AUF против всех
Вот уже больше месяца Ассоциация Уругвайского футбола функционирует (AUF) без Президента. Все началось с того, что в силу ряда причин выборы, назначенные на конец июля, не состоялись. За день до дня Х действующий президент Вильмар Вальдес подал в отставку. Триггером такого решения послужила публикация аудиокомпромата на чиновника. Сам бывший президент объяснил свое решение семейными вопросами.
Изначально ожидалось, что на выборах Вальдес получит большинство. Другие два кандидата Артуро дель Кампо и Эдуардо Абулафия необходимой поддержки не имели. Тем не менее они собирались принять участие в президентской гонке, финиш которой был перенесен на 21 августа. Однако до выборов так и не дошло.
За несколько часов до предполагаемого события Южноамериканская конфедерация футбола (COMNEBOL) направила в ФИФА письмо, в котором заявила, что подозревает AUF в коррупции и непрозрачности, и просит вмешаться в ее (AUF) управление. В течение нескольких дней ФИФА изучала данный вопрос. Выборы были отменены, взрыв казался неминуемым.
Не улучшила положение и встреча между Эдгаром Уэлкером (вице-президентом Пеньяроля и на тот момент временно исполняющим обязанности президента AUF) и руководителем Южноамериканской конфедерации Алехандро Домингесом, состоявшаяся в закрытой штаб-квартире COMNEBOL в Асунсьоне в четверг, 23 августа. Поводом послужило сообщение, полученное Домингесом от Джанни Инфантино. В нем говорилось, что ФИФА внимательно изучила просьбу о вмешательстве в управление AUF и перед возможным введением такой меры в Цюрихе хотели бы еще раз уточнить, насколько она (мера) действительно необходима и «насколько в COMNEBOL уверена» в своем запросе. Также чиновников ФИФА смутило, что данная просьба была направлена Южноамериканской конфедерацией всего лишь за несколько часов до возможного голосования в AUF, хотя на первый взгляд не похоже, что в Монтевидео имеются признаки нарушения процедуры. Намерением Уэлкера было доказать Домингесу, что несмотря на несвоевременную отставку президента AUF Вильмара Вальдеса, дела в организации решаются и идут своим чередом, и поводы для внешнего вмешательства отсутствуют.
Домингес (он имеет, скажем так, разность интересов с бывшим всесильным представителем уругвайских игроков Франсиско «Пако» Касалем, владельцем медиа-концерна Tenfield и держателем телеправ на показ местного турнира – это важно для последующего понимания ситуиации) продолжает настаивать на вмешательстве ФИФА, агрументируя тем, помимо того, что оба представленных на выборах в AUF кандидата не прошли соответствующей аттестации в COMNEBOL, так и сам устав организации не соответствует вводимым ФИФА изменениям, которые, кстати, были потребованы от Аргентины в 2016 году.
Однако некоторые аналитики уверены, что на самом деле на кону стоит уход Касаля от управления футбольным телевидением Уругвая (его контракт рассчитан до 2025 года) и речь идет о сумме ни много, ни мало в 100 миллионов долларов. Но есть и еще одна война. И, возможно, не меньшего калибра. На этом фронте с другой стороны баррикад выступают более 700 футболистов, играющих как во внутреннем первенстве, так и за рубежом, в их числе также и ведущие игроки национальной сборной. Это движение «Más Unidos que Nunca» (Вместе, больше, чем когда-либо), борющийся с 2010 года за имиджевые права и за более широкое представительство игроков в AUF. В свою очередь у них также есть ряд претензий к Касалю.
Кроме того, не стоит забывать и резких высказываний, сделанных министром образования и культуры Марией Хулией Муньос, о том, что AUF может потерять юридический статус в случае принятия устава (нового, требуемого ФИФА), который не будет соответствовать установленным государством нормам. Загвоздка в том, что министерство предоставляет разрешение подобным организациям в принятии устава. Таким образом, если какой-либо из пунктов устава, предлагаемого ФИФА не будет соответствовать внутренним требованиям и законам Уругвая, то министерство может отозвать лицензию AUF на функционирование в качестве гражданского объединения и организация может прекратить свою работу. Последующие попытки национального правительства со стороны секретариата по спорту смягчить жесткие слова г-жи Муньос успеха не возымели.
Напряжение, казалось, достигло пика и ситуация взорвалась. Как и положено в таких случаях, в Монтевидео это был ненастный дождливый день. В пятницу, 25 августа, Ассамблея Ассоциации Уругвайского Футбола (AUF) большинством голосов приняла решение обратиться в TAS, Спортивный Арбитражный Суд, с тем чтобы не допустить вмешательства FIFA во внутренние дела организации.
Из 17 проголосовавших участников Ассамблеи 9 высказались в пользу обращения в Суд, 6 воздержались. Двое (представители клубов Пеньяроль и Танке Сислей) выступили за то, чтобы управление AUF взяла на себя ФИФА, либо чтобы устав Ассоциации был изменен кратчайшие сроки и за изменение форм управления.
