Население: 316
Чем ужасно число 316, так ли необходим лимит на легионеров и сколько еще наследников Моуринью готовит нам ближайший сезон чемпионата Португалии – ответы на эти и некоторые другие вопросы пытается найти Михаил Калашников в блоге «Эпоха открытий».
Одно из самых печальных чисел, связанных с последним чемпионатом Португалии – 316. Именно столько зрителей собрал матч «Навал»-«Портимоненсе», состоявшийся субботним вечером 22 января. Более того, 9 из 15 домашних матчей «Навала» собирали аудиторию меньше тысячи человек (правда, три матча с командами большой тройки посетило в среднем 4,5 тысячи).
«Навал» можно счесть неприятным исключением (тем более что клуб, как и его партнер по рекордному матчу, в итоге покинул высшую лигу), но сводная таблица посещаемости португальской лиги выглядит тоже не очень радостно. 11 команд из 16 собирают на своих стадионах в среднем меньше 5 тысяч; за большой тройкой, «Брагой» и «Гимарайншем» – чудовищный провал. Учитывая отсутствие значительной спонсорской поддержки (экономическое состояние Португалии, мягко говоря, не блестящее) и единого контракта с телевидением (клубы договариваются с SportTV самостоятельно), эти цифры легко счесть угрожающими самому существованию лиги.
Блогер FourFourTwo Сержиу Сантуш в тексте на Portugoal.net выделяет три фактора. Во-первых, в Португалии люди исторически поддерживают в первую очередь «Порту», «Спортинг» или «Бенфику», а не свои местные клубы. Во-вторых, неудобный календарь (матчи часто начинаются поздно вечером в понедельник), в-третьих – слишком большие и неуютные стадионы, оставшиеся в наследство от Евро-2004 (так, «Лейрия» собирает в среднем 2,5 тысячи человек на 30-тысячном «Эштадиу Магальяэш Пессоа» – от сходства с московским «Торпедо» спасают разве что разноцветные кресла) . В комментариях к его тексту сразу же приводят еще две, на мой взгляд, более значительных причины: отсутствие лимита на легионеров (приводящее к обилию иностранцев даже в маленьких командах – так, в том самом матче у «Навала» в старте вышли 4 француза) и высокие цены на билеты. Некоторым также чемпионат кажется скучным, а судейство – отвратительным, но здесь я все-таки бы поспорил.
Впрочем, особой проблемы пока, как мне кажется, все же нет – и подтверждением этого служат все те же комментарии людей, рассказывающих, что подобные проблемы с посещаемостью в Португалии были, сколько они помнят.
Во-первых (и это самое главное) – нет ничего ненормального в том, что в маленьких городах на матчи маленьких команд ходят мало. Сравнивать 10-миллионную Португалию с полицентрической Германией (и тем более с американскими лигами) – просто неправильно. Футбольная спортивная система создавалась естественным способом, она похожа на лес, где есть огромные деревья, кустарники и просто какая-то трава. Клубы периодически умирают или уходят в тень (как «Боавишта», «Алверка» или «Эштрела Амадора»), это естественное следствие естественного отбора. Уравнять «Порту» и «Портимоненсе» можно лишь формально, на деле это совершенно разные по сути своей явления. Если в Португалии принято иметь две любимых команды – местную и одну из большой тройки – то с этим остается лишь смириться.
Во-вторых, дополнительных проблем отсутствие лимита на легионеров не доставляет – и дело даже не в правиле, обязывающем иметь 8 португальцев в заявке на сезон из 30 игроков. Богатые клубы в любом случае собирают всех лучших в своих образцовых академиях, где те сначала растут под руководством лучших тренеров, а затем получают практику в аренде – так что никто действительно талантливый не пропадает. Постоянный отток достигших высокого уровня португальцев из родного чемпионата стимулирует воспроизводство игроков; впрочем, то, что в Бразилии португалоговорящих футболистов в 20 раз больше, невозможно не учитывать.
Да, сейчас 10 бразильцев в заявке на сезон – практически норма для португальских клубов, но любое радикальное искусственное ограничение лишь снизит уровень турнира и еще более увеличит разрыв между большой тройкой и остальными – а смотреть на свою команду все же приятнее, когда у нее есть хоть какие-то шансы. Ориентация на местных игроков, которую предлагает Сантуш в своем тексте как решение, совершенно не панацея – «Варзим», исторически комплектующийся на три четверти из своих воспитанников (самый известный из них, Бруну Алвеш, правда, уехал в «Порту» еще в 17 лет) в два своих последних сезона в высшей лиге собирал около 3 тысяч зрителей, и уже много лет обретается во второй лиге без особых успехов.
В-третьих, у патриотично настроенных зрителей есть прекрасное утешение – в 16 командах высшей лиги работают 16 тренеров-португальцев, из которых лишь четверо – старше 45 лет. Тренеру сборной Паулу Бенту – тоже только 42. Там, где Португалия проигрывает числом (соревноваться с Южной Америкой по числу юных талантов невозможно), она берет интеллектом: образцовой тренерской школой и великолепной селекционной работой. Возможно, в Португалии никогда не будет таких денег, как в Англии – но, по крайней мере, всегда будет на что посмотреть.
Разумеется, более удобный для зрителей календарь, более равномерное распределение теледоходов (когда гранды фактически спонсируют своих скромных соперников) и, возможно, сокращение лиги до 10 команд (с целью увеличить для каждого клуба число игр с все теми же грандами) могли бы принести какие-то результаты. Но важнее всего, что работает система воспроизводства игроков (в том числе и иностранных звезд) и тренеров, главная угроза которой – исход клубов большой тройки из чемпионата (допустим, в испанскую Лигу). Впрочем, несмотря на определенные сепаратистские настроения (особенно в этом плане отличается «Бенфика», на матчи с участием которой приходится 40% всей посещаемости – клуб планирует, например, показывать свои матчи на собственном телеканале), до конца португальской лиги вроде бы еще далеко.
Что еще интереснее - у них и тренеры как футболисты, часто меняются, обновляют состав, а у нас все одни те же лица по кругу
только каким то явным гос.запертом можно объяснить. полиции в выходные надо в два раза больше платить, да и сами полицейские не хотят в выходные работать