16 мин.

1986. Франция – СССР 0:2. Самый лучший подарок на мой День рождения

ф

Вот они, герои страны, после финального свистка итальянца Казарини под аплодисменты трибун покидают поле «Парк де Пренс» - Александр Заваров («Динамо» Киев), Павел Яковенко («Динамо» Киев), Сергей Алейников («Динамо» Минск) и Анатолий Демьяненко («Динамо» Киев). Это они сокрушили чемпионов Европы в «Парке принцев». Честь им за это и хвала, респект и уважуха от меня лично за лучший подарок на свой день рождения в моей жизни

 

Как-то, лет двенадцать назад, одна девушка, проснувшись со мной в одной постели 12 октября спросила: «А какой для тебя был самый лучший подарок на твое День рождения?». Вчера вечером эта красавица меня просто таки поразила своей выдумкой, когда подарила мне саму себя. Накрыла у себя дома шикарный стол при зажженных свечах, и появилась на мои ясные очи в полупрозрачной белой тоненькой шали, обмотанной вокруг ее упругого молодого тела, завязанной на большой голубой бант. Стоило за него только легенько потянуть, и перед тобой открывалась божественная картина – Венера в своей первородной красоте. Так что про еду мы вспомнили только утром. Поэтому и неудивительно, что после ночи, полной страсти и огня я без раздумий ответил: «Конечно же вчера, эта ночь, которую ты мне подарила!», а сам в это время подумал: «11 октября 1986 года, когда сборная СССР на «Парк де Пренс» в Париже нокаутировала чемпионов Европы французов!».

ф

Вот таким был Костенко Александр в 1986 году, сижу на заднем плане в кожаной куртке и слежу за выступлением своих конкуренток на школьном конкурсе «Алло, мы ищем таланты!», который выиграю вместе с хлопцем, который сидит в верху крайний слева. Сыграли дуэтом парочку песен – он на гитаре, я на фортепиано, и набрали больше всех голосов. Хотя, чему там удивляться, если мы с ним дружили, несколько песен совместных придумали, да и еще играли вместе в одной группе? А между нами сидит моя мама, народный учитель Украинской ССР, которая и дала жизнь автору этих строчек 11 октября 1968 года

ф

Моя мама была последним классным руководителем, десятым по счету, который выпускала из школы наш десятый класс. Это как раз и есть встреча рассвета после выпускного вечера на Каховской ГЭС. Перед вами парни выпускного десятого класса, которые четыре года в школе не знали поражений на футбольном поле, когда класс играл на класс. Я – третий справа, стою между своими соседями, братьями-близнецами, которые приехали в наши степи из Днепропетровска весной 1983 года

 

Тот день помню буквально по минутам. И как с другом, борцом (он на первом фото сидит сразу внизу меня) за водкой в соседнее Казацкое ездили. Дома, в Отрадокаменке, тебя ведь продавцы хорошо знают, и спиртного не продадут. Как раз бушевал по стране безалкогольный суховей, именуемый в простонародье «сухим законом». И лицам, не достигшим 21 года, бухло в любом виде не продавали.

Зато в Казацком я всегда брал выпивку в любых количествах и без очереди. Наглый был по молодости, до ужаса. И никто у меня паспорта не спрашивал, так как на вид можно было смело давать 23-24 года. Не то, что мой сосед Владимир. Вернулся с армии, а ему без паспорта водку не отпускали. Потому как на вид пацан пацаном. Что его очень злило. Особенно, когда спиртное покупал ему я, 17-летний школьник.

В общем, купили мы с Олегом пять бутылок водки, приехали ко мне домой. Мама уже закончила готовку жаркого, салатики-малатики там с синих и красных, огурчики солененькие, шашлык-башлык. Пришли друзья. Посидели. Отметили. Меня поздравили. Выпили. Попели под гитарку. Снова выпили. А потом, когда стемнело, дружной толпой отправились на проводы в армию Сереги Мирошниченко. Когда после первого стола меня начало немелко штормить, решил наведать девушку, с которой взаимности добивался еще с пятого класса. Она была на год младше, и все никак не могла выбрать между мной и своим женихом, с которым встречалась уже шесть лет. Пришел к ее дому, пьяный вдрызг. Перелез через железную ограду и ну давай колотить кулаком в оконную раму. Вышел отец, один из местных начальников:

- Ты что это делаешь?

