Футбол на ТВ: «как у них» и «как у нас»
До старта второй части марлезонского балета "СОГАЗ-Чемпионата России по футболу" осталось меньше недели. Букмекерские конторы и пивные ларьки с нетерпением ждут возобновления телевизионных трансляций национальной Премьер-Лиги, потирая лапки в ожидании скорой прибыли.. Но сегодня речь пойдет не о влиянии Чемпионата России на потребление пива на душу населения, и даже не о тяжелой участи российских букмеров.. Сегодня я хотела бы поворить о продаже прав на телевизионные трансляции матчей, которые в странах с развитой футбольной индустрией являются важной доходной статьей для клубов высших лиг, и сравнить "как у них" и "как у нас".. И вот, что из этого получилось..
Англия: Английская премьер-лига традиционно один из лидеров по доходам от продажи прав на ТВ-трансляции. Матчей английской лиги на общедоступных телеканалах не найти. Права на ее матчи выкупили сразу три медиагиганта: SKY, ESPN и BBC. Первый год трехлетнего соглашения принес 893 млн. фунтов дохода. В эту сумму включены средства, полученные за право трансляции только матчей национального чемпионата. А ведь есть еще Кубок Англии, Кубок лиги, матчи европейский клубных турниров (прежде всего Лиги чемпионов).
Канал BBC, например, вот уже несколько лет имел право лишь на показ фрагментов или лучших эпизодов матчей национального первенства. Только за это за три сезона было уплачено в общей сложности 105 млн. фунтов. Команды же вместе с лигой основные доходы получают от контрактов с платными телеканалами. Так, телекомпания BSkyB подписала соглашение до 2010 года, по которому выплатит лиге 1,7 млрд. фунтов. Еще 400 млн. лига получит за размещение контента в Интернете и через сотовые телефоны. Отдельно права на показ матчей продавались другим телекомпаниям, которые показывают английский чемпионат за пределами британских островов. В общей сложности игры лиги могут видеть болельщики порядка 200 стран. Что касается распределения прибыли, то схема распределения доходов исходит из принципа, что великие клубы сами заработают свои сотни миллионов, а малым нужно помочь. Схема достаточно проста: половина доходов половина равномерно распределяется между всеми 20 командами лиги, 25% распределяется строго в зависимости от места, занятого в чемпионате, оставшиеся 25%, фактически зависят от воли самого телевидения — чем чаще команду показывают на экранах и чем больше у нее прямых трансляций, тем больше ей достанется теледенег. В среднем, Чемпион может рассчитывать как минимум на 50 млн. фунтов.
Испания: В Испании продажа прав - дело индивидуальное. При такой системе сразу становится понятно, каков разрыв между лидерами зрительского интереса и просто участниками чемпионата. Каждый клуб сам договаривается с потенциальными покупателями. Проще всего грандам. Так, мадридский «Реал» подписал семилетний контракт с маркетинговым агентством MediaPro на 1,1 млрд. евро. Испанские журналисты подсчитали, что на этом клуб зарабатывает 5 евро в секунду.
У «Барселоны» еще один сезон будет действовать контракт с Television de Catalunya, по которому клуб получает 54 млн. евро в год. Продают каталонцы и права на трансляцию отдельных матчей. С этого сезона MediaPro начнет выплачивать клубу сумму, составляющую не менее 750 млн. евро, но срок действия контракта не называется (за предыдущие два сезона команда получила от компании 250 млн. евро). Разумеется, несмотря на огромные выплаты, самим правообладателям такие сделки выгоды. Так, один только «класико» (то есть, поединок «Реала» и «Барсы») приносит около 15 млн. евро. В Испании каждой команде идет около 15% выручки за матч. В сумме испанские клубы получили 600 млн. евро, но из них по 140 млн. евро достались «Реалу» и «Барсе». Это самые крупные получатели телевизионных футбольных доходов в мире.
Италия: «большая тройка» футбольных грандов Италии продает свои ТВ-права отдельно от всех остальных команд. «Интер» имеет двухгодичный контракт с компанией Mediaset, которая, кстати, принадлежит премьер-министру Италии Сильвио Берлускони. Сумма сделки по продаже прав на показ игр «нерадзурри» в сезонах 2007-2009 годов составила 210 млн евро. «Ювентус» заключил с той же Mediaset сделку стоимостью в 218 млн евро. Правительство страны пыталось разобраться в ситуации и даже проводило с федерацией футбола консультации на предмет поиска компромисса, дабы обеспечить такую ситуацию, при которой другие клубы не чувствовали бы себя обиженными. В итоге Совет итальянской лиги большинством голосов проголосовал за введение на Апеннинах «английской модели», так что серия А начиная с 2010 вернулась к коллективному принципу реализации прав на трансляции матчей, по которой доходы от продажи прав на трансляции будут происходить следующим образом: 40% от вырученной суммы будут равномерно поделены между всеми участниками чемпионата, еще 30% собранных денег будут распределены в соответствии с коэффициентами команд, выведенными по результатам нескольких предыдущих сезонов, еще 25% будут распределяться исходя из показателей популярности клубов (они будут определяться путем социологических опросов, которые станут проводить три независимых исследовательских центра), оставшиеся 5% доходов от телевидения поделят пропорционально численности населения городов, команды которых представлены в серии А.
