко. Это тоже тренировали?

– Нет, это либо есть, либо нет. В жизни нет смысла быть агрессивным, лучше быть жизнерадостным улыбчивым парнем. А когда ты играешь против соперников, в тебе должна просыпаться спортивная злость.

– Я помню, что Андрей Панюков, который играл в «Зените»-2 в прошлом сезоне, рассказывал, что ФНЛ – уникальный жизненный и футбольный опыт. Потому что в этой лиге играют 35-летние мужики, которые роют землю  ради своих премиальных. Вы с этим сталкивались в этом сезоне?

– В этом году такого не припомню, а вот прошлой весной играли дома против курского «Авангарда», наш полузащитник налетел на их центрального защитника. Тот ногу убрал, но предупредил, что в следующий раз может футбольную карьеру сопернику приостановить. Да, опытным игрокам в ФНЛ надо кормить семьи, они считают, что на их пути стоят неопытные юнцы. Ну… Главное, что мы так про себя не думаем.

– Главное, что у этих мужиков впереди еще год-два карьеры, а у вас – вся жизнь. Вам сейчас 20 лет, совсем юный возраст для центрального защитника. Как думаете, когда придет осознание: все, настало время работать по максимуму, ждать уже нет смысла?

– По максимуму я уже давно работаю, а в принципе, сейчас нужно идти от игры к игре. Зимой или летом во время отпуска уже можно о чем-то думать, а в середине сезона ты должен полностью отдаваться футболу без лишних мыслей.

– Главная метаморфоза, которая происходит с человеком, который приходит на руководящий пост или в вашем случае получает капитанскую повязку – это изменения в отношении партнеров и коллег. На Радио Зенит приходили Даниил Пенчиков и Михаил Кизеев, в интервью они говорили, что Сергей заслужил звание капитана. А как было внутри команды, все ли восприняли ваше лидерство как должное?

– Мише Кизееву и Дане Пенчикову привет, я слушал их интервью, мне было приятно. У нас внутри команды никто особо про капитанство не высказывается. Кто-то может пошутить, кто-то – поддержать, но негатива нет точно. Вот если бы я пришел сюда с Димой Плетневым, он бы точно пару шуточек по поводу меня отпустил. Мы все дружим, общаемся, поддерживаем друг друга.

– Как раз хотел спросить о Дмитрии Плетневе, без сомнения, одном из самых талантливых игроков «Зенита»-2.

– Он всегда таким был. Я играю и дружу с ним уже 11 лет, Дима тренировался со старшими возрастами, привлекался в сборные, забивал на Евро, участвовал в чемпионате мира, его включали в заявку основного «Зенита». При должном отношении (которое у него есть) всё должно сложиться хорошо.

– Я слышал, что тренеры всегда с него очень строго спрашивали, потому что ему дан незаурядный талант.

– Я знаю, что Иван Шабаров, который считал Диму очень талантливым, призывал его работать над первым касанием. Плетнев прислушался, улучшил этот навык, и все стало получаться. Вообще слушать тренеров, которые нас направляют, очень полезно. Будем это делать – сможем многого достичь.

– И вы, и Дмитрий Плетнев попали в резервную заявку «Зенита» на Лигу Европы. Мне кажется, это очень важно.

– Я об этом узнал из новостей в интернете. Я не скажу, что это какое-то достижение, просто было приятно осознавать, что мы попали в список Б.

– «Зенит»-2 идет на последнем месте в турнирной таблице. Насколько это вас удручает?

– У нас есть понимание, что уже свои игры мы проиграли, настало время побеждать. Ничья уже тоже не очень хороший результат, нам нужны очки.

– То есть после ничьей с «Армавиром» не было опустошения, а был прагматичный подход: одно очко взяли, в следующей игре нужны три?

– Нет, после того матча мы действительно расстроились. Это и Владислав Николаевич отмечал. Он сказал:  «Мне нравится, что после ничьей вы сидите в раздевалке грустные и понимаете, что вам по силам было победить. Это дорогого стоит».  

– Если говорит о Радимове, то я заметил, как он энергетически заряжает игроков, которые выходят на замену.

– Да, это нужно обязательно делать, потому что выходящий на замену футболист должен усилить игру команды, проявить себя на фоне усталого соперника. И необходимо показать больше, чем тот игрок, которого ты меняешь.

– Если говорить о ФНЛ в целом, кто из соперников впечатляет вас в этом сезоне?

– Симпатичная команда «Факел» с Игорем Лебеденко на острие. Они играют в короткий пас, быстро атакуют. Это интересный и сложный соперник. Еще выделю «Нижний Новгород», с которым играли совсем недавно. Они против нас создали не так много моментов, но контролировали игру, владели инициативой. Объективно они выиграли заслуженно: мы выглядели неплохо, но они были лучше.

– А я вспомнил матч с «Факелом», где вы даже вели в счете в какой-то момент.

– Да это какой-то злой рок в этом сезоне! Мы забиваем и пропускаем уже через несколько минут. И главное, знаем же, что нельзя расслабляться, но раз за разом делаем это. Пора прекратить терять нить игры после забитых мячей. А то мы давим, забиваем, потом успокаиваемся, пропускаем – и все начинается сначала.

– При этом у «Спартака»-2 и «Краснодара»-2 дела в таблице идут лучше. Как считаете, у них хорошо поставлена игра или им просто везет?  

– Я не знаю, посмотрим. Коллег по цеху ни обсуждать, ни осуждать не хочу. Думаю, у них был какой-то всплеск. Они победили, потом на эмоциях выиграли снова. Но на длинной дистанции молодым командам в ФНЛ всегда непросто.

– Но дело в том, что игроки из второго «Спартака» и «Краснодара» понимают, что вполне могут попасть в основной состав. Те же Максименко, Рассказов, Ломовицкий тому подтверждение. Вы, насколько я понимаю, этих ребят хорошо знаете.

– Да, мы пересекались в сборной России. Не сказать, что прошли вместе многое, но познакомились. Приятно видеть, что парни доросли до уровня премьер-лиги, им доверяют, а они достойно проявляют себя.

– Как вам кажется, их пример – это исключение или правило? Не стали ли в российском футболе больше доверять молодым?

– Мне видится, что стали озираться на европейский футбол, где 19 лет – уже не такой молодой возраст. Сразу приходит в голову пример Киллиана Мбаппе. В общем, в Европе уже пришли к тому, что молодой – не значит плохой. Я вижу, что постепенно российский футбол тоже приходит к этому. Но у нас по-прежнему 23-24-летний игрок считается молодым.

– Все ждут своего шанса. Вы, по моим ощущениям, можете дождаться его уже зимой. Если все будет хорошо, то вы должны поехать на сбор с основным «Зенитом».

– Я не могу рассуждать на такие темы. Мне сейчас нужно играть, проявлять себя. Если меня заметят и захотят пригласить, то я буду очень рад.