- Дочку позовите…

- Ладно, только выйди на улицу.

- Не вопрос, - отвечаю, и покидаю двор так же, как в него и попал. Отец моей «невесты» только заулыбался. Скоро вышла «невеста» с подругой. Как они с меня смеялись, когда увидели, что я на лавочку сесть нормально не могу, это нужно было видеть. И тут вышел мой бывший классный руководитель, который был у нашего шибутного класса девятым по счету. Он как раз год, как женился на старшей сестре моей зазнобы:

- О-о-о. Саня. А я то думаю, кто это в окна ломиться?

- То не я, то мой кулак.

- А чего это ты здесь?

- А где мне еще быть? Может я свататься пришел. Жениться вот перед армией решил.

- Это все, конечно, хорошо. Только вот согласиться ли твоя невеста?

- А куда она с подводной лодки денеться? Женимся, медовый месяц отгуляем, и «не плачь девчо-онка, пройдут дожди, солдат вернется, ты только жди!», - а в это время сама «невеста» цветет от улыбки во все лицо, особенно, когда про медовый месяц услышала, и пахнет дорогими французскими духами «Шанель №5», которые я достал по большому блату и подарил ей неделю назад.

- Все это хорошо, только вот как с школой быть?

- А что школа, я ее уже закончил.

- Ты то да, н она то еще нет.

- Точняк, блин. Во облом! Ну, так можно же и без росписи в ЗАГСе медовый месяц отгулять!На столбе, вон, подписи поставим, и понеслась жара! – тут же 16-летняя «невеста», сделав возмущенное лицо, исчезла с подругой во дворе.

- Да-а-а, Санек. Теперь вы не скоро помиритесь. Но я у тебя спрашивал, почему ты здесь, потому что футбол вот-вот начнется.

- Какой футбол?

- Так Франция – СССР, отбор на чемпионат Европы.

- Вот, блин. Совсем забыл. Замотался с Днем рождения, и с головы вылетело.

- Так у тебя сегодня праздник? А ну-ка подожди пару минут.

И мой бывший классный руководитель, которого мы, парни, хотели побить за постоянное стукачество и жалобы на нас директору школы, вынес графин с водкой, и закуску на тарелке. Приговорили мы его по-быренькому, перекинулись парой-тройкой фраз насчет исхода поединка на «Парк де Пренс», и автор этих строчек что есть силы помчался домой. Пропустить такой футбол я не мог. Просто не имел права! Тем более что сборная СССР в первом своем матче в гостях неожиданно сыграла вничью с Исландией – 1:1. Правда, и французы в Рейкьявике не победили – 0:0. Так что встреча фаворитов группы обещала быть очень интересной и захватывающей. На начало успел. Едва включил телик в своей комнате, как началось. Итальянский арбитр Казарини уже дал стартовый свисток, и завертелось, закружилось.

С одной стороны играют такие великолепные мастера, как Аморо, Аяш, Фернандес, Стопира, Тигана, Папен, и, конечно же, Мишель Платини. Но ведь и наши футболисты себя не на помойке нашли. Ринат Дасаев, Александр Чивадзе, Владимир Бессонов, Олег Кузнецов, Анатолий Демьяненко, Василий Рац, Павел Яковенко, Александр Заваров, Сергей Алейников, Сергей Родионов, Игорь Беланов – все они просто красавцы. Летом эти парни на чемпионате мира показали всей планете, на что они способны. Французы их обыграть в Мексике так и не смогли – 1:1. Причем «галльские петухи» в том поединке отскочили и должны были благодарить судьбу, что тогда не проиграли. Признаюсь, лично я был совсем не против, чтобы результат мексиканского противостояния продублировался и в Париже. Только вот подопечные Валерия Лобановского были против.

Правда, в первом тайме шла обоюдоострая равная игра двух сильных соперников. В первые 15 минут матча на удар Папена с подачи Платини, который парировал Дасаев, ответил убойным выстрелом со штрафного Чивадзе. Причем мяч, сильно посланный метров с тридцати, сначала попал в штангу, потом в спину Батса, снова та же штанга и вылет далеко в поле. У меня аж сердце екнуло, и я моментально протрезвел. Что и немудрено, после такого феерического начала то. Стало ясно, что сегодня все мы, советские болельщики, увидим суперматч. Возможно, лучший в истории сборной СССР. Потому как было видно, что наши парни приехали в Париж за победой.

