10 мин.

Ростов-на-кону. Как Гамула был моим главным тренером

По случаю возвращения Игоря Гамулы Sports.ru достает из архива историю 2011 года о том, как Юрий Дудь играл у нового тренера «Ростова» в выставочном матче.

– … Поэтому давайте выпьем за детский футбол. Потому что если будет детский футбол, то когда-нибудь на большом турнире мы сможем снова сказать: «Да, мы трахнули Голландию»!

Час назад в Общественном собрании Ростова-на-Дону отгремела пресс-конференция местного футбольного руководства. Десять минут назад на стол ресторана, принимающего некоторых участников того медиа-сбора, принесли виски. Минуту назад один из ветеранов ростовского футбола встал, откашлялся и начал пламенный тост о детях и сказочном четвертьфинале Евро-2008.

Возможно, это был первый банкет в истории российского футбола, когда оказавшиеся за столом журналисты и не думали притрагиваться к виски. Вечером того же дня каждый из нас должен был принять участие в выставочном матче – вместо великого шотландского напитка в наших бокалах плескались лимонад, компот и минеральная вода без газа.

– Максик, ты кушай, кушай, – чуть опоздавший к началу застолья Игорь Гамула хлопает по плечу хлебающего уху Максима Мотина. – Все равно сегодня на лавке сидеть будешь.

Мотин – когда-то блоггер Sports.ru, а сейчас гендиректор компании «Футбол Маркет». По случаю 10-летия РФПЛ его контора устраивает в Ростове праздничный уик-энд, на экваторе которого значится та самая выставочная игра. Гамула – тренер новорожденной команды «Творческая интеллигенция», в составе которой сегодня сыграют ростовские ветераны, знаменитости и – обратим на это внимание еще раз – трезвые журналисты. Сыграть в футбол под руководством, возможно, главного златоуста российского футбола – еще одна причина, чтобы провести последние июльские выходные в Ростове.

– Максик, а это твой банкет? – Гамула снова обращается к Мотину и, услышав утвердительный ответ, шепчет официанту: «Килограмм черной икры мне заверните, пожалуйста».

* * *

– Ты что?! Да ты что? В наше время это считалось унижением! – Александр Бубнов выкатывает глаза и повышает голос на пару децибел. Только что он услышал мой вопрос о том, что будет, если прокинуть ему мяч между ног.

– Так ведь бывает ситуация: соперника очень уважаешь, но по-другому финт не сделаешь, – возражаю я.

– Да и это тебе не поможет, если защитник правильно располагается! Ты должен встречать форварда в полоборота. И когда тебе кидают мяч, ты на нем первый, потому что ставишь корпус. Другое дело, что в наше время защитников этому учили. А сейчас не учат.

Александр Бубнов – центральный защитник «Творческой интеллигенции» в сегодняшнем матче.

* * *

На столе, укрытом авангардного дизайна клеенкой, Игорь Гамула рисует стартовую схему своей команды. Кстати, именно эта раздевалка пять лет назад пережила волнения после знаменитого матча «Ростов» – ЦСКА. Опираясь на загипсованную руку (несколько недель назад Гамула неудачно прокатился на квадроцикле), тренер выстраивает центральную ось: в центре обороны Бубнов и экс-защитник «Ростова» Михаил Куприянов, в центре полузащиты – Дмитрий Ананко и кумир местных ультрас Михаил Осинов.

– Тебя куда ставить? – обращается коуч ко мне.

– А где меньше всего вреда команде?

– Значит, за воротами будешь. Мячики попОдаешь.

В соседней раздевалке готовится к матчу команда местной администрации. Кроме видных ростовских чиновников, за нее сегодня играют Геннадий Степушкин, главный тренер «Ростова» Сергей Балахнин, генеральный директор Юрий Белоус и самый свежий кадр клубного руководства – Христо Стоичков.

– Ребятки, закрывайте дверь, коротенькую установку послушаете, – Гамула выходит в центр раздевалки. – Как проходят такие матчи, вы знаете. Играем весело и аккуратно – чтобы без травм. Поиграть дам всем.

