15 мин.

Современная философия игры

Завершился очередной европейский сезон, стали известны чемпионы  и обладатели Кубка своих стран, определились победители Лиги чемпионов и Лиги Европы. К итогам сезона в совместной рубрике еженедельника «Футбол» и Высшей школы тренеров мы предлагаем вашему вниманию материал заслуженного тренера России Александра Аверьянова, посвященный новой философии игры, яркими представителями которой являются, по мнению автора, «Барселона» и «Арсенал».

Как играет «Барса»

Сегодня вряд ли встретишь человека, кого оставила бы равнодушным игра «Барселоны». Команда демонстрирует наиболее привлекательный футбол, со своей исключительно сложно повторимой философией ведения игры. А возможно, никто и никогда не сможет ее повторить, так как нет других Чави, Иньесты, а главное, Месси. Такие игроки рождаются раз в пятьдесят лет. Да и других футболистов, так тонко понимающих друг друга, со своей техникой владения мячом и своеобразным мышлением, людей, которые читают игру, как одну книгу, мыслящих на два, три хода вперед, встретишь нечасто.

Игра «Барсы»  строится на средне-коротких передачах, с преобладанием коротких. Главное — это контроль мяча на всех участках поля. И к такой философии ведения игры футболисты «Барселоны» приучены, можно сказать, с детских лет. Об этом говорил, например, Иньеста. Понимают друг друга с полувзгляда. Убежден,  игроки «Барселоны», демонстрируя именно такой футбол, основанный на игре в пас, получают удовольствие от своего превосходства во владении мячом.

Надо заметить, что в пас играют не только футболисты группы атаки, но и защитники. Постоянно подключается вперед по своему правому флангу Дани Алвес. Он настолько часто это делает, что мы его больше  видим на чужой половине поля, чем у своей штрафной. И кажется, что главные его функции не оборонительные, а атакующие. То же можно сказать и о левом защитнике Максвелле (Абидале). Два центральных игрока обороны – Пике и Пуйоль начинают все атаки практически из глубины поля, от рубежей своей обороны. И часто поддерживают ее на чужой половине, поджимая своих центральных полузащитников, у которых появляется возможность смелее выдвигаться вперед, создавая численное преимущество в центре поля.

Конечно, в первую очередь они стараются быстрее отдать мяч центральным полузащитникам – Чави, Бускетсу или Месси. Причем передачи  следуют даже тогда, когда рядом с ними находится игрок соперника, пытающийся навязать борьбу. В этом и заключается фишка игры «Барселоны». Их соперники, футболисты средней линии поля, как правило, ищут свободу и в стремлении оторваться от своего опекуна открываются  чаще всего вперед. Казалось бы, что в этом плохого, но получается, что вместо открывания они, наоборот, закрываются. Создается такое ощущение, что игроки средней линии как бы боятся мяча, опасаются его потерять. Из-за этого они скованы в своих действиях и мыслях. К тому же тратят много сил и энергии. «Барселона» же заставляет мяч быстро «бегать» от одного игрока к другому, играя в одно, максимум два касания.

Каталонцы постоянно строят треугольники или возвращают мяч в одно касание назад игроку, от которого пошла передача. Тот находится лицом к воротам соперника, и ему, естественно, лучше видно, как можно продолжить атаку, сыграв вперед или по диагонали. У кого-то может сложиться впечатление, что идет пас ради паса. На самом деле создается более благоприятная ситуация для дальнейшего развития атаки. Именно таким образом и происходит переход в атаку на чужой половине поля. В заключительной части атаки следует рывок кого-то из нападающих, например Вильи или Педро, а также Месси, и, что особенно важно, им следует быстрый, своевременный пас на ход от игроков средней линии Иньесты, Чави, опять-таки Месси и других. Ну а дальше, в завершающей стадии, все дело в технике, с которой у этих парней все в порядке.