Германия: Немецкие клубы в ближайшие годы заработают на продаже прав на телетрансляцию 1,6 млрд. евро. Начиная с этого года, они будут каждый сезон получать 465 млн евро. Лига продолжает сотрудничество с каналами Premiere, ARD, Deutschen Telekom, ZDF and DSF. Новый договор стал рекордным для бундеслиги. Немецкие клубы продают права не по отдельности (как это было раньше), а единым пакетом. Кстати, бундеслига в последние годы может похвастаться тем, что является одной из самых доходных в мире. Команды из Германии не тратят на трансферы гигантских сумм. В 2009 году в результате вмешательства Федерального антимонопольного ведомства Германии (Federal Cartel Office) был аннулирован контракт на сумму 3 млрд. евро (4,4 млрд. долл. США) между футбольной лигой Германии и концерном Sirius SportMedia. Вместо Sirius SportMedia право на прямые платные трансляции по телевидению и через Интерент игр Бундеслиги в течение последующих четырех сезонов получила компания Premiere, причем по значительно более низкой цене. Несмотря на то, что выручка от продажи телевизионных прав оказалась ниже изначально запланированной, Бундеслига в целом только выиграла от вмешательства антимонопольной службы. Было очень много дебатов вокруг того, должны ли игры Бундеслиги транслироваться исключительно для аудитории платного телевидения, ведь это фактически лишает большинство телезрителей возможности смотреть Чемпионат. Действительно, Бундеслига могла бы получить краткосрочные финансовые выгоды, продав по высокой стоимости эксклюзивные права на прямые телевизионные трансляции. Однако очевидно, что ограничение зрительской аудитории, на которую ориентирована реклама и логотипы спонсоров на стадионах, форме игроков и других смежных носителях имела бы негативные последствия с точки зрения доходов от спонсорства.
Франция: что касается Франции, то там еще с 2005 года решили перенять британский опыт. Национальная лига и платный канал Canal Plus заключили договор, по которому французские клубы ежегодно получают от телетрансляций 600 млн. евро.
и, наконец, Россия: по сравнению с развитыми европейскими странами российский рынок продажи прав на трансляции находится на зачаточном уровне. Сравним: телевидение в Английской Премьер-Лиге – это 1 миллиард фунтов в год на все клубы. Средняя цена в Италии, Испании насчитывает 600-650 млн. долларов. В России – 60 млн. долларов за полтора года.
Краткий экскурс в историю российского футбола на телевидении:
С целью коммерциализации футбола в России и реализации коммерческих прав на телетрансляции в 2001 году было создано некоммерческое партнерство «Российская футбольная премьер-лига» (РФПЛ), членами которого стали все 16 отечественных клубов высшего дивизиона. Именно этой организации Российский Футбольный Союз (РФС) делегировал право зарабатывать на телетрансляциях Чемпионата. Однако до 2006 года футбольные клубы почти ничего не зарабатывали на телевидении. Более того, правом трансляции каждый год обладали различные каналы. Иногда очередной тур чемпионата не показывала ни одна телекомпания.
Ситуация более или менее стабилизировалась, когда в 2003 году по прямому указанию Президента РФ Владимира Путина в ВГТРК было создано подразделение «РТР-Спорт», впоследствии получившее субсидии, а заодно и статус федерального канала. С момента появления канала его руководство заключило контракт с РФПЛ на четыре года, по которому спортивный канал получал право трансляции четырех матчей каждого тура. В 2005 году РФПЛ передала права на телетрансляции компании «Федком Медиа», а она, в свою очередь, обещала платить в Лигу более 15 млн долл. США в год. Однако к 2006 году стороны разругались, и теперь премьер-лига пытается отсудить у «Федком Медиа», 150 млн руб.
