Книга самурая. Кодекс чести Йосимара Йотуна
С перуанским испанцем Йохананом Авилой я познакомился еще на чемпионате мира в поезде для болельщиков, следующем из Екатеринбурга в Москву. Хотя видел его и раньше, гуляя по Набережной уральского города, а затем и зайдя перекусить в какой-то ресторанчик возле отеля, где и располагались перуанские болельщики. Тогда познакомиться с ним и его друзьями не удалось, зато в поезде общались почти всю ночь, о чем все мы пожалели рано утром, прибывши в Москву. Но нельзя было не воспользоваться тем, что меня к себе в купе пригласили перуанские гости, говорившие некоторые, в числе которых был и Йоханан, неплохо по-русски. Проводница также, будучи человеком, знающим немного английский и испанский языки, присоединилась к нашей беседе, а я сделал тогда короткие записи, которые добавлю в разговор с Йохананом, встретившимся мне более месяца спустя.
ОСТАВАТЬСЯ ХЛАДНОКРОВНЫМ
"Моя семья живет в Испании. У меня супруга - испанка, познакомились мы в Лиме, поженились, ну и решили переехать в Испанию. Лет уже семь там живем. Китаец тоже оттуда", - показал на сидящего напротив перуанца Йоханан. Не знаю, что в этом пухлом обитателе андской страны было китайского, но если дали такое прозвище, то дали. Этот самый китаец развалился на моей нижней полке в купе еще тогда, когда поезд стоял на перроне в Екатеринбурге, а на другой полке сидел как раз Йоханан. Я пытался объяснить ему, что здесь находится мое место, а он, будто мальчик, смотрел на меня непонимающим взглядом, хлопал ресничками и пожимал плечами, всячески давая понять, что меня не понимает. В ответ я жестом показывал на билет и места в купе: вот моя полка, а где твоя, мой дорогой перуанский друг, не знаю. Как я понял по жестам, Фернандо, как, оказывается, зовут Китайца, предлагал мне переместиться на верхнюю полку, а сам он, мол, останется здесь.
Когда пришла проводница, проверила билеты, оказалось, что у обоих перуанцев верхние полки, да у одного еще и в соседнем купе. С главной в вагоне "инки" спорить не стали и удалились в соседнюю комнату поезда, где находились также перуанцы. Причем, как оказалось, тот же Йоханан прекрасно может понимать и по-русски, но это он невозмутимо скрывал, когда имел беседу со мной. В итоге я оказался в купе совершенно один, а потом и получил приглашение зайти от своих перуанских соседей, а примерно через месяц встретил беззаботно гуляющего по турецкому Кемеру Йоханана. Отелями рядом жили: Авила приехал с испанскими друзьями, одним из которых оказался и русский эмигрант, и разгуливал, между прочим, в майке ЦСКА, а я заканчивал свой отпуск. Переехал после Мундиаля.
ЯБЕДА ГРИЗМАНН
- После чемпионата мира я изучал и до сих пор изучаю детали прошедшего форума и относительно вашей сборной понял одно: ключевым для нее был именно матч с датчанами. Начиная такой турнир с победы, как правило выходишь из группы. Начнем, Йоханан, отсюда. Самое обидное, наверное, поражение вашей сборной за последние годы.
- Это точно, даже добавить нечего. Мне кажется, что справедливым итогом была бы ничья. При таком исходе у нас бы было больше очков по завершении группового этапа, чем у Дании. Потом бы, может, на кураже и Хорватию прошли, а в четвертьфинале с вами встретились.
- Слышал, что и результат с французами вы считаете несправедливым.
- Там тоже была равная игра, где мы упустили свои моменты, а французы нет. Плюс Гризманн постоянно на судей давил, требуя то предупреждения нам, то удаления. Вратарь их под конец тоже время тянул.
Наш тренер перед чемпионатом мира, кстати, озучивал цели сборной: выход в четвертьфинал.
- И все равно для Перу это был настоящий праздник - выход в основной турнир, где играют лучшие сборные мира.