Французы ответили опасной атакой. Платини бросил в прорыв по левому флангу Аморо, подача, и Папен бьет головой. Я аж с кровати вскочил от тревоги. Мяч летит выше перекладины. Фу-у-ух. Слава тебе, Господи! Пронесло. Но сердце бьется, как тот воробей об оконное стекло в попытке взмыть в небеса, и едва не выскакивает с груди. Наши ответили любезностью на любезность. После нарушения правил на Бессонове снова приготовился пробивать штрафной Чивадзе. А ну-ка, Саша, давай, уделай ты этих «галльских петухов», чтобы аж перья с них полетело. А то оборзели до предела. Чивадзе делает разгон, ба-бах! И мяч улетел в небеса. Да-а-а, точно говорят, что снаряд дважды в одну воронку не попадает.

Французы усилиями Платини, Феррери и Папена все лезут и лезут на рожон. Правда, Чивадзе вместе с Кузнецовым и Демьяненко свои прямые обязанности исполняют исправно. Просто молодцы! А какие красавцы Заваров и Бессонов, да с Алейниковым в придачу. Такие классные комбинации разыгрывают – просто душа не нарадуется! Заваров, тот вообще по несколько соперников накручивает, что срывает бурные аплодисменты 40 000 зрителей на «Парк де Пренсе», да перехватывает головой высокие подачи. И это при его то маленьком росте! Правда, пока все эти феерии на поле не завершаются взятием ворот сборной Франции. То голкипер команды хозяев поля Батс на месте, то защитники сыграют самоотверженно, то следуют удары в голубую даль.

На 30 минуте после столкновения в центре поля захромал Бессонов и его тут же сменили на Хидиятуллина. Ну, что же. Вагиз – классный футболист, один из лидеров «Спартака». Уверен, он игры не испортит. Да и как возможно кашу маслом испортить?

До перерыва я несколько раз подскакивал к телевизору, так игра захватывала. Атака шла на атаку. И Дасаев, и Батс играют на воротах выше всяких похвал. В центре поля поочередно хозяйничают Платини с Заваровым, и разгоняют атаки, снабжая точными пасами партнеров по своим командам. Только вот те не используют их на все сто процентов. И тогда Платини с Заваровым сами приступают к обстрелу вражеских ворот. Только вот Дасаев не позволил лучшему футболисту Европы 1983-1985 гг. поразить цель, и всегда ставал на пути стремящегося после сильных ударов Мишеля мяча затрепетать за его спиной в сетке ворот. А Заваров, вроде бы, и пробивал так, что Батс уже был бессилен что-либо предпринять, но круглый прошмыгнул рядом со штангой.

В перерыве открыл холодильник, достал пару бутылок пива и выпил их одним махом. Так в горле от волнения пересохло. Вышел на улицу перекурить, весь возбужденный такой, с мыслями, что после матча при любом результате нужно будет наведаться к одной знакомой, которая буквально помирала за мной. А потом снова на проводы. И гулять до утра. Ох, и повеселюсь же я сегодня!

Начался второй тайм и сразу же проявил себя Хидиятуллин, когда опасно пробивал штрафной удар, но Батс оказался на месте. Я же говорил, что кашу маслом не испортишь! Хотя вот французы нас прижали к воротам и дважды Феррери, как на «Феррари» врывался в штрафную площадь советской команды. Хорошо хоть защитники на были чеку. Да и сам Феррари – мазила. А вот уже Паша Яковенко дважды проник во вражескую штрафную площадь. Правда, сначала после классной комбинации Родионов – Рац – Хидиятуллин пас Вагиза на ход полузащитнику киевского «Динамо» был немного неточен. А во втором случае Яковенко решил сыграть индивидуально, и у него банально отобрали мяч. Паша, ну, не Заваров ты, не водись. Твой удел мощные дальние удары. Да такие, что защитников нокаутируют и вратарей вместе с мячом в ворота заносят! А ты водиться вздумал. С твоими то мощными и грозными антропометрическими параметрами.