Говоря об игре в одно касание, вспомнилась мысль нашего великого тренера Валерия Лобановского, который много лет назад писал: «Футбол будущего – это быстрая игра, в основном в одно, два касания». Это я к тому, что сегодня мы чаще прислушиваемся к голосам из-за рубежа и ленимся заглянуть в наше недалекое прошлое, которое скажет нам гораздо больше, чем многие современные «пророки», пересказывающие и переписывающие давно уже сказанное и написанное.

Особо хочется сказать о творцах созидательного футбола. Безусловно, главный конструктор игры «Барселоны» – ее тренер Жозеп Гвардьола. Схема игры команды стоится таким образом, что в атакующих действиях могут принимать участие  семь-восемь человек, а иногда и девять. Четыре защитника располагаются в линию: справа – Алвес, слева – Макевелл.  Они стараются заполнить всю бровку по ситуации. В центре два центральных защитника -  Пуйоль (Абидаль) и Пике. Три центральных полузащитника наконечником назад: справа – Чави, в центре – Брускетс, который всегда играет ближе к защитникам, слева – Иньеста. И три нападающих: справа – быстрый Педро, слева – Вилья и в центре – Месси.

Если внимательно присмотреться, то видно, что полузащитники играют очень разнообразно. Когда мяч принимает Брускетс, Чави тоже располагается на одной линии с ним, а Иньеста может выдвинуться несколько вперед или широко на фланг. Этот треугольник и ведет всю игру, готовит пасы на нападающих. Те, в свою очередь, тоже располагаются треугольником. Вилья может расположиться широко, но только для приема мяча. То же делает Педро. В центре – Месси, но если он отходит вглубь для приема мяча под полузащитников, то Педро и Вилья смещаются в центр и выдвигаются вперед, на позицию двух центрфорвардов. К слову, отход назад Месси не сулит соперникам ничего хорошего, поскольку образуется квадрат из игроков «Барсы» и у них всегда есть выбор для игры в пас. Могут и фланговые нападающие сместиться в центр, чтобы сыграть в подыгрыше. Как правило, это делает один из них, второй же уходит в центр к Месси, освобождая зоны для Алвеса или Максвелла.

Футболисты каталонского клуба следят за перемещениями друг друга, и это еще раз говорит об их взаимопонимании и сыгранности. Особая роль в команде принадлежит Месси. После отходов назад с места нападающего в середину поля от него следуют включения в атакующие ряды. Но они настолько зашифрованы для игроков соперника, что те просто не в состоянии уловить его мысль, когда и как он «нырнет» вперед. Это может быть как с мячом, при помощи ювелирного дриблинга, так и без него. И какой бы пас ни дали ему партнеры – медленный, в недодачу или быстрый на ход, – Месси в самой сложной ситуации обработает его, укротит, создаст голевой момент и реализует. Поэтому в этом сезоне он и забил более пятидесяти мячей в разных турнирах.

Следует выделить и Чави — конструктора многих атак испанцев. Футболист, не обладающий мощными физическими данными, но играющий практически без потерь. Его технико-тактические и физические действия феноменальны: без мяча он пробегает за матч 12 и более километров, а с мячом выполняет в пределах 140 технико-тактических действий при минимальном браке (1–2 %).

Впрочем, все игроки выполняют на поле огромный объем работы. Таким образом, команда выдерживает изнурительную черновую работу и давит соперника на протяжении всей игры, вплоть до того, пока не будет забит победный мяч. Как правило, соперник не может навязать «Барселоне» свою контратакующую игру и вынужден отдавать инициативу, а точнее, ее берут в свои руки сами каталонцы. Защищается противник всеми наличными силами, в большой плотности игроков, с жесткой опекой, а это, поверьте мне, очень сильно выматывает атакующих футболистов. Тем не менее они все равно дожимают соперника и добиваются положительного результата. Футболисты «Барсы» практически никогда не отходят от своей фирменной игры. Да, конечно, и у их защитников иногда можно увидеть игру на отбой, но делают они это только в том случае, когда соперник ставит их в сложнейшее положение и единственный способ сыграть в такой ситуации надежно – вынести мяч подальше. Это, кстати, говорит о высокой ответственности футболистов при обороне своих ворот.

