Как Великобритания и Нидерланды спасли российский спорт
Голландия, США и Великобритания обвинили сотрудников ГРУ в том, что они взламывали серверы разных организаций, в том числе WADA, FIFA, IAFF. Целью взлома баз данных спортивных организаций была дискредитация зарубежных спортсменов и их обвинение в употреблении допинга. Подозреваемые нанесли вред антидопинговым агентствам, а также 250 спортсменам, чья личная информация попала в открытый доступ.
Наверное, уже многие забыли итоги взлома баз данных WADA, которая, кстати, подтверждает кибератаку в 2016 году. Это будет не лишним напомнить.
Самые громкие имена среди этих 250 спортсменов – американские теннисистки Серена и Винус Уильямс, гимнастка Симона Байлз и баскетболистка Елена Делле Донн. Также группировкой Fancy Bears были слиты в Интернет данные на множество спортсменов из стран Скандинавии и Великобритании, в том числе шведского биатлониста Себастьяна Самуэльссона, публично высказывавшимся за санкции в отношении России из-за допинговой программы. Суть обвинений – терапевтические исключения, то есть разрешения употреблять препараты из списка WADA в связи с установленными диагнозами.
Интересно, что единственным спортсменом из слитых Fancy Bears не как обладатель терапевтического исключения, а как потребитель допинга был обладатель серебра в боксерском турнира на Олимпиаде в Рио россиянин Миша Алоян. Он употреблял туаминогептан в соревновательный период в последний день Игр 21 августа 2016 года и теперь лишен награды. Никаких других юридических последствий Fancy Bears не добились.
А вообще единственным каким-то ощутимым последствием взлома стал комментарий президента России Владимира Путина: «Возникает очень много вопросов. Вроде как бы здоровые спортсмены легально принимают медикаменты, запрещенные для других, а люди, которые явно страдают тяжелыми заболеваниями, тяжелой инвалидностью, даже по подозрению в принятии каких-то препаратов отстраняются от Паралимпийских игр». Своего президента поддерживали российские пропагандистские ресурсы и фабрики ботов в социальных сетях.
Никакого ущерба репутации спортсменов не было нанесено, потому что они не нарушали антидопинговое законодательство, которое предусматривает возможность терапевтических исключений. Таким образом, посыл российской пропаганды «допинг пьют все» не был принят во внимание в мире и вскоре был забыт.
Тогда президент WADA Крэг Риди заявлял о том, что не верит в причастность российского правительства к хакерским атакам: «Я был бы очень удивлён, если бы российское правительство принимало в этом непосредственное участие. Тем не менее, по информации, которую мы имеем и которая кажется мне довольно авторитетной, люди, совершившие это, связаны с Россией».
Но сейчас представлен ряд весьма существенных доказательств, в том числе, например, квитанция на поездку в такси от Несвижского переулка в аэропорт Шереметьево, выданная Алексею Моренцу. Несвижский переулок находится рядом с Хамовническими казармами – одной из резиденций на тот момент ГРУ.
Всего обвинения получили семь россиян, по версии западных спецслужб, агентов ГРУ - Алексей Моренец, Евгений Серебряков, Иван Ермаков, Артем Малышев, Дмитрий Бадин, Олег Сотников, Алексей Минин.
Важно то, что известно о них стало не вчера. Вчера только была обнародована информация, а так несколько человек были выдворены из Голландии в апреле этого года за попытку взлома серверов штаб-квартиры Организации по запрещению химического оружия. Мотивом голландская сторона называет так называемое «дело Скрипалей». Другая часть хакеров обвинялась США во вмешательстве в выборы.
На самом деле российскому спорту повезло очень сильно, что западные страны обнародовали обвинения агентов ГРУ во взломе баз данных WADA уже после решения о восстановлении в правах РУСАДА. Тогда России позволили не признавать государственную программу поддержки допинга, списав все на некоторых функционеров Минспорта. Напомню, что и глава антидопинговой организации господин Риди не верил в причастность ко взломам российского правительства. Когда же обвинения получила российская спецслужба, говорить о том, что к допинговой программе были причастны только чиновники Минспорта, просто смешно. На счастье российского спорта говорить этого теперь и не требуется.
Однако доверие к России, в том числе и в мире спорта, в очередной раз подорвано. Никакой роли заявления российского МИДа не играют. Мария Захарова может и не верить в российский след и обвинять Запад в провокации, но к мировому спорту она ровным счетом никакого отношения не имеет. О том, как воспринимается вся эта история на Западе, лишний раз рассказывать не надо, чтобы не расстраивать читателей. Так что с восстановлением РУСАДА доверие к российскому спорту, естественно, восстановлено не будет, и скажется это в самые неожиданные для нас моменты.