Как на картинке
В эти выходные матчи чемпионата России, поставленные в сетке одновременно с матчами английского второго дивизиона, он же чемпионшип, спровоцировали некоторых моих коллег на радикальные высказывания. Скромный Артем Степин сформулировал свою мысль так: «После вчерашнего матча чемпионшипа «Саутгемптон» – «Лидс» игра, которую сейчас показывают всей стране «Амкар» и «Краснодар», выглядит как насмешка над футболом и зрителями». Правдоруб Алексей Шевченко выдал целую серию сообщений в соцсетях, включая, например, такое: «Пацаны, включайте скорей Амкар – Краснодар, а через пять минут переключите на Вест Хэм – Кардифф. Но заклинаю не делать наоборот, так вы потеряете интерес к жизни».
То, что чемпионат России смотреть сложнее, чем чуть ли не любой другой, и так было всем известно – просто сравнение с чужим вторым дивизионом дает особо острые ощущения. Отчасти, конечно, дело и в самой игре – никакая инфографика не нужна для того, чтобы оценить столбик чисел в краеугольном посте Евгения Шевелева о том, что в России в среднем за матч собственно в футбол играют куда меньше, чем в других чемпионатах. Но футбол как футбол – это, в общем-то, сырье; в большую, глобальную вещь он превращается именно благодаря антуражу, культуре, всяческим внешним проявлениям. Чемпионат России просто-напросто плохо выглядит – иногда из-за качества трансляции, иногда из-за цвета поля или пустых трибун. Предупреждая возмущение коллег с телевидения – да, я верю, что картинка из Томска, Перми или Краснодара стала лучше, чем была пять лет назад, но смотреть ее по-прежнему очень тяжело; сравнение идет не с собственным прошлым, а с конкурентным настоящим. Я не понимаю, кем нужно быть, чтобы в современном мире с его айпэдами, иксбоксами, английской премьер-лигой и прочими образцами блистательной графики два часа смотреть на нечто серо-желтое. Да, существуют и любители немого кино – но футбол все-таки должен быть мэйнстримом, а не узким культом.
С другой стороны, не нужно и делать вид, что в России футбол – он точно такой же, как где-то еще. Не такой же. Некоторые вещи называются вроде бы так же, а на самом деле – другие, некоторым вовсе нет соответствия (например, прекрасной должности «начальника команды», который вообще никому на самом деле не начальник). Российский футбол вырос из другой среды, из совершенно других, бюрократически-лживых советских отношений, и особенно далеко от них так и не ушел. С одной стороны, это безусловно плохо, с другой – позволяет претворить в жизнь идеи, совершенно немыслимые в странах этого самого футбольного мэйнстрима.
Нужно, в частности, признать: главный источник денег и новых возможностей в российском футболе – это сами клубы. Не болельщики, не телевидение, не рекламодатели – все это лишь какие-то производные, внешние вещи, от их существования или отсутствия ничего не меняется. У телевидения, которое в нормальном мире – следствие, выражение спроса, просто нет ресурсов не то чтобы на контракты, сравнимые с западными лигами, но и даже на то, чтобы сделать равномерно нормальную современную картинку (которую, как показывает мой опыт просмотра разных турниров, реально сделать и в любых небольших европейских городках, и в ЮАР, и в Индии). Что бы ни пытались делать печатные и электронные СМИ, как бы качественно и положительно ни освещали, всерьез это не изменит рейтинги и количество зрителей на трибунах. Нет, если требуется что-то сделать с внешним видом чемпионата России, этим должны озадачиться сами клубы.
Если честно, я так пока и не понял, как именно принимаются важные решения в РФПЛ. Судя по всему, иногда решения, не слишком выгодные для большинства, принимаются под воздействием внешних факторов (РФС, если мыслить по-марсиански отвлеченно – это совершенно внешний фактор для формально независимой лиги) - взять тот же лимит на легионеров или переход на осень-зиму. В итоге футбольные клубы, эти в целом инертные образования, где попытки отдельных лиц развиваться в сторону современного мира утыкаются в тину «эффективного российского менеджмента», иногда очень быстро смиряются с радикальными изменениями.
