7 мин.

Ювентус и ПСЖ выпустят токены для фанатов. У блокчейна в футболе есть будущее?

За последний год мало кто не слышал о как о взлете и падении биткоина, как и о технологии блокчейн. Сейчас тема активно добралась и до sports.ru, причем последняя статья о приложении Хэла Робсона-Кану, на мой взгляд, обрисовывает перед читателями яркую картинку, но не объясняет суть технологии блокчейн и подводных камней, которые связаны с ее внедрением.

Немного теории (в этом абзаце не будет ни слова про футбол)

Итак, давайте быстро пройдемся по азам . Технология распределенного реестра, или блокчейн, появилась около 10 лет назад и основана на идее того, что традиционные централизованные системы недостаточно надежны и прозрачны. В любой известной нам цепочке, будь то финансовые транзакции или регистрация имущества, существует проблема недостатка доверия между сторонами. Для этого обычно существует какой-то центральный «источник правды», которому мы доверяем хранить нашу информацию и в случае необходимости давать подтверждения. Типичный пример – банк. Любая простейшая операция по карте требует запроса в банк, который подтвердит, что у нас на карте есть необходимая сумма и передаст эту информацию в банк получателя через платежную систему. И того в цепи 3 посредника, хотя, казалось бы, мы просто оплатили шоколадку в магазине. Идея блокчейна в том, что вся история транзакций хранится одновременно у каждого участника сети, причем лежащая в основе криптография делает практически невозможным взлом или изменение информации в блокчейне.

Сама технология считается очень перспективной и активно внедряется там, где существует проблема нехватки прозрачности и взаимодействия большого числа сторон. Это финансовые транзакции, цепочки поставок, системы регистрации прав и имущества и так далее. Помимо этого, блокчейн лег в основу так называемых криптовалют, первой и самой известной из которых является биткоин. Выпуск этих «токенов» превратился в популярный способ привлечения средств стартапами, пик популярности которого пришелся пока на 2017 год. Идея в том, что вместо традиционного краудфандинга компания выпускает «токены», которые предлагается покупать инвесторам. Схемы взаимодействия разнятся, но обычно токены дают в будущем право на пользование продуктом или могут быть проданы на криптовалютных биржах. Попытки превратить их в подобие акций, т.е. долю участия в компании, встретили крайне негативную реакцию регуляторов и предпринимаются сейчас весьма редко. Откровенно говоря, большой процент новых токенов покупаются просто с расчетом продать их потом на волне хайпа. Процент же мошенников и авантюристов в этой сфере просто зашкаливает на фоне отсутствия адекватного регулирования и повальной жадности «инвесторов», сходящих с ума от запаха легких денег. Отнюдь нередки случаи, когда команда стартапа собирает деньги на ICO (размещении токенов) и сходит в закат. Еще одна популярная история – попытки «впихнуть» блокчейн туда, где он совершенно не нужен и не привносит совершенно никакой ценности кроме возможности собрать хайп.

Как обычно, я оставлю ссылку на статью на Хабре для тех, кому захочется почитать более подробно.

Клубы и правда начали выпускать свои криптовалюты?

Спасибо за то, что осилили эту вводную часть, и давайте вернемся обратно к футболу. В последнее время тема блокчейна несколько раз всплывала в новостях на sports.ru в контексте Ливерпуля, ПСЖ и Ювентуса.

Форматы разнятся: Ливерпуль, например, просто поможет криптовалютной торговой площадке заполучить новых клиентов, а вот с ПСЖи Юве история несколько сложнее и потенциально интереснее. Сразу отмечу, что из-за формулировки новости многие могли подумать, что речь идет о выпуске самостоятельной криптовалюты, которая позвлит обойти ФФП. Это не так: парижане и туринцы заключили партнерские соглашения с одной и той же платформой, на базе которой будут выпущены токены для болельщиков, позволяющие голосовать за определенные события в жизни клуба. Вообще, голосование считается одной из наиболее очевидных сфер применения блокчейна: очевидна повышенная потребность в прозрачности и предотвращении подтасовок.

Те же аргументы используются и в данном случае, но, честно говоря, для голосования за цвет формы в ближайшем матче вполне можно использовать и централизованную систему с клубом в качестве арбитражного звена. Гораздо более прозаичное объяснение – желание запустить блестящую приманку для болельщиков, повысив их вовлеченность в жизнь клуба (и траты на это, само собой), а технология тут нужна для подстегивания любопытства и большего покрытия в медиа-пространстве. Кроме того, за техническую часть отвечает сторонняя компания, то есть, используя блокчейн, клубы просто не прикладывают никаких дополнительных усилий. Всё это не делает идею плохой, напротив, на мой взгляд, подобное направление работы с фанатами имеет огромные перспективы. Лучшее, что может сделать клуб – дать болельщикам почувствовать себя частью клуба, получить возможность что-то решать, пусть это и будет во многом иллюзорным (никто же не рассматривает всерьез возможность принятия держателями токенов решений по трансферам?)