Еще надо отметить такую деталь, как стремление игроков «Барселоны» чаще играть на половине поля противника. Оно в их сознании. Но делается это не за счет длинных передач и быстрого выхода всех игроков вперед на половину поля соперника, а за счет пасов различной направленности и быстроты, но с обязательным продвижением к воротам. И все время создаются условия для тотального давления на оборонительные порядки соперника и угрозы их воротам.

Наши «каталонцы»

Успех «Барсы» очевиден, да и игра сборной Испании, где преобладают футболисты этого клуба, впечатляет. Поэтому такая игра не может, просто не должна остаться без внимания наших тренеров. Некоторые пытаются ее скопировать или повторить. Видел я эти попытки на всех уровнях – Премьер-лиги, первого и даже второго дивизионов. Правда, особых успехов пока не замечалось. Наиболее близкой к ней была игра бесковско-романцевского «Спартака». Возможно, Константин Бесков был даже первым в философии такой игры. Олег Романцев продолжил начатое и совершенствовал такую игру. Надо признать, что он в этом преуспел и добился высоких результатов как в нашем чемпионате, так и в еврокубках. Эти тренеры подбирали игроков под свой стиль, под свои идеи. Они брали так называемых «игровиков», техничных и думающих на поле футболистов. Как мы говорим, игроков с полетом фантазии.

Нынешний «Спартак» тоже пытается применять методы ведения игры, схожие с игрой «Барселоны». И это естественно. Карпин прекрасно видел, как зарождался нынешний стиль команды, и по духу, и по мысли подходящий под его понимание футбола.  Да и на себе, думаю, не раз испытал его, играя в Испании против «Барсы». К тому же, придя на пост главного тренера, получил отличную возможность осуществить свои идеи и задумки.

Предположу, что все бразильские легионеры подбирались им под эту игру. Алекс, Ибсон, Кариока, да и Арии – игроки техничные, с хорошим кругозором. Может, сложности Валерия Карпина заключаются в том, что все они мало играют в одно-два касания? Все-таки бразильцы приучены играть чаще с обводкой, а на нее нет времени, да и постоянная плотность со стороны соперника не дает эффективно развивать атаки. К тому же есть футболисты, как, например, Шешуков, которые чаще играют назад, в лучшем случае поперек поля, давая тем самым возможность большому числу соперников вернуться назад. Его сложно сравнивать с Чави. Неважно обстоит дело с игроками обороны. «Спартак», как правило, много атакует, но при этом полузащитники не всегда успевают своевременно вернуться назад. В этой ситуации нужны защитники, умеющие цепко играть в единоборствах. Но таких, на мой взгляд, сегодня в команде не много.

Другое дело, если меняется тактика, как это случилось  в последней игре с ЦСКА в чемпионате. Там  вся команда больше думала об обороне и не дала разбежаться и разыграться армейцам. Были наглухо закрыты сильные нападающие армейцев – Вагнер Лав и Думбия. Вы можете спросить: а как же философия, своя игра? И что лучше – играть свою, но несовершенную игру или строить тактику от соперника? Этим и интересен футбол. И мне хочется, чтобы этот ребус разгадывал именно Валерий Карпин, а не кто-то другой. Уверен, что как тренер он состоялся. У «Спартака» были яркие победы и в чемпионате, и в Европе. Он молод, честолюбив и, главное, способен делать правильные выводы. Может, как мы видели, даже изменить своим принципам и сыграть по-разному на благо результата. Нехватка опыта? Может быть. Но это дело наживное, вот только дадут ли ему и дальше работать в качестве главного тренера? Не знаю, но надеюсь.

И здесь уместно провести параллель с московским «Динамо». К чему нужна была спешка с увольнением своего тренера Андрея Кобелева? Что-то стало лучше с приходом тренера-иностранца? Пожалуй, нет. Разве «Динамо» от этой рокировки выиграло? Складывается впечатление, что нынешние руководители нашего футбола, в том числе и клубов, образно говоря, опустили отечественного тренера ниже плинтуса. Пойдет ли это на пользу российскому футболу?

