2 мин.

Человек сопротивления

Серхио Агуэро перешел в «Ман Сити» за мешок денег, Стюарт Даунинг стал самым дорогим английским футболистом межсезонья, Арсен Венгер подписал 19-летнего защитника с финским паспортом, а новички премьер-лиги решили дать очередной шанс Кирону Дайеру. Новости этого лета примерно на 90% описывают события любого предсезонного трансферного окна в Англии, но совсем мало сообщают об одном очень важном переходе – Шарль Н′Зогбия будет играть в «Астон Вилле».

Я давно слежу за этим парнем – и складывается впечатление, что на протяжении своей карьеры он в одиночку воюет с английским футболом. Если бы «Ньюкасл» в свое время не вытащил его силой из академии «Гавра», то Шарль бы наверняка через несколько лет спокойно дозрел до перехода в какой-нибудь топ-клуб; а так ему пришлось стать послом дриблинга в нетехничной стране. Несмотря на то, что один тренер (Сэм Эллардайс) загонял его, атакующего полузащитника с отличным пасом, на левый фланг обороны, а другой (Джо Киннэйр) произносил его фамилию как Insomnia («бессонница»), Н′Зогбия не потерял умение финтить, не стал играть проще и остался верен своему футбольному эгоизму – и в итоге чуть ли ни в одиночку спас в прошлом сезоне тонущий «Уиган». 

Англичанам вообще часто непросто бывает понять французов – в том числе в вопросе отношения к футболу. Месяц назад в Париже я наконец-то купил журнал So Foot, который читал давно, но никогда прежде не держал в руках. С обложки ухмылялся небезызвестный защитник «Интера» с бодрым выносом «Матерацци рассказывает все» – это, наверное, можно было бы сравнить только с фотографией Вадима Евсеева на первой полосе South Wales Echo. Одна статья внутри была про Александра Виллаплана, капитана французской сборной на ЧМ-30, во время войны носившего кличку СС Мохаммед и расстрелянного за сотрудничество с нацистами. Другая – про женщину выдающихся свойств Виолетт Моррис, перепробовавшую все виды спорта на свете и в итоге завербованную гестапо. Третья – про Йосефа Штадлера, вора и жулика у руля нескольких футбольных клубов.

Это всего лишь частный случай того, под каким углом можно иногда смотреть на футбол – и, безусловно, он ни в коем случае не говорит о том, что французы ненормальны. Но вот англичане, похоже, куда меньше интересуются чем-то выходящим за рамки нормы (ну, кроме личной жизни футболистов) – поэтому-то шума вокруг скучнейшего перехода Клиши в «Ман Сити» куда больше, чем разговоров о Шарле Н′Зогбия. Никто как будто и не замечает того, что из низов премьер-лиги до клуба второго эшелона добрался человек, который в прошлом сезоне, гоняя мяч в компании Хендри Томаса и Мохамеда Диаме, стал вторым игроком Европы по количеству обводок. После Лео Месси.