Разрабатываются токены обоих клубов на платформе Socios.com, о которой стоит рассказать чуть подробнее. Пока у проекта только два партнера, но я совершенно не сомневаюсь, что за двумя грандами подтянутся и многие другие клубы. Socios работает на базе Chiliz – стартапа, ориентированного на голосование фанатов в различных сферах. Футбол для них – очевидно один из ключевых приоритетов за счёт огромной аудитории и вовлеченности фанатов в жизнь своих любимых клубов.

Алгоритм доступа для фаната максимально простой и состоит из двух шагов:

1.     Покупка токенов ChiliZ на бирже или напрямую с карты

2.     Обмен их на токены выбранного клуба

Доступный функционал достаточно велик: участие в голосованиях, получение различных бонусов от клуба, а также возможность торговать токенами разных клубов внутри платформы (да, теперь глорихантерство может выйти на принципиально новый уровень).

Я лично верю, что у Socios и других подобных проектов отличные перспективы. С помощью соцсетей клубы добились двустороннего общения с фанатами, начали предоставлять больше контента из жизни клуба в самых различных формах: видео с тренировок и поездок, стримы, даже полноценные сериалы. Интерес Amazon и Netflix к совместным проектам подчеркивает высочайший коммерческий потенциал. Платформы для участия в жизни клуба – логичное продолжение. Существует огромное количество мелочей, которые мало на что влияют для команды, но могут дать болельщикам чувство вовлеченности. Всё, чего не хватало до недавних пор – удобного для всех сторон функционала. Преимущество Socios в данном случае не столько в блокчейне, сколько в универсальности решения. От потенциального клуба-партнера требуется минимум усилий, а выгоды вполне очевидны и осязаемы.

Идею предоставления фанатом доступа к принятию решений через токены можно расширить – представить себе полностью децентрализованный клуб, финансируемый через ICO (Initial Coin Offering) и управляемый болельщиками-держателями монет. Если тема интересна, дайте знать в комментариях, и в следующем тексте я расскажу подробнее об этой концепции и ограничениях, которые с ней связаны. Пока же поговорим об упомянутой в начале платформе Sports Ledger.

Почему Sports Ledger – ужасный пример блокчейн-стартапа

На прошлой неделе на sports.ru вышла статья о необычном увлечении нападающего Вест Бромвича Хэла Робсона-Кану: в свободное от футбола время валлиец занимается созданием блокчейн-платформы Sports Ledger. Предполагается, что платформа будет собирать огромное количество спортивных данных и прогонять их через различные модели, выдавая в конечном итоге мощную аналитику. Использовать результаты смогут фанаты, атлеты, клубы, скауты, исследователи и так далее. В фокусе именно болельщики, которым Sports Ledger обещает дать возможности для более взвешенных решений при ставках.

Лично у меня к проекту столько вопросов, что хватило бы на отдельный текст.

Во-первых, происхождение данных: в предыдущих текстах блога мы обсуждали работу клубов по сбору и анализу спортивных данных и тех преимуществах, которые она может давать. Абсолютно невозможно представить ситуацию, чтобы клуб или игрок стал добровольно делиться подобной информацией (в случае игрока это вообще откровенный саботаж всей командной работы). Что же касается данных по матчам, то такие компании как Opta прекрасно и сами справятся с их обработкой.

Во-вторых, категорически непонятно, какие преимущества для заявленного функционала дает блокчейн (кроме, конечно, продажи собственных токенов для доступа к платформе). Единственный возможный ответ на этот вопрос – дополнительный будущий функционал платформы, включающий монетизацию собственного спортивного контента (сомнительно) и голосование по каким-то вопросам в любимом клубе (где-то мы это уже видели). В результате, если у Socios есть понятная нишевая модель и пара мощных партнерств еще до выпуска монет, в случае Sports Ledger складывается ощущение, что основатели сами не очень понимают, что вообще хотят делать. Пока выглядит как попытка прикрутить блокчейн и искусственный интеллект к спорту всеми возможными способами и без глубокой проработки хотя бы чего-то одного.

Резюмируя, на примере Sports Ledger мы видим заявленный функционал в духе «будем делать всё и сразу», вызывающую массу вопросов бизнес-модель и явную спекуляцию модными технологиями. Бонусом не слишком впечатляющая команда и отсутствие хоть чего-нибудь работающего. На мой взгляд, яркий пример красивой оболочки, не имеющей под собой видимого потенциала.