Поэтому можно попробовать улучшить сверху – например, представив себя Сергеем Фурсенко, который вообще-то по должности этого делать не должен, но на самом деле может делать с лигой почти все, что хочет. Ввести, скажем, обязательные минимумы качества трансляции (не знаю, как их можно выразить формально – но можно учредить комиссию по оценке) и процента заполненности трибун – и как-то жестко наказывать за их несоблюдение, особенно регулярное. Конечно, где-то повезут студентов, где-то начнут давать объявления «требуются болельщики, оплата – 200 рублей за матч» - ничего, сгодится для сельской местности, главное, картинка начнет выглядеть лучше, а кто-то, глядишь, и втянется. Опять же, может, перестанут играть все матчи, кроме самых кассовых, в Лужниках – и правильно сделают; на том же стадионе имени Стрельцова, когда трибуны заполнены. Не будут назначать матчи в жару в два (кстати, и телекартинка вечером, при искусственном свете, куда симпатичнее поля, рассеченного вдоль тенью трибун) и в понедельник в шесть вечера, задумаются о том, как привлечь людей на семейные сектора – да, обычно такие инициативы идут снизу, но хочется увидеть что-то, не дожидаясь, когда сменится поколение функционеров из клубов. Может, по указке сверху хотя бы кресла раскрасят в разные цвета – этот нехитрый косметический трюк отлично работает, маскируя проплешины между зрителями.
Давно пора страстно бороться за качество полей – причем оценивать их не по меркам господина Развеева (видимо, считавшего, что если не каждая корова ногу сломает, то жить еще можно), а в суровых терминах пригодности для быстрой игры и приличной телекартинки – если обеспечить что-то разумное в -10 нельзя, то не играть в -10 вообще, перенося матчи. Нужно установить современные телесистемы там, где их нет, возможно, стоит позвать специалистов по телевидению с Запада (или хотя бы из ЮАР) - да, стоит это дорого, но и бюджеты у российских клубов немалые. Понятно, что «Локомотиву» не очень хочется платить за улучшение плохой картинки из Томска, но тут стоит перенять передовой английский опыт, где богатые клубы осознали, что есть лишь два пути: либо радикально менять устройство футбола, либо делиться деньгами с более бедными командами, развивая не только себя, но и всю лигу. Просто там делятся теледоходами, а в России доходов более-менее нет, так что придется делиться расходами (и, возможно, даже в неравных размерах в зависимости от места в таблице). Разумеется, это потребует создания собственного канала лиги (здесь как раз неуместен опыт англичан – сейчас мы говорим о товаре, который нельзя продать без серьезных инвестиций, сколько бы сотен миллионов за свои трансляции ни хотели несколько обезумевшие поклонники карго-культа из числа директоров клубов), но его вполне можно сделать совместно с тем же НТВ+, как этим уже занялась КХЛ.
Я понимаю, что все это звучит довольно-таки утопично – с другой стороны, речи Сергея Фурсенко тоже часто звучат утопично, но это не мешает ему регулярно что-то воплощать на практике. Конечно, все предложенные меры довольно-таки внешние, они не то что не меняют, а в чем-то даже укрепляют порочную бизнес-механику российского футбола - но, может, если создать нормальную форму, она постепенно заполнится и содержанием?..
Проблема тут одна - низкая популярность футбола в стране, в принципе. И спорта вообще, любого. Загоняя людей на трибуны за деньги вы ничего не решите.
Вообще, статья написана вполне в русле современной российской действительности. Автора заботит картинка. Ему нужно, чтобы выглядело всё как в Англии. Это называется «культ карго», почитайте про него в интернете.