В 2006 году РФПЛ удалось совершить финансовый прорыв и заключить контракт с «Первым каналом». Согласно нему «Первый канал» получил право показа центрального матча тура, то есть в общей сложности 30 матчей в год. Какая именно игра будет транслироваться на всю Россию, канал выбирал сам. Сумма контракта, как это принято в футбольной среде, не раскрывается, но примерно канал платил порядка 200 000 долл. США за каждую игру, то есть 6 млн. долл. США в год. Еще 165 матчей Чемпионата России показывал «РТР-Спорт». В общей сложности выходило 195 трансляций на федеральных каналах. При этом, несмотря на то, что «РТР-Спорт» показал в восемь раз больше матчей, чем центральный канал, по статистике РФПЛ, 81% зрителей смотрели футбол в прошлом году на «Первом канале» и только 19% – на «Спорте» и на региональных каналах. Непопулярность футбола на «РТР-Спорт» подтверждает и исследование TNS Gallup Media, согласно которому в 2006 году средний рейтинг трансляций чемпионата на «Первом» составил 3,5%, на «Спорте» – 1%.
В начале 2007 года у РФПЛ закончился контракт с «РТР-Спорт». Футбольные клубы в результате оказались перед выбором: или продолжать сотрудничество с «РТР-Спорт», или найти нового партнера, способного сделать более выгодное финансовое предложение. Положение не менялось вплоть до конца февраля, когда до начала чемпионата оставались считанные дни. До последнего момента руководство РФС заявляло, что борьба за права на трансляцию не закончилась. Переговоры шли с двумя компаниями: со «Спортом» и «НТВ-Плюс».
Хотя рядовые почитатели «спорта №1» требовали, чтобы их продолжали радовать футболом по государственному каналу, футбольные функционеры срочно нуждались в деньгах, которые «Спорт» заплатить был не в состоянии. По словам Виталия Мутко, на тот момент бывшего президентом РФС, только в начале 2007 года российские лиги и дивизионы из-за недофинансирования лишились 11 команд. РФС рассчитывал найти дополнительные источники заработка, в частности, за счет телетрансляций. «РТР-Спорт» и «НТВ-Плюс» требовали эксклюзивные права на матчи чемпионата, не попадавшие в сетку трансляций «Первого канала». Победил спутниковый телеканал, руководство которого 2 марта сообщило, что собирается подписать с РФПЛ договор сроком на пять лет. Стороны предпочитали держать в тайне детали своего соглашения, но спустя сутки стало известно, чем «НТВ-Плюс» привлек на свою сторону спортивных чиновников – стало известно, что клубы смогут получать «дополнительно к тому спонсорскому пакету, который уже был реализован, 23 млн. долл. США ежегодно. «НТВ-Плюс» стремился успеть привлечь как можно большее число потенциальных клиентов. Для этого было разработано специальное предложение – возможность смотреть только один спутниковый канал «Наш футбол» за 299 руб. в месяц. До этого ежемесячная стоимость минимального программного пакета превышала 1000 руб. Оборудование, необходимое для просмотра программ «НТВ-Плюс», и услуги по его установке компания предложила оплачивать в рассрочку на три года. В результате ежемесячные платежи снижались до вполне приемлемых 120 рублей.
Несмотря на объявленные скидки, против соглашения «НТВ-Плюс» и РФПЛ поднялась волна протестов. Выяснилось, что в некоторых российских регионах сигнал «НТВ-Плюс» не принимается, например, в Ростове-на-Дону и Приморье. Оставался нерешенным вопрос и с правами региональных каналов на трансляции в прямом эфире матчей местных команд. В частности, игры футбольного клуба «Ростов» весь 2006 год можно было увидеть по телеканалу «Южный регион», а матчи «Луча-Энергии» – на региональном канале ОТВ. В последнем случае домашние игры шли в записи. В прямом эфире их можно было увидеть только на канале «РТР-Спорт», да и то не каждый тур. Руководство обоих региональных каналов оказалось перед дилеммой: покупать ли сублицензии на трансляцию матчей или оставить своих телезрителей без футбола.
Однако 6 марта 2007 года РФПЛ все-таки подписала соглашение с «НТВ-Плюс», согласно которому клубы высшего дивизиона должны были получать ежегодно по 23 млн. долл. США до 2011 года, а телекомпания приобретала эксклюзивные права на все матчи чемпионата, кроме одной игры каждого тура, зарезервированной за «Первым каналом». Более того, региональным компаниям предоставлялась возможность бесплатно показывать все домашние матчи своих команд.
