8 мин.

Легенды сборной Англии: Алек Мортен

На сей раз хотелось бы представить очень любопытную личность в истории самого, что ни на есть раннего любительского футбола. От главного вундеркинда тех лет не совсем плавно очередь дошла и до главного ветерана.

Александер Мортен – «Дедушка Вратарей»

Вспоминая Алека Мортена ничего удивительного и сверхординарного в его биографии никогда не найдешь, только если ты не его потомок, хранящий семейные тайны в старом шкафу. И вправду все предельно просто – родился, женился, умер. Куда любопытней взглянуть на его футбольную карьеру.

В такое уж время Мортену довелось появиться на свет, что о футболе тогда вспоминали меньше всего. Когда словом «футбол» обзывали, как сам футбол, так и регби, хотя особого различия, честно говоря, не наблюдалось. А родился Алек предположительно 15 ноября 1831 года в районе Паддингтон, располагавшемся в Лондоне на территории старого графства Миддлсекс, тогда еще не поглощенного столичной агломерацией.

«Предположительно» потому, что некоторые данные предлагают признать датой его рождения 1832-й год. Относительно этого остаются противоречия, и недостаток информации в давешних переписях ставит вопрос: являлся ли Мортен, родившийся и зарегистрированный в церковных книгах в 1831-м, тем самым Мортеном, ставшим знаменитым футболистом?!

Но как уже и говорилось, такие были времена. 1831-й год, как и любой другой, событиями естественно обделен не был. Тут и независимость Бельгии, и печально известная эпидемия холеры, и продажа резиновых галош в Бостоне. Но в Англии все вполне спокойно обстояло, - Фарадей открыл электромагнитную индукцию (чтоб ей пусто было!). Никакой тебе викторианской эпохи, а всего лишь бездетный Вильгельм IV, коронация которого, к слову, прошла лишь за пару месяцев до рождения нашего героя.

Где учился? Как прошла его юность? Кто были его родители? - все эти, казалось бы, простые вопросы о жизни Алека Мортена так и не находят ответа, оставаясь сокрытыми за пеленой лет.

Более-менее что-то начинает проясняться, когда Мортен уже проживал свой третий десяток лет. Точно известно, что 17 марта 1855 в церкви Святого Петра в Петершэме (место в районе Ричмонда – городка на Темзе) Алек обвенчался с 22-летней Флорой Хеджер. В дальнейшем она родила ему шестерых детей, однако двое умерли еще в младенчестве.

Тогда Мортен уже работал брокером на Лондонской фондовой бирже. Если взглянуть на параллельно шедшую историю футбола, то за эти 20 с лишним лет после его рождения много чего изменилось. Та великая эпоха дала спорту небывалый толчок в развитии. Однако до середины века средний и низший класс только и делал, что работал – времени на спортивные забавы просто не находилось. Все изменилось в 1847-м, когда рабочий день сократили до 10 часов, а спустя три года Вестминстер постановил закрывать заводы по субботам в 2 часа дня. Гигантский интерес к спорту у простого народа рос в геометрической прогрессии. А в дальнейшем это стало практически национальной чертой англичан.

Частные школы и церкви все больше отдавали предпочтение спортивным состязаниям, прежде всего, командным видам. Так вскоре появилось знаменитое «мускулистое христианство», полностью изменившее государственные учебные заведения. Сам же термин впервые был употреблен как раз в 1855-м.

Конкретно в футболе к тому времени существовал первый свод футбольных правил, составленный в Кембридже еще в 1840-х, да и только. Лишь в 1857-м в Шеффилде появится первый футбольный клуб. Безусловно, Мортена спорт тоже стороной не обошел.

Футбол год за годом все больше отстранялся от регби, а кульминацией этого стало образование Футбольной Ассоциации в 1863 году, и соответственно единых правил футбольных. Но едиными они были только для самой ФА и ее немногочисленных членов – многие школы и клубы так и продолжали играть по-своему. Как ни странно, а даже закономерно, именно в этом году, насколько известно, Алек Мортен и начал свою карьеру. А ему ведь было уже за 30.

Как обстояли дела тогда, и каким образом Мортен стал вратарем, - опять же, не известно. Вероятно, конечно, что по воле случая это произошло. Да и тогда вратарь не сильно-то отличался от своих товарищей, потому как играть руками запрещалось всем футболистам. Но как-то ведь нужно было защищать ворота, поэтому ловить мяч разрешалось только одному футболисту - находившемуся ближе всех к воротам. Там чаще оказывался как раз Мортен.

Ну а первой командой для Алека стал один из основателей ФА – клуб с красноречивым названием «Ноу Неймс Клаб» из Килберна – района на северо-западе Лондона. Эту команду в Ассоциации представлял Артур Пембер, ставший тогда ее первым президентом.

Вообще те первые годы вышли достаточно насыщенными для Алека Мортена. Помимо «Ноу Неймса», в 1865-м его пригласил к себе один из самых знаменитых и уважаемых клубов тех дней - «Уондерерс», который лишь год назад преобразовался из «Фореста».