Во то же время решение AUF обратиться в Спортивный арбитраж не имеет прецедентов на столь высоком уровне. Представлять интересы Ассоциации будет Леонардо Гойкочеа, бывший вице-президент апелляционной палаты COMNEBOL, подавший в отставку из-за несогласия с действиями Южноамериканской конфедерации и ФИФА. Однако, как считает известный аргентинский адвокат Ариэль Рекку, обращение в TAS не поможет остановить начавшееся вмешательство. При этом отказ от принятия положений ФИФА вероятнее всего приведет к введению санкций против уругвайской стороны.
Камнем преткновения считается та часть предлагаемого ФИФА устава, где членство в Ассамблее должны получить представители всех уровней уругвайского футбола, как мужского, так и женского, что расширит состав участников до 31 человека (против 17 в настоящий момент).
ФИФА требует принять новый устав в течение 15 дней. «Это вымогательство!» - считает президент уругвайского Ливерпуля Хосе Луис Пальма. Именно он пролоббировал обращение AUF в спортивный арбитраж. Пальма утверждает, что Ассоциация не станет проводить выборы президента при новом уставе, поскольку в действующем нарушений нет. В этом он бросает вызов Диего Лугано, говоря о том, что: ««Мое несогласие с Лугано заключается в том, что я вижу мнение, которое полностью отделено от реальности: футболисты существуют, потому что есть клубы, воспитавшие таких блестящих игроков, как он. Клубы, которые забрали немало молодых людей с улиц, от алкоголя и наркотиков. Однако, Лугано защищает Вальдеса, но все мы увидели, чем это закончилось».
Что же считает Лугано?
В прошедшие выходные бывший капитан национальной сборной дал большое интервью на одном из телеканалов, к ходе которого еще раз прояснил позицию «Más Unidos que Nunca». «Важная часть - это новый устав. Мы собираемся написать футбольную Конституцию. Уругвай находится практически за бортом, поскольку у нас нет современного устава. Если намерения COMNEBOL и ФИФА были бы плохими, мы не стали бы их поддерживать. У нас нет цели нанести вред кому-либо из лидеров AUF, задеть чье-то эго. Вопрос заключается в плохом менеджменте, мы выступаем против того, что нам запрещают наши права. Игроки являются главными в этой индустрии, но мы находимся в стороне от принятия всех решений. В остальном мире такого больше нет. Но в Уругвае считают, что наша забота - это пинать мячик. К счастью, они недооценивают нас, недооценивают нашу способность что-то изменить".
Что пошло не так?
Президентские выборы в AUF должны были состояться 31 июля. На выборах были представлены 3 кандидата: уже упомянутый Вальдес , которому было предложено продолжить работу, и его противники Эдуардо Абулафия и Артуро Дель Кампо, представлявшие клубы, однако со схожими целями. Они хотели покончить с Вальдесом, считая, что он много внимания уделяет международной политике и сборной Уругвая и почти не интересуется делами клубов, с их весьма ограниченным рынком и экономическими и финансовыми проблемами.
Политическая ситуация в AUF взорвалась за два дня до выборов в воскресенье, 29 июля, когда появились аудиозаписи, в результате которых была затронуты схемы отмыва денежных средств, в ходе работ по установке освещения и обеспечения безопасности на некоторых стадионах, в том числе таких клубов, как Пеньяроль и Насьональ, и в которые был вовлечен сын президента Уругвая.
Но столкнувшись с неожиданной отставкой Вальдеса, AUF и Уэлкер, временно занявший пост исполняющего обязанности президента, получили новый вызов. Обязательства перед игроками (« имиджевые права»), согласованные профсоюзом с Вальдесом. Игроки посчитали, что данные обязательства не были выполнены в полном объеме и не исключался вопрос о забастовке. Борьба за имиджевые права началась еще в 2010 году и была инициирована Диего Форланом, Диего Лугано и Андресом Скотти. До этого момента сумма, выплачиваемая игрокам Франсиско «Пако» Касалем (по контракту до 2019 года) была довольно мала и составляла 300 000 долларов. Игроки стали отказываться от интервью, отказывались позировать напротив рекламных плакатов, пить перед камерами спонсорскую воду и так далее. Телевизионный саботаж, к слову, все еще имеет место в играх национального чемпионата. Именно по причине связи Абулафии с тем самым медиа-магнатом Касалем движение «Más Unidos que Nunca» было резко настроено против его кандидатуры.
