6 мин.

Соперник «Зенита» крут в онлайне: на стадионе повторы прилетают в смартфон уже через 8 секунд

«Копенгаген» – очень продвинутый.

Телиа

«Зенит» стартует в Лиге Европы выездным матчем против «Копенгагена» – команды, которая вместе с телекоммуникационным партнером разработала одно из лучших в мире решений для болельщиков. На матчах «Копенгагена» любой зритель увидит повтор опасного момента или гола в смартфоне уже через восемь секунд после эпизода. Для этого не нужно отматывать назад лайв-трансляцию или ждать обновления в твиттере. Все очень удобно упаковано в официальное клубное приложение.

Telia Replay – партнерский проект с североевропейским оператором связи Telia. Его штаб-квартира в Стокгольме, он участвовал в создании «МегаФона» и только в октябре 2017-го продал свои 20% акций российской компании, чтобы сосредоточиться на развитии в Скандинавии. Аналогичные с Telia Replay решения уже тестировали соседи «Копенгагена» из Швеции и Норвегии (тоже при участии Telia), схожий проект буквально за пару месяцев до датчан запустила на свой арене французская «Ницца».

«Копенгаген» – клуб, который периодически радует классным ситуативным маркетингом. Например, после победной серии пенальти в раунде плей-офф Лиги Европы, которая и вывела клуб в группу с «Зенитом», 11-метровая отметка с поля сразу же переехала в клубный музей.

Telia Replay – пример еще более крутой, но из другой категории. Это грамотный долгосрочный проект, который снимает одну из основных проблем болельщика на стадионе – риск отвлечься и пропустить опасный момент. После этого у телетрансляций почти не остается преимуществ перед походом на арену, кроме цены.

Как именно это работает, и чего «Копенгаген» уже добился за полгода реализации проекта, в интервью Sports.ru рассказал босс клуба по digital-развитию Каспер Хайзельберг.

– Я давно думал о том, что короткие видео нужны болельщикам на стадионе – именно с этой идеей и приходил в клуб. В тот момент в приложении «Копенгагена» был доступен прямой эфир матча. Но если отнестись критически: какой смысл тебе смотреть лайв-трансляцию игру, на которой ты и так находишься?

В то же время у Telia была задача улучшить показатели использования вай-фая на стадионе: желательно таким образом, чтобы болельщики проводили больше времени именно в наших приложениях. Так что мы думали об одном и том же, а к тому моменту Telia уже тестировала похожее решение в Норвегии и Швеции – там на уровне лиг, а не отдельных клубов. Поэтому все получилось очень быстро: буквально через шесть недель после того, как собрались за одним столом, мы уже тестировали и запускали систему с повторами – это было в феврале 2018-го.

Технически все очень просто: сигнал с наших игр через Швецию идет в командный центр в норвежский Осло, а там два человека смотрят матч и расставляют теги конкретных событий, которые произошли на поле. Пока в этом процессе нет никакого искусственного интеллекта или нейросетей, все делается руками человека.

Важно, что мы встроили дополнительную функцию в существующее клубное приложение, нынешнюю версию «Копенгаген» запустил три года назад. Его уже можно было использовать для прохода на арену как абонемент, заказывать через него еду и напитки прямо во время матча на конкретное место. Мы, в отличие, например, от приложения «Ниццы», не даем доступа к разным камерам и возможности переключаться между ними, но в целом решения похожие.

Мы понимаем: чтобы эффективность функции достигла максимума, должно пройти немало времени – потому что нужно изменить привычки болельщика. Все-таки с приложением и повторами конкурирует собственно просмотр игры, а также другие сильные отвлекающие факторы: развлечения в перерыве, друзья-фанаты, спонсорские активации.

Пока, чтобы оценить работу Telia Replay, мы используем простую метрику: соотношение количества болельщиков на матче и пользователей, которые заходили смотреть повторы. Наша цель – 5-10% аудитории конкретной игры. Несколько раз нам уже удавалось достичь такого показателя. Но тут, конечно же, очень многое зависит от событий в матче. Игра, завершившаяся 0:0, вряд ли сгенерирует столько же просмотров, как матч со счетом 3:3.

Честно говоря, мы не боимся, что повторы в приложении будут отвлекать болельщиков от просмотра футбола вживую. И, естественно, нам важно сохранять на арене правильную атмосферу. Однако можно рассматривать такой пример: если ты на трибуне пропустил опасный момент или гол, ты все равно откроешь телефон и будешь пытаться найти текстовое описание эпизода, пойдешь за ним или за коротким видео в твиттер, на какие-нибудь площадки, где могут выложить пиратское видео или гифку – в лучшем случае найдешь, в худшем – просто потратишь время. А у нас моменты появляются очень быстро, в хорошем качестве, и все это полностью легально! Так что Telia Replay – в том числе забота о болельщике, потому что с нашей помощью он точно не пропустит ничего важного.

Лучшая статистика просмотров – у видео с голами, а также у спорных моментов: когда зрителям непонятно, был ли офсайд или нарушение правил. На сегодняшний день самый просматриваемый клип – видео победного пенальти Дениса Варво в ворота «Аталанты» из послематчевой серии, именно этот удар вывел «Копенгаген» в групповой этап Лиги Европы.

Весной мы экспериментировали еще и с теннисом. На нашем стадионе Telia Parken проходил шоу-матч с участием датчанки Каролин Возняцки, она играла с Винус Уильямс (в Дании c 2008-го по 2012-й проходил турнир WTA, однако затем организаторы отказались от лицензии. Поэтому внимание к выставочной было повышенным, игра собрала 12 500 зрителей – Sports.ru). Фактически хозяевами были мы, а Telia выступала партнером ивента. Из-за особенностей тенниса, клипов было значительно больше, чем в футболе – соответственно и статистика просмотров оказалась выше.

Все стороны признали эксперимент удачным. Но мы, конечно же, понимаем, что это был выставочный матч, а во время официального с использованием такой функции может быть сложнее из-за ограничений [теннисных организаций, которые в рамках борьбы с нелегальными ставками запрещают пользоваться телефонами во время игры], принятых в этом виде спорта.

В сентябре мы выпустили обновленную версию приложения с Telia Replay. Теперь там можно, например, переключаться между матчами и легко смотреть моменты из предыдущих игр. Кроме того, мы убрали ограничение: раньше просматривать клипы можно было только через вай-фай на стадионе – мы изначально сделали так, чтобы сократить расходы на разработку и из-за ограничений правообладателя. А когда увидели, что проект жизнеспособный, доработали функцию таким образом, что примерно через 45 минут после игры повторы можно смотреть и через другие сети. Но это касается только игр чемпионата Дании, матчи Лиги Европы пока будут доступны только со стадионного вай-фая. 

По мере того, как функция набирает популярность, мы рассматриваем и дополнительную пользу, которую она могла бы принести – в том числе коммерческую. Вполне возможно, что совместно с Telia запустим монетизацию в том или ином виде: как для аудитории на матчах, так и для болельщиков вне стадиона. А содержательную часть, например, можем усилить за счет данных от Opta – вероятно, внедрим в Telia Replay их статистику.

Неизвестные спортсмены легко рубят бабло в соцсетях. Буквально в пару кликов

Пришло время сражаться! Агентство спортивного маркетинга Fever Pitch

Фото: facebook.com/FCKobenhavn