Дебют Мортена в составе «странников» состоялся 16 декабря 1865-го в матче против «Рэйгейта» (3-1). Но в дальнейшем за «Уондерерс» Алек играл крайне редко. Во многом потому, что во второй половине 1860-х у «странников» частенько возникали проблемы с составом, и Чарльз Олкок не каждый раз набирал на очередной матч 11 человек. Приходилось играть и меньшим количеством. Причиной этому, в первую очередь, послужило решение Олкока в 1864-м отказаться от постоянного места проведения своих матчей, скорее всего, из-за расходов на аренду поля в Баттерси Парке. Вот с этим и не согласились некоторые члены команды, покидавшие ее стан.

Следующий, 1866 год, получился еще более любопытным. Тогда впервые было откорректировано правило офсайда (теперь между атакующим футболистом и лицевой линией должно было находиться не менее трех игроков соперника). А еще на воротах появилась веревка, соединявшая стойки – первое подобие перекладины. А Алек Мортен впервые появляется в составе лондонского «Кристал Пэлэс» (ничего общего не имеющего с нынешним, и основанного в 1861-м).

Годы шли, Мортен играл в «Пэлэс», играл исключительно вратарем. Что интересно в его карьере, так это его привязанность к одной позиции, ведь многие футболисты по тем временам часто менялись местами на поле. Но такая уж профессия «голкипер». С самого начала футбольных времен так повелось, что в воротах не каждому дано играть. Говорят же, что вратарь не такой как все. Так получилось и с первым в истории известным стражем ворот.

В конце 1860-х Алек Мортен едва ли не лучший кипер страны. В 1869-м он будто бы начинает новую карьеру. Тут о второй молодости, конечно, не скажешь, но что-то на то похожее в этом есть. А «начинает» он ее ни где-нибудь, а во все том же «Уондерерс», к тому времени наладившему свои финансовые дела, и готовому к новым свершениям. В период 1869-1872 Алек Мортен проводит за «странников» 17 поединков, правда, к победе в первом Кубке Англии рук и ног своих он не приложил, уступив свое место Роберту Уэлчу (номинальному защитнику). Тем не менее, в свои 40 лет Мортен безоговорочно считался лучшим вратарем планеты.

Как уже всем известно, в 1870-м предпринимается первая попытка проведения международного матча. 5 марта сего года на Кеннинтон Овал встретились сборные Англии и Шотландии. Мортен в этом матче участвовал и играл за команду…Шотландии. Все же ту сборную представляли в большей степени выходцы с севера, проживавшие в столице. Однако как туда попал Мортен, родившийся и выросший в Лондоне, непонятно. Матч, конечно, был неофициальный, и выступали в нем просто-напросто лучшие футболисты столицы и ее окрестностей. А завершился поединок результативной ничьей (1-1).

В том матче, кстати, вратарям обеих команд разрешалось играть руками, несмотря на то, что официально это правило вступит в силу лишь через год. И именно в этом году ФА включила в правила о вратаре. Теперь это позиция стала официальной и закреплялась только за одним человеком.

Спустя неделю после игры, 12 марта, The Sporting Gazette в своем отчете о матче напишет, что Мортен «доказал, что самым эффективным являлся вратарь».

В 1872-м состоялся уже первый официальный матч. До игры Алек Мортен являлся кандидатом номер один на место первого стража ворот в истории английской сборной. Чарльз Олкок, как глава отборочного комитета и сам так считал. Но помешала травма, как и самому Олкоку.

Стоило ли надеяться на дебют в следующем году?! Возраст давал о себе знать. Мортен все реже появлялся в составе «Уондерерс», регулярно играя только за «Кристал Пэлэс». Но, Алек Мортен не был бы так известен, не сыграй он за сборную. Да, это ему таки удалось!

8 марта тогда еще был обычным днем. А 8 марта 1873 года обещал стать датой одного из лучших матчей сборных в ранней истории футбола. Стояла бесподобная погода, а Кеннингтон Овал заполнился под завязку. Лучшим футболистам Англии и Шотландии сегодня предстояло выявить сильнейшего. Алек Мортен в этой встрече – первый вратарь-капитан национальной сборной. К тому же, он являлся самым возрастным участником матча сборных в 41 год. Этот рекорд смог побить только легендарный Стэнли Мэттьюз, спустя 84 года!

Все случившееся в тот день выглядело чертовски символично. Равноценно это было разве что единственной игре за сборную незабвенного Чарльза Олкока. Мортен это без сомнения заслужил.

Футбольный Ежегодник 1873-го года об этом тоже не забыл упомянуть: «Всегда готов – таков его девиз, когда он находится между стойками ворот, никогда не теряя головы, даже в самых безнадежных ситуациях».

В конце 1874-го Алек Мортен покинул «Уондерерс», уступив место Уильяму Грейгу, годившемуся ему в сыновья. Чуть позже он успел поиграть за команду Миддлсекса, а также поработать в Футбольной Ассоциации, иногда обслуживая матчи в качестве главного судьи.

             

Есть предположение, что это Алек Мортен, 1873 год

Александер Мортен умер 24 февраля 1900 года в своем доме на 21 Хогарт Роуд, в Эрлз Корт, что в районе Кенсингтона в Лондоне. Похоронили его на небезызвестном кладбище Кенсал Грин.

Продолжение следует...

Архив