- Жалко, только, что не всех их мы обыграли, хотя и никого не боялись. Футболисты попросили нас, поддержать так, как умеют только перуанцы, что мы и сделали.
На этом чемпионате мира был не только я, но и мои родители, братья, сестры, другие родственники. Они, кстати, обещали еще раз навестить вашу страну, настолько все им здесь понравилось. Мама говорит, даже, что лучше бы я жил и работал в России, чем в Испании. А через неделю после этих слов, меня вызывает шеф и говорит: "Мы открываем свой офис в России, а там их директор по менеджменту Ткачев, просматривая кандидатуры на представителя в фирме из Испании, выбрал меня. Реакция, сами понимаете... Мама знала. А вот соглашусь ли я на переезд в Россию? Я, в принципе, не против, но все решится в кругу семьи.
- Наверняка, в список будущих испанских представителей попали не вы один. Это, конечно, не первое, что поможет вам определиться в будущем, но все же.
- Нет. Есть еще, конечно, то, плохие или хорошие условия ждут нас в России. Пока что я восхищен теми ресурсами, что предоставляет нам для работы Ткачев. Если говорить о помощнике, то единственная кандидатура была русский эмигрант Сергей Березуцкий. Мы с ним давно работаем бок-о-бок, поэтому вариантов больше и не было.
- Первая особенность России? Крайне специфическая.
- Это, наверное, холод, особенно зимой. Хотя я его еще не испытывал на себе.
- А что в России вам понравилось больше всего?
- Сам россиянин, хотя он и отличается в чем-то от перуанца. Но русский человек - это личность большой души, открытый, дружелюбный. Но, как и везде, бывают исключения: на чемпионате мира я не видел ни одного улыбающегося полицейского. И в Саранске, чтобы зайти на вокзал, нужно было его обойти, а обратно через выход не пускали, пусть ты и вышел буквально на полминуты, причем ничего даже не объясняли.
В России правда всем понравилось. Но когда я узнал о решении Джованни Фалькона остаться здесь, то сказал: "Джо, тут замечательные парни, но лучше уехать в другую страну. Даже остаться дома. Вы не уживетесь!" После некоторого времени я в корне поменял свое решение.
- Но раньше вы отговаривали его.
- Да потому что не знал вашу страну. Тогда я немного волновался, побаивался даже, наверное искал в первую очередь недостатки.
- Долго менялось ваше отношение к России?
- Нет. Мне почти сразу все тут показалось по-другому, чем я читал в европейских и американских СМИ. Плюс еще в Екатеринбурге с нами познакомился Леонид, который и показал нам настоящую Россию. Он не раз даже приглашал нас в гости, оставлял даже на ночь, хотя наш отель был неподалеку. Это было удивительно, потому что в газетах писали, что все русские не любят иностранцев. Хотя, конечно, мы тоже не особо верили в СМИ, ведь и наш Фарфан играет за "Локо", и что-то мы не слышали, что ему не нравится в России. Бывало, конечно, по-всякому, как у нас с вами в поезде, но мы все вынесли отсюда только одно впечатление: все было супер. Так говорим не только мы, поверьте, но болельщики и из других стран. Я знаю, что многие из них после окончания чемпионата мира остались в России, как наш Джованни. По сути вы за один месяц сделали то, что Запад делал десятилетиями: вы изменили наше отношение к вам к лучшему, а Запад наоборот пытался представить вас врагами каждой нации.
- Российский тренер Кучук из вашей сборной выделяет даже не Фарфана с Геррейро или Куэвой, а полузащитника Флореса.
- Просто через него идут все атаки. Сначала Гарека вел игру через Уртадо или Авилу, но потом Флорес вышел в какой-то товарищеской игре и доказал свою незаменимость. Флорес, конечно, большущий молодец, да только настоящими любимчиками перуанских фанатов являются Геррейро, Гальесе и Йотун. В кругу болельщиков чаще всего вы услышите именно их имена. Помните историю, как Гальесе отыграл почти весь матч со сломанным пальцем и сделал много сейвов? Все это никогда не ускользнет от внимания перуанского болельщика. Что касается Геррейро, то позволили бы ему играть раньше, тогда бы и на чемпионате мира он выглядел бы по-другому. То, что он показал, лишь половина от его возможностей.