Капитанскую повязку предлагают Александру Бубнову – доучивался футболу он именно в Ростове. Бубнов отказывается (хоть вы в это и не поверите, отказывается из скромности), повязка под аплодисменты раздевалки залезает на мускулы Михаила Осинова.

* * *

При выходе на поле две вещи сражают наповал. Первая – плохое поле стадиона «Олимп-2». То ли его убил матч против «Динамо», случившийся на следующий день после ураганного ливня, то ли оно никогда и не было особенно живым. Второе удивление – на трибунах полно народу. К началу игры на Западной трибуне соберется около 4 тысяч человек – столько ходит на большинство матчей первой лиги. Конечно, хочется думать, что как минимум половина зрителей – зарегистрированные пользователи нашего сайта, которые, увидев в афишах название Sports.ru, отложили все дела и приехали на старый сельмашевский стадион. В действительности зрителей притянули другие участники игры. С первых минут в команде администрации начинает финтить Стоичков (вскоре он получит травму и покинет поле), а во втором тайме в составе «Творческой интеллигенции» анонсированы гастролирующие в Ростове братья Запашные.

Неудивительно, что на трибунах далеко не только мужчины. Волнующих ростовских барышень, одетых в тонкие, как платочек, сарафаны, здесь очень и очень много. Интересно, если я забью, мне могут кинуть с трибун трусики?

* * *

Уже в первые минуты приходится согласиться с Анатолием Бышовцем: надо быть полным идиотом, чтобы верить всему, что происходит. Коллега Жичкин – чемпион Москвы среди юношей в составе «Локомотива», а сейчас сотрудник РИА Новости – катит мяч в угол ворот и открывает счет. Диктор назначает автором мяча коллегу Бодрова из «Советского спорта», который в эту самую минуту, наевшись футбола еще на разминке, тяжело дышит на соседнем со мной кресле скамейки запасных. Официальный сайт «Ростова» в отчете о матче тоже поздравит Бодрова с первым мячом.

Неважно, как было на самом деле. Важно, как напишут об этом завтрашние газеты.

* * *

– Поднимайся, – в часовом матче (2 по 30 минут) Гамула затевает хоккейную ротацию с многочисленными обратными заменами и бросает меня в бой уже на 7-й минуте матча.

Чтобы не получить по шее от Бубнова за потери мяча, я выхожу играть подальше – второго форварда. Уже через минуту Осинов бросает мне мяч на выход к воротам. Но я опаздываю со стартовым рывком и бегу так медленно, как будто ко мне привязан переговорный стол из нашей редакции – большой, стеклянный, тяжелый. В итоге правый защитник «Администрации» – седой дядечка далеко за полтинник – оказывается на мяче первым. Какой позор. Главное – не смотреть на трибуны.

Однако посмотреть в сторону зрителей мне можно уже минут через пять – каким-то немыслимым образом удается исправиться. «Эта была отличная комбинация – мы начали атаку у своих ворот, сделали шесть точных передач», – в перерыве Александр Бубнов даже разберет этот гол. Хотя оборваться эта комбинация должна была именно на мне. Получив мяч на линии штрафной, я двигаю чуть вперед, но дальше мешкаю и получаю на ногу защитника. Прикрыв мяч корпусом и уже потеряв равновесие, я пасую на линию штрафной – совершенно наудачу, никого из своих я там не вижу. На счастье, именно туда набегает Михаил Осинов и точно палит в угол. Устроив зад в одном из ямок ростовского поля, громко кричу. Офигеть – только что на стадионе, где играют матчи премьер-лиги, при большом скоплении людей, я отдал голевую Михаилу Осинову – еще совсем недавно главной звезде «Ростова» и все еще действующему игроку. Осинов благодарит меня за пас и дает краба.

До конца игры надо решить, давать ли интервью в микст-зоне или, сославшись на усталость, молча пройти мимо всех.