Вторая команда, решившая поменять стиль игры и перейти от оборонительной тактики к атакующей, – двукратный чемпион России казанский «Рубин». Скорее всего, это произошло под мощным давлением критиков закрытого футбола. Трудно домысливать за Курбана Бердыева, что именно повлияло на его желание сыграть не только результативно в смысле достижения необходимого результата, но и красиво. Но могу предположить, что одна из причин – это противостояние  именно с «Барселоной» в личных встречах, показавших, какой футбол на самом деле любят болельщики. Другая причина заключается, возможно, в переосмыслении взглядов на футбол в целом — предпочтительности атакующего стиля игры над оборонительным в плане зрелищности, что как раз и нравится всем нам. Во всяком случае, смена философии стала генеральной линией «Рубина». Теперь все группы детей и юношей футбольной академии в Казани пытаются играть, как «Барселона». «Рубин» пока еще в начале своего творческого пути, и у него не все еще получается. Резонный вопрос задал один из журналистов главному идеологу перестройки: «А может, есть смысл вернуться в старую игру, ведь она давала результат?» Мне понравился ответ Курбана Бердыева: «Мы-то можем вернуться, а вот как объяснить это детям, которых мы нацелили на это событие? Поэтому возврата к старому не может быть».

Что касается игры, мне кажется, «Рубину» нужно дать время. Пока не все получается, но ведь и предыдущая тактика тоже заработала не сразу. На это ушел не один год. Верю, что Курбан Бекиевич со своими соратниками преодолеют и этот рубеж, благо есть доверие со стороны руководителей республики.

Секреты «Арсенала»

Из зарубежных команд ярко играют многие, но особенно выделяется своим комбинационным стилем лондонский «Арсенал». По зрелищности им нет равных даже в сравнении с «Манчестер Юнайтед» и «Челси». Со мной могут поспорить — смотря что понимать под зрелищностью. Уверен,  большинству болельщиков нравится не только игра в пас, но и  страсть, азарт, жажда борьбы  на всех участках поля. Высокие скорости, мощное давление на соперника и, главное, положительный результат, то есть победа!

«Арсенал» умеет многое. Это единственная, пожалуй, команда, которая в очной встрече с «Барселоной» владела мячом почти на равных с ней. Да и философия игры у обоих клубов во многом схожа. Правда, «Арсенал»  использует не только средние и короткие передачи, но и часто применяет длинные пасы. Одним словом, у лондонцев игра более размашистая, а значит, и с большим риском потери мяча при передачах. Да и индивидуально в обводке «Арсенал» играет много, что также добавляет риск потерять мяч.

Тем не менее даже во встречах с прямыми конкурентами -  «МЮ» и «Челси» – команда играет только первым номером и по ходу игры никогда не отходит от своей тактики. Но в обороне подопечные Арсена Венгера не так надежны, как «Барселона». Почему? Могу ошибаться, но поделюсь своими наблюдениями. Во-первых, игроки «Арсенала» хуже подготовлены физически, точнее, менее однородно. Часто их не хватает на мощное движение и постоянное давление на соперника в игре с мячом и без него. Поэтому они много пропускают в последние 15 минут игры. Состав «Арсенала» притерт, и если играют все сильнейшие, у них все получается, они добиваются результата. Но в случае травм или дисквалификации начинаются проблемы. Что такое игра с  Фабрегасом и Насри и без них? И что такое после травм входить в оптимальную форму? На это надо время, поэтому подготовленность футболистов клуба часто бывает неоднородной.

Во-вторых, очень часто защитники остаются один на один с быстрыми нападающими соперника и не всегда справляются в единоборствах с ними. Особенно это касается группы центральных защитников – Скиллачи,  Джура, да и Косельни. В-третьих, игроки «Арсенала» пытаются при потере мяча сразу вступить в отбор, но прессинг у них освоен хуже, чем у футболистов «Барселоны». Да и компактность в линиях не такая плотная. У соперника появляется свобода, и он ею сполна пользуется.