В Йотуна же влюблен практически каждый перуанский болельщик. Он дисциплинирован, выполняет каждый приказ тренера, всегда полностью отдается игре. Просто у него японские корни и в нем живет дух самурая. А японцы нам не чужие, ведь даже президент у нас был с японскими корнями, Альберто Фухимори. Но как не любят вспоминать этого президента, так часто говорят о Йотуне! Есть даже отдельный сайт, который болельщики ему посвятили!
- Как относитесь к женщинам в футболе, ведь Ольга Смородская не так давно была даже президентом "Локомотива"?
- Ох, трудный вопрос. Знаете, мы до безумия противоречивый народ! Женщина для нас - хранительница очага, как у вас говорят, красавица, сексуальный партнер, но она - не глава семьи. Мы не ущемляем женщин, как в некоторых странах, они всегда с нами, также веселятся и празднуют. Но чтобы было у нас как Смородская у вас, я не помню.
По мне, так футбол является мужским делом... Другое дело, когда идет речь о женской команде. Вот там может оказаться какая-нибудь Ольга Смородская из Перу. Я, между прочим, много читал о вашем "Локомотиве", когда туда перешел Фарфан, и знаю, что со Смородской скандалил Буссуфа и кто-то там еще из легионеров. Я думаю, что тем футболистам как раз и не нравилось, что ими руководит женщина. И этот менталитет присущ ведь не только южным футболистам. А окажись на месте Буссуфа какой-нибудь Гризманн, я как-то не уверен, что им будет командовать женщина. Но все, конечно, отностильно: если у тебя есть авторитет, талант, трудолюбие, умение контактировать с людьми, то не важно, какого ты пола.
- Условная Смородская есть наверняка и в вашей компании.
- Ну есть, конечно, только не на самых высоких должностях. Может потому, просто, что мы занимаемся авиастроительством: здесь априори не может быть много женщин... Воспринимается как-то с трудом.
- То, как относятся к этому в Перу, Испании и России, отличается?
- В Перу женщина, как я уже сказал, - охранительница очага. Ведь чтобы ей пробиться куда-то высоко, надо учиться. Случались, конечно, исключения: производитель одежды Хулиа Кастро, актрисы Андреа Монтенегро, Ванесса Сабо, певица Россана Меланез Мальдонадо, модельер Диана Кихано, модель Анахи Декаденас, Мисс Мира Мария Джулия Мантилло и остальные. Наглядный штрих, считаю. Но все равно, это выглядит как исключения. и связано больше с шоу-бизнесом, чем с производственным или политикой.
БАТТЛ ПЕРУАНЦЕВ С ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ
- После чемпионата мира и мы узнали о перуанцах много нового.
- Мне много кто об этом говорил. На нас тут все смотрели как ни на кого другого, а некоторые стали нам настоящими друзьями: Леонид Попов, вы, Вадим Ищенко, Артем Шунин, Николай Меджленко, другие тоже. Единственно, что огорчает, так это разница в расстояниях. Сначала будем переписываться. Дальше видно будет.
- Зарплату в России платят больше, чем в Перу?
- Да. И значительно больше, надо признать. Но, насколько я знаю, и у вас были трудные времена, до прихода Путина. Ситуацию, видим, исправил. Точнее, почти исправил. Мы ведь были не только в Москве и общались не только со столичными жителями. Мы, как и многие из вас, копили на этот чемпионат годами. Многие продавали даже дома и квартиры, но никто даже не пожалел об этом. У вас, насколько мне известно, на такие жертвы не приходилось идти никому, поэтому, можно говорить, что вы живете лучше, чем перуанцы. Так что грех вам жаловаться.
- Вопрос был задан не просто так. Как могло столько перуанцев, получая мизерную зарплату, оставаясь одним из беднейших народов в мире, иметь машины и квартиры, чтобы продать их, а потом отправиться через пол-планеты на чемпионат мира в далекую и неизвестную Россию?