* * *

Моей главной удачей в этом матче должен был стать другой голевой пас. Получив мяч метрах в 10 от штрафной и заметив рванувшего вперед Осинова, я упускаю момент для того, чтобы сыграть в стенку, и, между нами вырастает серьезный мужчина Геннадий Степушкин. Закрываю глаза, представляю себя Роналдинью и решаюсь на совсем бессовестный выпендреж – пас-парашют. Степушкин прыгает, но мяч пролетает в паре сантиметров над его бритым черепом – Осинов выходит один на один. Когда он сближается с вратарем, я уже представляю, как стягиваю с себя футболку, бегу к трибуне прямо и с оградительной решетки ныряю в толпу. Толпа меня ловит и, жонглируя, как апельсином, несет до ближайшего кабака. Там мы выпиваем, радуемся и, пробираясь в сеть по вай-фаю, пишем заздравные статусы на Sports.ru.

Осинов, однако, не забивает – его мягкий удар идет чуть левее штанги. Не смог он забить или не захотел, я так и не понял.

* * *

– Что я могу сказать? – Гамула собирает команду в перерыве. – Шансов у них нет. Но… Есть нюансы, есть.

– Александр Викторович, а вы ТТД этого матча считаете? – потеряв всякий страх, я легонько троллю Бубнова – в центре обороны он, кстати, безупречен.

– Процент брака у нас гораздо меньше, чем у них. Так что ТТД не считаю.

* * *

– Миша, – Гамула напоминает главной звезде команды о тех самых нюансах. – Ну, ты во втором тайме не особо уж. Если выходишь на ворота, как-нибудь легонько бей, парашютиком. Ну, ты понимаешь, да?

Выходя на второй тайм, Осинов заигрывается и забывает слова тренера. Он накручивает несколько соперников, затаскивает мяч в штрафную и катит его между ног вратаря.

– Миша! Миша, б..! – Гамула вскипает, как электрочайник, и снимает Осинова с игры.

Осинов возвращается на поле нескоро. Руководство «Ростова» аккуратно высказывает по этому поводу некоторое возмущение, Гамула кричит через все поле:

– Да он не будет забивать! Не будет!

* * *

Минут за 10 до конца играть за «Творческую интеллигенцию» выходит Андрей Воронин. Неужели «Динамо» забыло его здесь после матча в прошлое воскресенье? Оказывается, один из братьев Запашных – точная копия украинской звезды московского «Динамо». Он устраивается в защите и – кроме шуток – очень хорош. Его брат выходит в атаку – дорвавшись как-то до мяча, он бежит по флангу и пасует почти что на гол – кто-то из журналистов не успевает замкнуть передачу.

Кстати, у дрессировщиков на матче прекрасный суппорт. У кромки поля за них болеют две эффектные девушки в вечерних платьях, одна из них – в облегающем зеленом наряде, – еще и фотограф. Думаю, коллега Дроняев был бы рад, если бы Запашные с подругами появлялись и на матчах премьер-лиги.

* * *

За 10 минут до конца «Интеллигенция» ведет 4:2, но соперник основательно присаживается на ворота. Когда разрыв сокращается до гола, Осинов – он снова на скамейке – спрашивает Гамулу:

– Тренер, можно на поле?

Гамула очень хочет выпустить своего лучшего игрока, но все-таки останавливается. Даже без Осинова кто-то из наших упускает возможность сделать счет 5:3 и избежать традиционной для таких сборищ ничьи. В ответ пропускаем атаку – 4:4.

* * *

После финального свистка все мы высыпаем на поле и поворачиваемся лицом к трибуне, с которой на нас смотрит несколько тысяч человек. Хлопаем, получаем аплодисменты и одобрительный гул в ответ. Хотя никто из местных красавиц даже не думает расставаться с исподним (по крайней мере, прямо сейчас), мне в голову лезут глупые вопросы. Даже четырехтысячная публика – это мегаощущения; как можно не рвать задницу, когда за тебя болеет полный стадион? Как можно отказывать в автографах, фотографиям и чем угодно еще этим людям после матча? Как можно оставаться на пустых российских стадионах и не пробовать себя в Англии, Германии, Испании, где за тебя – полные арены?

Впрочем, я же не профессионал – наверняка чего-то не понимаю.

* * *

В раздевалке Гамула пересекается со мной взглядом и без труда замечает там наивный, совершенно юношеский вопрос: «Как же так, тренер?»

– Да они бы не просто уволили бы! Они бы и гипс с меня сняли...

Спасибо, что дали сыграть целых полчаса, тренер. О допущенных упущениях в подготовке вашему руководству я ни за что не расскажу.