Справедливости ради стоит сказать, что главный тренер «Арсенала» Арсен Венгер имеет четкую стратегию клубной работы и много лет ее успешно воплощает. Приглашаются в основном молодые, перспективные футболисты, в их сознание вкладывается философия привлекательного прежде всего для зрителя футбола. Чемпионство не главное, хотя не скажу, что игроки к нему не стремятся. В основном футболисты готовятся на продажу, и клуб достаточно много на этом зарабатывает, хотя в умах таких игроков, как Фабрегас, Ван Перси, возникает законное сожаление. Ведь лучшие годы проходят, а команда не может выиграть ничего серьезного, поэтому появляются намерения покинуть клуб.

Вернемся, однако, к игре. Как и в «Барселоне», главным конструктором игры «Арсенала» является Арсен Венгер. В этой команде важную роль играет расстановка футболистов, схема. Четыре защитника играют в линию, пять игроков средней части поля и один нападающий.

В то же время в игре преобладает творчество, все футболисты мыслящие и на поле дополняют друг друга. Наиболее яркие из них собраны в группе атаки. В первую очередь это относится к Фабрегасу, Насри, Аршавину, Сонгу, Уилширу, Денилсону. Как видим, все они конструкторы, творцы комбинационного футбола, причем у каждого из них есть свои функции в данной схеме игры. Но в то же время существует взаимозаменяемость. Партнеры чувствуют маневр каждого. Например, тон комбинационной игре задает треугольник полузащитников в центре поля: Сонг, Уилшир располагаются  ближе к центральным защитникам, а Фабрегас или Денилсон чуть впереди них. Но они так четко страхуют друг друга, что любой из них спокойно может выдвинуться вперед в поддержку нападающего Ван Перси. Оборонительные функции несут все, даже Фабрегас. Его роль схожа с ролью Месси в «Барселоне». Он также владеет хорошей обводкой, но у него нет такого дриблинга, как у аргентинца. Поэтому он часто без мяча выдвигается вперед или выдает острые передачи, да и сам угрожает воротам ударами издали.

В команде играет заметную роль еще один футболист – Насри. Хладнокровный, с хорошей техникой владения мячом, обводкой, всегда действует с изюминкой. Выносливый и уверенный в себе и своих силах. Надо отметить и скоростного правого полузащитника Уолкотта, можно похвалить и Аршавина — он стал гораздо лучше играть в пас в окружении своих новых партнеров по клубу. Между прочим, один из лидеров по голевым передачам, и если он находится в хорошем физическом состоянии, его сложно закрыть. Так бы ему действовать и в сборной России.

Интересно стал играть Ван Перси. Это не прямолинейный нападающий, а умный, тонкий игрок, умеющий правильно открыться с уходом вглубь поля. Умело освобождает зоны для своих партнеров. А это может быть кто угодно из центральной зоны или с фланга. А когда надо, он может сыграть тарана с мощным давлением на соперников в штрафной площади, обладает сильным ударом с левой ноги. Игроки обороны активны. Правый фланг поддерживает Санья, а слева – Клиши.

Так как «Арсенал» атакует часто, создается впечатление, что в атаке принимают участие минимум семь-восемь человек. Команда старается играть в очень высоком темпе. Практически без устали носится по полю молодое дарование «Арсенала» Уилшир, причем очень продуктивно. Хорош в отборе и с мячом, почти без потерь. Он явно в своей тарелке с другими ведущими игроками — Сонгом, Фабрегасом, Насри, Ван Перси. Уверен, такую команду всегда будут любить болельщики и с удовольствием ходить на ее матчи.

Меня могут спросить, а где же «Манчестер Юнайтед», «Челси», прошлогодний «Интер» и «Порту». Все правильно, это тоже выдающиеся команды, и о них, безусловно, тоже стоит рассказать, но не в этом материале, поскольку все они исповедуют несколько иной по стилю футбол, отличный от «Барсы» и «Арсенала».

Еженедельник ФУТБОЛ номер 23 (2011)

Не забывайте подписываться на блог еженедельника «Футбол», чтобы не пропустить обновление.