- Боюсь, мой ответ будет слишком долог, расплывчат, сложен для понимания и неоднозначен. Во-первых, большинство из нас, как я, например, работает не в Перу, а в других странах, где зарплата больше в разы на всех уровнях. Но были и такие, кто умышленно голодал, ограничивал себя в чем-то другом, откладывал деньги годами, а кому этого не удалось, продавал недвижимость.
- Да уж! Это настоящий героизм! Как тогда вам всем удается ездить по всей России?
- Я знаю, например, одного перуанца, который покупал один блин на целый день и питался. А другие справлялись проще: находили соотечественников побогаче, и те помогали им. Плюс свои отложения помогали. Не последний момент и в помощи России относительно переездов, проживания, а кое-где и питания.
- Вот только из других стран "героев" как-то не особенно много было.
- У мексиканцев много болельщиков приехало, у аргентинцев, французы и англичане к плей-офф подъехали, костариканцев много видел, японцев, панамцев, из других стран тоже. Так что я тут не согласен с вами.
- Почему?
- Да потому что чемпионат удался и потому, что он действительно стал международным, а стадионы почти всегда были забиты под завязку. Сейчас многие с упоением и благодарностью до сих пор вспоминают Россию. Не знаю, как у вас, а в Испании тема чемпионата мира до сих пор является центральной, хотя и прошло больше месяца, начались еврокубки и внутренний чемпионат.
- Да там просто ранний вылет сборной Испании забыть не могут.
- Потому и не стоит говорить, что кроме перуанцев никого не было. О России испанцы думали с меньшим предубеждением, чем англичане, и их тоже много приехало. А как вылетели испанцы, все сразу увидели и другие сборные, у которых море поддержки. Многие, конечно, были из русских, кто-то остался болеть по континентальному принципу, но таких было меньшинство. Но будь те же английские СМИ честнее к своим гражданам, прибавились бы и тысячи британских фанатов. Только вот и без них было на кого посмотреть.
- Жду ваших пояснений.
- Да бегали там ЛГБТ-болельщики со своими флагами, пытались доказать что-то. Сначала писали, вроде, что в России будут притеснять геев и лесбиянок, а вышло совсем и не так: гей-представителей пропускали. Да и утверждали бы они что-нибудь понятное, а то в итоге никто ничего и не понял, чего они добивались. Мы, в принципе, как-то безразлично относимся к таким людям, но не знаю ни одного перуанца-гомика. Хотя в той толпе и бразилец был, и кавказец какой-то, по-моему даже русский, англичанин, американцы, естественно. Не знаю, после увиденного, я не стал к ним относиться ни лучше, ни хуже. По-моему, их лидер просто провоцировал российские власти, но на деле он просчитался, а теперь оправдывается, что после чемпионата снова меры против ЛГБТ ужесточат.
- Просто было нужно, чтобы накалилась атмосфера, наверное, чтобы хоть в чем-то оказаться правым по отношению к России, а она все равно была другая.
- Семейная. Я бы так ее определил. А что касается ЛГБТ, то просто могу повторить слова одного тунисского болельщика: "Посмотрим, что будет в Катаре через четыре года, когда у них гомосексуализм вообще считается уголовным преступлением". Я бы еще напомнил, насколько непримиримо относятся все катарцы к любым ЛГБТ-проявлениям в их стране.
- А у них-то разрешен гомосексуализм!
- Он везде разрешен. Но один ваш депутат, фамилию которого не помню, как-то заявил агенству АР: "Блин, чего вы лезете со своей жизнью в нашу?! Учат нас, то заканчивай это дело, то начинай это". Со мной, кстати, не все и мои соотечественники согласны, а когда мы в Екатеринбурге в гостях у Леонида были, то эту тему тоже затронули, а Фернандо, перуанец, поспорил даже: "Леонид, а ты знаешь, что почти везде это проблемой вообще не считают? Посмотри, свободны все". Ржала даже хозяйка. Ну какое дело вам, русским, до того, что там в Америке считают? Правильно мыслите.