Противостояние Касаля и игроков от Лугано по наследству перешло к новому капитану сборной Уругвая – Диего Годину, дальше – больше. В эту историю также были вовлечены и главный тренер сборной, и сам президент AUF Вальдес. После вмешательства государства в предыдущий профессиональный союз игроков, он со всей историей перешел в руки движения «Más Unidos que Nunca». Набирая все бóльшую силу в борьбе с местной системой, оно немало поспособствовало улучшению контракта с Puma, экипирующей сборную Уругвая. Дело происходило в конце 2016 года, когда спонсорский контракт с немцами подходил к концу. Puma сделала новое предложение в размере 5 млн долларов на 7 лет, свое предложение прислал и американский гигант Nike. В нем говорилось о 24 млн на аналогичный период. Как это ни странно, но было решено, что вопрос о спонсорстве будет решен путем голосования. Имеющий свой интерес Касаль, сумел пролоббировать потенциальную победу немцев. Но здесь в игру вступили футболисты. В частности Луис Суарес открыто заявил, чтобы его не звали в сборную, если AUF откажется от предложения Nike. Чтобы не потерять бизнес, немецкой компании пришлось увеличить выплаты до 24,5 миллионов долларов, приравняв таким образом условия контракта с AUF к предложению, поступившему от Nike. «Más Unidos que Nunca» стало настолько сильным, что в последнее время судьи и технический персонал присоединился к борьбе за свои имиджевые права. После отставки Вильмара Вальдеса, «Más Unidos que Nunca» продолжили его поддерживать и находиться в оппозиции к Касалю и его ставленнику - Афалубии, объединившись с их противниками в COMNEBOL.
Как отмечалось ранее, президент Южноамериканской конфедерации заявил, что Афалубия не прошел необходимые проверки на соответствие должности президента местной ФА, равно как и его конкурент на выборах – дель Кампо. Но если в вопросе дель Кампо все упиралось бумажную бюрократию, то с Афулабией, президентом заявочной комиссии Мундиаля 2030, дело было в другом. Уругваец заявлял, что для того, чтобы занять главную должность в AUF ему нет необходимости проходить аттестацию в COMNEBOL, а сам он, Афалубия, полностью соответствует всем требованиям, прописанным в уставе уругвайской ФА. Заявления через прессу привели к росту напряженности между Асунсьоном и Монтевидео. И поскольку к моменту выборов утвержденных COMNEBOL кандидатов не было, руководство AUF было временно передано в руки Эдгара Уэлкера. Одновременно с этим Южноамериканская конфедерация направляет запрос в ФИФА на вмешательство в AUF на основе двух предпосылок: неспособности уругвайской ФА проголосовать за новый устав (несмотря на установленный дедлайн 2 декабря), активно продвигаемый Цюрихом, и различные теневые силы, оказывающие влияние и давление на уругвайский футбол.
В дополнение к профсоюзу футболистов, ассоциации арбитров, OFI (организация, заведующая футболом на любительском уровне) уже и футболисты, играющие за рубежом, начали требовать реформу устава AUF с тем, чтобы иметь право голоса и возможность голосовать. По настоящему уставному документу это право имеют лишь 17 членов Ассамблеи. Согласно схеме, предлагаемой ФИФА это представительство должно быть увеличено до 31 участника. Против такого расширения выступают клубы высшего дивизиона, проголосовавшие против вмешательства во внутренние дела AUF со стороны и за обращение в TAS.
Дело с игроками обстоит еще печальнее. Диего Лугано сделал акцент на том, что в некоторых федерациях представительно футболистов достаточно высоко и достигает 35% (как в Англии) и 40% (как в Испании). И AUF необходимо увеличивать это число. Также бывший капитан сборной особо отметил, что если они придут к управлению AUF, первое, что будет сделано – это серия международных аудиторских проверок на предмет изучения контрактов на продажу телевизионных прав.
Войну между Касалем, его компанией Tenfield и игроками можно считать объявленной. И если с каналов медиа-холдинга игроки уже были объявлены «пучистами», то свою позицию Лугано раскрыл в радиоэфире: «Мы больше не видим смысла разговаривать с правительством, поскольку там считают нас неправыми. И оппозиция не станет подавать голос. С этой системой невозможно вести диалог. Мы должны добиваться большего, и если бы на нашей стороне не было бы 700 человек, выразивших свой протест, у нас бы ничего не вышло. Мы не выступаем против Tenfield, мы выступаем против системы, против плохого управления».
Сухой остаток?
По итогу было принято решение, что в Цюрихе будет создана комиссия из 5 человек, которая займется рассмотрением дела. В понедельник, 27 августа, эмиссары из ФИФА во главе с Примо Корваро прибыли в Монтевидео. Именно он прилетал в два года назад и в Буэнос-Айрес для того, чтобы провести встречи с представителями всех уровней аргентинского футбола. В комиссию по урегулированию (такое же название было и в случае с Аргентиной) войдут три представителя Уругвайского футбола. Предполагается, что двое будут от ведущих клубов страны (Пеньяроль и Насьональ) и еще один – представитель игроков.
Сроки установили до февраля 2019 года. Цели: проработка и адаптация текущих нормативных документов AUF к стандартам и нормам ФИФА. Также для контроля выборного процесса в Ассоциации будет создана специальная комиссия.
А пока футбол остался без управления, а сборная - без тренера. На товарищеский матч против Мексики игроков выведет тренер молодежной команды Фабьян Които. Сама заявка на матч, собственно, тут.
(c) по материалам зарубежной прессы.