 О-о-о. Родионов длинной передачей выводит в прорыв реактивного Беланова, и темнокожему Боли, моментально отставшего от нашего «Скиппи» (одна из кличек Игоря, был такой популярный детский австралийский телесериал про кенгуру в начале 1980-х – «Скиппи»), ничего не оставалось делать, как завалить нападающего киевского «Динамо» на газон. Ну, кто будет пробивать штрафной? Опять Чивадзе? Нет. Василий Рац! А ну, посмотрим – посмотрим, что нам покажет Вася. Идет крученый удар, который Батс с огромнейшим трудом переводит на угловой. Ну, что же. Совсем неплохо. Только, когда же будут голы, в конце то концов? А, ребята?

Достаю третью бутылку пива, и уже наслаждаюсь божественным вкусом этого хмельного напитка под певучим названием «Жигулевское», не спеша, ковтаю его маленькими глоточками, с соленой таранькой вприкуску. Кайф, да и только! Вот если бы еще наши забили, тогда вообще бы наступила лафа!

И она таки наступила! Правда, сначала Дасаев парировал удар Тиганы, а Платини не успел на добивание, хоть и очень стремился к этому, постелившись к отбитому мячу в подкате. Я в тот момент перекрестился. А когда итальянский судья Казарини не назначил пенальти за снос Яковенко в штрафной площади французов, автор этих строчек разразился такой громогласной тирадой, где словосочетание «макаронник долбанный» было самым культурным выражением, что на мои громогласные возгласы во всю луженую глотку прибежала в комнату мама, и начала читать мне мораль. Еле-еле ее выпихнул обратно. Что поделаешь, у меня мама народный учитель Украинской ССР, и не воспринимает крепких словец из непереводимого народного фольклора. Но ведь такой матч идет! А тут мама со своими моральными принципами. Разве не видно, что сын находится на взводе?

И вот, наконец, после очередной неудачной попытки французов атаковать, Дасаев уверенно завладел мячом и разгоняет контратаку своей команды. Проходит отличная комбинация Рац – Заваров – Родионов. Форвард «Спартака» мастерски освобождается в неприятельской штрафной площади от опеки защитника и тут же отдает мяч снова на Заварова. Александр проталкивает мячик между ног соперника, и вполне мог пробивать по воротам сборной Франции сам. Но не пожадничал, и отдал пас на набегающего Беланова. Удар, и мяч в сетке! Го-о-о-ол! Моей радости нет предела. Так держать, ребята! Так держать! Добейте французскую гидру в ее же логове! Нужно признать, гол вышел просто на загляденье. Хрестоматийный гол. Его нужно показывать во всех ДЮСШ Союза, чтобы подрастающее поколение, будущее советского футбола, училось на наглядном примере, как нужно быстро и красиво разыгрывать комбинации, которые приводят к взятию ворот.

Французы подают два подряд угловых. Но действуют как-то уж прямолинейно, и я бы сказал, отрешенно и обреченно. И снова проходит великолепная многоходовая комбинация Беланов – Алейников – Родинов – Рац. Вася бил из пределов штрафной площади наверняка. Но Батс каким-то невероятным образом перевел мяч на угловой. Да-а-а. Голкипер у французов – что надо. С этим не поспоришь. Впрочем, такой же, как и наш Дасаев. Нет, Дасай все-таки лучше! Вот он в очередной раз уверенно завладел мячом в толчее у своих ворот после подачи Жана Тиганы.

А парни в белых футболках с надписью «СССР» на груди продолжают феерить на поле. 11 октября 1986 года – явно их день, вернее, вечер. Родионов делает передачу в штрафную площадь французов и Беланов, в борьбе с Боли, остроумно пропускает мяч дальше. Жаль, что рядом никого не оказалось. Не то неминуемо быть бы голу-красавцу.

Но не успел я как следует «покритиковать» наших парней за недогадливость, как был забит второй гол. Батс забирает мяч в руки после подачи Демьяненко и тут же вбрасывает его в поле на Луиса Фернандеса. Полузащитник «Пари Сен-Жермена» ловко увернулся от одного подката, но тут же напоролся на второй. Это Александр Заваров в отчаянном прыжке бросился в ноги «звездному» французу с испанскими корнями. «Заварка», как мы его называли, завладел мячом, тут же ушел от подката двумя ногами от «обворованного» и очень разозленного по этому поводу Фернандеса, и заварил такую кашу у ворот сборной Франции, что до конца отборочного турнира «галльские петухи» ее так и не расхлебали. Вернее, не выклевали. Идет пас налево на Демьяненко, тут же следует передача в одно касание Рацу, который на всех парах залетел в штрафную площадь хозяев поля, удар, Беланов, находящийся по траектории полета мяча вовремя подпрыгнул – и Го-о-о-ол! 2:0 – это уже победа!!! Ура-а-а-а, товарищи, Ура-а-а-а!!!