- После какого матча вы сами поняли, что перуанцев больше всех приехало в Россию? Все-таки Дания априори страна небольшая, французы только к плей-офф подтянулись, Австралия далеко...
- Фиг там, больше всех. Мы по числу болельщиков уступили американцам, мексиканцам, немцам, аргентинцам, колумбийцам, бразильцам. При мне целые самолеты из этих стран прилетали. Я читал статистику и знаю, что их больше нас было. Но это только официально. А если правда, то нас тысяч семьдесят в России было, больше только американцев и бразильцев, но мы-то на финальный матч и не рассчитывали, поэтому и рванули с первого дня. Вот, например, спрашиваю знакомого из Перу, все ли приехали, а он озадаченно прищурился так и отвечает: "Пум. Все. Приехали". Не помню ни одного стадиона, даже "осколка", где бы нас перекричали, перепели. Просто мы после каждого матча всем скопом в другой город переезжали. Вы же, Ваня, сами мне говорили: "Вы-то откуда? Мы вас видели! Но в другом городе и недавно!" Эти, другие, говорят: "А чего нам в другой город всем вместе переезжать? Мы по-другому привыкли путешествовать: каждый как запланировал". Потом, когда кто-то видел тех или иных болельщиков, и решал, что перуанцев больше всех, тем более, как я уже говорил, это не так далеко от истины.
- Состав вашей сборной иногда поражал отсутствием некоторых вполне приличных игроков: Лория, Поло...
- Один из ваших, которого, по-моему, Глеб зовут, как раз последнего тоже вспоминал. Он здорово с Новой Зеландией сыграл в "стыках". Но его не взяли потому, что были лучше да и тактику тренер немного поменял, куда Поло никак не вписывался. На его месте Каррильо играл: больше центральный, чем крайний, а чистым вингером Адвинкула из глубины действовал. Он более быстрый, чем Поло, что было нужно в играх с более сильными командами, чем Новая Зеландия. Мы, конечно, не Франция с Бразилией, но тоже можем сказать: "А разве в Перу мало выбора?" И сказали. Да, нет у нас больших звезд, но талантов и способных игроков высокого уровня много.
ОПЦИЯ ВЫКУПА
- Вы сказали, что самым популярным игроком в Перу является Йосимар Йотун. Как вы относитесь к Фарфану?
- В Перу к нему относятся почти все одинаково: любят, обожают, молятся за него, следят за ним. Да, у Геррейро и Йотуна популярность больше, но и Фарфан находится у болельщиков в категории топ. Когда он уехал из Германии, все считали, что его карьера завершена, но в Перу думали, поверьте, иначе. Мы были уверены, что он снова будет играть в сильном европейском чемпионате.
- Есть вариант, что он уедет в чемпионат, который сильнее российского?
- Моя страна богата футбольными талантами, и этот чемпионат мира показал это. Мы имеем множество игроков, способных блистать в топ-европейских чемпионатах. Да дай шанс тому же Фарфану, и он использует его.
- А захочет?
- Понять Джеффа иногда не реально. Блин, тут, главное, захочет ли "Локомотив" отпускать его, ведь это на моей работе возможно так: "Ткачев захотел - осталось уговорить Авилу". Но если захочет Фарфана условная "Бавария", а Москва не захочет его отпускать, и что вот тогда? Но так или иначе, существует и опция выкупа. А для этого Джефферсону надо пофеерить в ближайшей Лиге чемпионов. Вернуться он может.
- У кого из игроков нынешней сборной Перу есть также возможность попасть в условную "Баварию" и кто способен заблистать там?
- По-моему, каждый.
- О'кей. И тогда все равно останетесь болельщиком ЦСКА?
- Если вы про мою футболку, то она мне просто понравилась. Мне нравится "Барселона". А в магазине, в Екатеринбурге, футболки "Барсы" разобрали, и я выбрал ближайшую по совместимости цветов.