Но ситуация поменялась кардинальным образом. По неофициальной информации, в тот же день гендиректор ВГТРК Олег Добродеев встретился с Владимиром Путиным и обратился к президенту с просьбой оставить футбол на «РТР-Спорт». Стоит отметить, что именно Путин был одним из инициаторов создания этого спортивного канала. Летом 2006 года он попросил Минкультуры придать каналу статус общероссийского, чтобы расширить сетку вещания. Неудивительно, что В.В. Путин лично вмешался в этот вопрос, произнеся легендарную фразу: «Там чего-то намутили в очередной раз и хотят у нас, у рядовых болельщиков, отнять возможность бесплатного просмотра футбольных матчей». Посыл главы государства подхватил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, пообещавший проследить, «чтобы болельщики не пострадали». В итоге через день после слов президента главный редактор «РТР-Спорт» Василий Кикнадзе заверил, что первый тур чемпионата покажут в прежнем объеме по спортивному каналу.
После выступления президента забеспокоились другие участники процесса, в частности титульный спонсор Чемпионата России по футболу – компания «Росгосстрах» распространила пресс-релиз, в котором практически выступила против контракта с «НТВ-Плюс». «Мы привыкли защищать права наших клиентов, и наша обеспокоенность вызвана еще и тем, что 20 млн россиян – клиентов «Росгосстраха» – это цифра, которая во много раз превышает сегодняшнее количество абонентов телеканала «НТВ-Плюс», – процитировала пресс-служба компании своего вице-президента Рафаела Минасбекяна. А на следующий день перед зданием РФПЛ прошла акция протеста болельщиков под лозунгами «Верните нам футбол!» и «Хватит мутить!». Чтобы сохранить записанные в контракте $23 млн ежегодно, РФС продолжал отстаивать свое право на продажу телетрансляций. Однако телекомпания «НТВ-Плюс» все-таки лишилась права на эксклюзивный показ матчей чемпионата, и 15 марта канал «Спорт» получил право показа четырех матчей каждого тура. «НТВ-Плюс» согласился отдать «Спорту» два матча в прямом эфире, один из которых показывал «Первый канал» и один – спутниковый телеканал, а также два матча в записи. При этом, как это ни парадоксально, «НТВ-Плюс» также согласился послушно выплачивать по 23 млн. долл. США в год РФПЛ.
«НТВ-Плюс» был вынужден отдать права на трансляцию еще 30 матчей региональным каналам. При этом контракт РФПЛ с «Первым каналом» сохранился как основополагающий для ее спонсорского обеспечения. Контракт «НТВ-Плюс» был прорывом для российского рынка продажи телевизионных прав на трансляции, поскольку давал клубам возможность получить хотя бы частичную независимость. Команда, которой выплатили в виде «роялти» 1,5 млн. долл. США могла хотя бы закрыть ведомость по премиальным. Обычно такую сумму невозможно заработать, даже если команда пройдет в первый круг Кубка УЕФА. Учитывая то, что РФПЛ все-таки получила средства от «НТВ-Плюс», российским клубам начали поступать доходы от телевизионных трансляций. Но какую именно часть футбольного бюджета они составят, понять сложно. Телевизионную составляющую в «НТВ-Плюс» примерно оценивают в $17 – 18 млн. Кроме того, лига получит еще 6 млн. долл. США от «представляющего спонсора» – «НТВ-Плюс».
Перед началом Чемпионата России по футболу сезона 2011/2012 РФПЛ подписала новый контракт с «НТВ-Плюс» о передаче эксклюзивных прав на трансляцию сроком на полтора года за 60 млн. долл. США. «Первый канал» прекратил трансляции матчей Чемпионата. Все это привело к тому, что по последним данным исследований телетрансляции матчей Премьер-Лиги потеряли порядка 61% аудитории.
В конце апреля 2011 года на общем собрании членов РФПЛ в Доме футбола в Москве было объявлено о создании «Лиги-ТВ», которая займется реализацией прав на трансляции матчей. Компания будет заниматься реализацией телевизионных и интернет-прав на Чемпионат России по футболу. Основной целью создания «Лиги-ТВ» является реализация коммерческих прав и повышение доходов клубов. Бизнес-план новой компании будет утвержден на следующем заседании общего собрания РФПЛ, которое запланировано на середину июля 2011 года (по состоянию на 18 июля, насколько мне известно собрание еще не проводилось)) .
http://www.bfm.ru/news/2009/01/24/teledengi-evropejskogo-futbola.html
Простите за просторечие, но чтоб не обманывать жену, когда я ухожу на стадион и она спрашивает куда я пошел, я ей честно отвечаю: «Дорогая, я просто сам не разобрался как правильно надо гоwно месить, пойду у ребят подсмотрю.»
На третий круг права еще не проданы, а ведь там будет много матчей между лидерами, поэтому можно ждать и 50 млн за круг, и 60..