Дальше я уже не особо смотрел оставшиеся 12 минут матча. Откупорил бутылку водки, вынес с кухни шашлычок, который днем готовили и: «За победу!», хряп сто грамм. Между первой и второй перерывчик небольшой. «За мои 18 лет!», хряп соточку, мяском зажевал. Хорошо-о-о-о. Французы что-то пытаются еще предпринять, и бьют по воротам Дасаева. Но наш голкипер в тот вечер, 11 октября 1986 года, играл, как Бог! Впрочем, как и все футболисты сборной СССР. Когда прозвучал финальный свисток, я снова наполнил стопку и произнес: «Спасибо, Вам, хлопцы, за такой подарок на мое День рождения. Самый лучший подарок в моей жизни!». Таким он и остался до теперешнего времени.

После матча, пребывая в состоянии опьянения от выпитого алкоголя и эйфории после победы сборной СССР на «Парк де Пренс» над действующими чемпионами Европы и «бронзовыми» призерами последнего чемпионата мира, я по ранее намеченному плану наведался в гости к девушке, которой очень нравился. Она, к моей радости, дома оказалась одна, и затянула меня в хату. Так что нашей двухчасовой страсти никто не мог помешать. О-о-о, спасибо тебе за это, Бог любви. Еще один подарок ко Дню рождения. Потом на проводах вместе с пацанами и девчатами гудели до утра. Пили, танцевали, и снова пили. Подругу взял с собой. Так что скучать не приходилось. А после того, как провели в Берислав призывника и пожелали ему удачной дороги, уже у него дома в шалаше, опрокинув по пару стопарей самогонки под горячий супчик, снова зажигали с подругой в постели у нее дома. И не важно, что нас застали ее родители, и мне пришлось выскакивать на улицу практически в одних трусах с одеждой и кроссовках в руках. Главное, что было весело. Главное, что кайф поймал. Кайф от бурного интима, алкогольного возлияния, но, главное от красивой и уверенной победы сборной СССР по футболу над грозными французами с непревзойденным Мишелем Платини в составе.

ф

13 ноября 1986 года. Призывника Александр Костенко провожают в армию. Кстати, в этот же день а нас на Скеле (район такой села) до меня два года подряд были проводы у пацанов, и следующего после меня тоже. Такая вот запланированная "мистика"

Через месяц были проводы в армию. Два стола в хате – для молодежи и «стариков». Примерно человек 150 приглашенных за этими столами, и человек 50-60 возле двора, не приглашенных, которым выносишь самогон, вино и закуску на улицу. Пускай меня тоже провожают. Танцуют под «Форум» с вокалистом электронным мальчиком Виктором Салтыковым и зарубежную эстраду во дворе уже все, и приглашенные, и не приглашенные. Потом все провожают тебя в Берислав. Районный военкомат, автовокзал. Всех сажают на рейсовый автобус. Областной призывной пункт, где тебя вечером вместе с будущим однополчанином из Каховки отшивают с нашей группы. Возвращение домой на пять дней. Гульки на проводах у тех, кто тебя провожал. Встречи с подругой на хате у соседа, полные страсти и огня. Девичьи вопросы: «А ты мня любишь?», на которые отвечаешь уклончиво, потому как уже тогда страсть с любовью не путал. Да и на два года, как-никак, на полное казенное обеспечение уходил. Снова областной призывной пункт. Пять дней в поезде, что когда ступал в Баку на земную твердь, так еще целые сутки по привычке качало. Четыре дня на пересыльном пункте в Баладжарах (это район города Баку) вместе с тремя своими земляками, с которыми учился от военкомата на слухача в Морской школе ДОСААФ Херсона. Ожидание мандюлин от азеров и неимоверная радость, когда приехало полтысячи киевлян. От них узнал про финишный спрут киевского «Динамо» в чемпионате СССР. А «финальный» матч всего советского первенства 1986 года "Динамо" Киев - "Динамо" Москва смотрел, уже стоя на тумбочке дневальным в нашем карантине. Но это уже совсем другая история.