Посещаемость ФНЛ: новые стадионы людям интереснее, чем футбол
Разбор по фактам, почему так.
В чемпионате ФНЛ состоялись уже 9 туров. В общей сложности в сезоне сыграно 90 из 380 матчей, это почти четверть от всего объема турнира. Пришло время подвести итоги посещаемости летней части сезона.
Сначала посмотрим динамику посещаемости по турам. Кардиограмма нашего пациента скачет достаточно сильно. Разница между минимальным (2514, 9-й тур) и максимальным (11237, 8-й тур) значениями составляет 8723 зрителей (в среднем на одном матче) — это очень большая амплитуда, говорящая о дикой нестабильности.
Но если привести рядом еще один график, отображающий сколько матчей в каждом туре было сыграно на новых стадионах ЧМ-2018 (всего их задействовано пять), то все очень легко объяснить.
Особенно все становится наглядно при наложении одних цифр на другие. Корреляция проста — чем больше матчей в туре играется на новых стадионах, тем выше посещаемость. Грустный итог, который фиксирует, пожалуй, главную вещь — футбольного бума в плане зрительского интереса в ФНЛ не произошло. Эффект увеличения средних показателей отдельных клубов и лиги в целом достигнут исключительно благодаря новым стадионам. То есть людям интересно смотреть не матчи, а на новые инфраструктурные объекты.
В целом, ничего катастрофически плохого в этом нет. И на короткой дистанции все будут говорить о том, как же все у нас круто. В принципе, это в духе современной России, такое во всех сферах. Но на длинной дистанции влияние эффекта новизны стадионов вместе со средней посещаемостью будет снижаться.
Самым посещаемым туром стал 8-й (состоялся 26 августа): 11237 зрителей в среднем на одном матче. Примерно так ходили в последние годы на премьер-лигу, кстати. Главный фактор высокой цифры, как мы разобрались выше, четыре матча на новых стадионах в Нижнем Новгороде, Волгограде, Саранске и Калининграде.
Самым непосещаемым туром стал 9-й (31 августа—1 сентября): 2514 зрителей в среднем на одном матче. 0 игр на новых стадионах, тут все понятно.
Средняя посещаемость ФНЛ на данный момент остается лучшей за всю историю: 5670. Рекордный до этого показатель зафиксирован в сезоне-2011/12 – 4769 зрителей в среднем за матч.
Рейтинг самых посещаемых матчей возглавляют три клуба: «Ротор», «Мордовия» и «Нижний Новгород»:
8-й тур. Стадион «Нижний Новгород». «Нижний Новгород» — «Авангард». 31369 зрителей
2-й тур. Стадион «Волгоград». «Ротор» — «Луч». 30611 зрителей
8-й тур. Стадион «Волгоград». «Ротор» — «Факел». 29673 зрителей
5-й тур. Стадион «Нижний Новгород». «Нижний Новгород» — «Луч». 28435 зрителей
1-й тур. Стадион «Мордовия Арена». «Мордовия» — «Нижний Новгород». 26564 зрителей
4-й тур. Стадион «Волгоград». «Ротор» — «Сочи». 25725 зрителей
5-й тур. Стадион «Мордовия Арена». «Мордовия» — «Сибирь». 25027 зрителей
3-й тур. Стадион «Мордовия Арена». «Мордовия» — «Краснодар-2». 24976 зрителей
8-й тур. Стадион «Мордовия Арена». «Мордовия» — «Чертаново». 24326 зрителей
2-й тур. Стадион «Нижний Новгород». «Нижний Новгород» — «Тюмень». 18000 зрителей
Десятка самых неинтересных для зрителей матчей. В основном это фарм-клубы «Зенита» и «Спартака», также по разу засветились «Краснодар-2» и «Химки»:
6-й тур. Стадион МСА «Петровский». «Зенит-2» — «Авангард». 319 зрителей
1-й тур. Стадион МСА «Петровский». «Зенит-2» — «Тамбов». 400 зрителей
5-й тур. Стадион «Спартак» им. Ф. Ф. Черенкова. «Спартак-2» — «Факел». 405 зрителей
2-й тур. Стадион «Спартак» им. Ф. Ф. Черенкова. «Спартак-2» — «Авангард». 450 зрителей
5-й тур. Стадион «Петровский». «Зенит-2» — «Сочи». 521 зрителей
9-й тур. Стадион «Спартак» им. Ф. Ф. Черенкова. «Спартак-2» — «Балтика». 600 зрителей
2-й тур. Стадион МСА «Петровский». «Зенит-2» — «Чертаново». 662 зрителей
8-й тур. Стадион МСА «Петровский». «Зенит-2» — «Спартак-2». 664 зрителей
4-й тур. Стадион «Арена Химки». «Химки» — «Авангард». 800 зрителей
1-й тур. Стадион Академия ФК «Краснодар». «Краснодар-2» — «Сибирь». 930 зрителей
Любопытно, что курский «Авангард» в качестве гостевой команды принял участие в матчах с наибольшей и наименьшей аудиторией.
Клубный рейтинг посещаемости домашних матчей. В топе все те же «читеры» с большими стадионами. К ним мог бы присоединиться Сочи, но из 5 сыгранных домашних матчей на «Фишт» футбол заезжал только раз. В соревновании простых смертных выше всех вылетевший из премьер-лиги Хабаровск. Внизу различные молодежные команды, а также «Химки» и «Тюмень».
Если взглянуть на динамику по сравнению с прошлым сезоном, то в минусе пока только двое — «СКА-Хабаровск» (вполне логично после вылета из РПЛ) и курский «Авангард». Все остальные пока что в плюсе, но здесь важно дождаться зимы, тогда будет реальная картина.
* * *
В рамках популяризации студенческих научных исследований в сфере спорта оставляю здесь ссылку на опрос, выполненный Сергеем Фурмановым, который исследует тему потребительского поведения в футбольной индустрии и пишет магистерскую диссертацию по этой тематике. Пройдя небольшой опрос, вы поможете сделать хорошую выборку о том, какие же факторы влияют на решение о посещении футбольных матчей.
Краткие и максимально насыщенные информацией изображения о посещаемости всего российского, а также ведущего европейского футбола я выкладываю на канале «Футбольная картография». Справочник-навигатор по всем игровым дням ниже.
Футбольная посещаемость в сезоне-2018/19
Бундеслига I 1
ФНЛ I 1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7 I 8
ПФЛ. Запад I 1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6
ПФЛ. Центр I 1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6
ПФЛ. Урал-Приволжье I 1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6
ПФЛ. Восток I 1 I 2 I 3 I 4 I 5
Фото: instagram.com/kriss_dris, juryvs.
Или вы думали, что после чм толпы повалят тактическими изощрениями Луча и Сибири наслаждаться чтоли?) Дриблингом Хызыра Аппаева восхищаться?😂
«Ротор» – 2400, «Балтика» – 2350, «Армавир» – 1550, «СКА-Хабаровск» – 1500, «Тюмень» – 1500
А если добавить грамотный маркетинг, то вполне себе можно и новых болельщиков привлечь!
Но это лишь мечты - денег в регионе нет, построить хотя бы 10-тысячник современный не за что...
Люди хотят ходить на комфортные стадионы, они туда и ходят.
Так что не удивительно, что посещаемость делают города, где есть стадионы ЧМ. :)