Нам надо, чтобы люди занимались физкультурой, играли в футбол и искренне болели за свои местные команды. Тогда всё будет как в Англии. А иначе - просто не нужно. Честное слово.
У нас государство воспитало культуру боления только на уровне стран. Когда играет сборная России - мы все болельщики. Внутри страны всем плевать. В провинциальных городах практически все болельщики - болельщики тех или иных команд премьер-лиги. Местные команды играют - ну да, это же несерьёзно. Почему? Пусть министерство, РФС, сделает так чтобы это тоже было серьёзно, солидно, чтобы играла музыка, продавалась кукуруза и награды вручались мэром, грубо говоря.
Почему никто не ходит на студенческий спорт? Я смотрел студенческие матчи по хоккею, по регби - это было захватывающе. Государству плевать на всё это, и никто не ходит на такие соревнования, потому что там всё «на коленке». Нет сидений чтобы сидеть, нет рекламы, кроме той, которую делают сами участники.
Вот здесь надо работать, а профессиональный спорт - это коммерческая структура, которая сама должна себя построить. А если не сможет - то и нет от неё никакого толку.
Те же англиские клубы начинали как локальные образования, то есть связанные с определенной географической точкой (городом или районом города). У них сложилась устойчивая связь с местными жителями, для которых клуб стал своим, стал чем-то определяющим самих людей. Возможно, поэтому родители приводили своих детей на стадиоы, чтобы дети были бы в чем-то такими же как отцы. Вот и у нас должен сложиться стереотип о том, что, чтобы быть пермяком, томичем, самарцем и т.д., надо болеть за Амкар, Томь, Крылья. (Конечно, это не единственный критерий определяющий пермяка, самарца). Пусть все эти люди не будут ходить на каждый матч сезона, пусть они будут выбираться на каждый пятый матч сезона. Но при их численности за сто тысяч это будут гарантированные 20 000 на трибунах. Ну и как следствие сопрчастности болельщика к клубу последний начнет покапать атрибутику клуба. Кстати западные клубы и на этом делают приличные деньги, но все также циклимся на ТВ-выплатах. Да, ТВ-выплаты могут помочь клубам зарабатывать больше. Да, благополучие англиских клубов улучшилось вместе с улучшением ТВ-шоу элемента, но почему мы считаем, что наши клубы находятся в таком же положение как и англиские клубы предтелевизионного периода? Только потому что у них были, а у нас есть проблемы с болельщиками?
Правда такой переход на коммерческие рельсы для росклубов не может быть беспроблемным. Для начала нужна понять или придумать, как установить взаимосвязь с местными людьми (тут я могу только предположить, что рекламные баннеры в Москве не являются эффективным средством для достижения этой цели клубом из региона). Во-вторых, беда заключается в том, что наши клубы привыкли тратить миллионы и переход на зарабатывания тысяч был бы гигантским стрессом для них.
выкрасить кресла в зелёный или синий цвет - а дальше по типу виртуальной студии - накладываем поверх картинки со стадиона виртуальных болельщиков. Не обязательно активных - для картинки и статичных
» 3D кузьмичей» вполне будет достаточно.
После этой фразы перестал читать... Михаил, нравятся ваши статьи, но такие ошибки режут глаз...
Может быть я такой невезучий, но среди всего моего круга общения на двух работах, среди друзей и подруг, кроме меня спортом и футболом интересуются два человека, а играют в футбол ноль человек.
Можно устроить обучение операторов. Будет чуть более красивая картинка, но надо будет и поле, и камеры.
Можно запретить играть на плохих полях. Надо будет влить ещё миллиарды на поля, или сократить лигу ещё вдвое.
Можно дисквалифицировать стадион в Махачкале, но если это хоть на что-нибудь повлияет - можно было бы рассуждать на этот счёт.
Во всем этом нет никакого интереса. Глупо продавать сало в мусульманской стране. Как не упаковывай его, как не рекламируй, пока люди его не едят, ничего не получится.