Ловец снов
В 1981 году в Испании было неспокойно. В феврале властям едва удалось подавить государственный переворот, а весной начались кадровые реформы в стане всемирно известной террористической организации ЭТА из Страны Басков, сопровождаемые различными происшествиями. В мае того же года инженер Хосе Луис Касильяс, работавший в Бильбао по контракту был весьма взволнован: мало того, что на каждом шагу творится непотребство, так еще и в его семье со дня на день должен родиться первенец. Рассудив, что жене лучше находиться подальше от беспорядков, да и врачи в Мадриде более квалифицированные, он решил отправить ее в столицу Испании. Поездки на самолете – не самое приятное занятие для женщины, находящейся в предродовом состоянии, но что уж поделать, раз так сказал муж. Марии Кармен повезло: на соседнем кресле летела приятная собеседница. Вскоре оказалось, что попутчица еще и обладает необычным даром: она – местная ясновидящая. Во время разговора она сказала будущей матери, что ее сын станет знаменитым футбольным вратарем, лучшим в Испании, но только при одном условии: если получит баскское имя.
Через несколько дней, 20 мая, в одном из пригородов Мадрида, Мостолес, на свет появился мальчик. Его отец, ярый поклонник «Атлетика» и «бланкос», не задумываясь, поверил в предсказание гадалки. Хосе Луис когда-то сам мечтал играть, но судьба распорядилась иначе, поэтому он надеялся сделать футболистом своего сына. Мальчика назвали Икером.
«Я бы не сказал, что у меня была футбольная семья, в том смысле, что никто из ее членов не был успешным футболистом. Но мой папа, Хосе Луис, был большим фанатом футбола. Он работал в Бильбао и поддерживал «Атлетик», также ему нравился и «Реал Мадрид». В детстве папа обычно дарил мне форму «Атлетика», думаю, моя любовь к футболу в какой-то степени унаследована от него. Но моей командой всегда был «Реал Мадрид.
Я много играл в футбол с папой. Мы ходили в парк и на поле из бетона неподалеку от нашего дома, учились бить пенальти. Рядом был школьный стадион, и там мы тоже играли по выходным. Папа бил пенальти и уже тогда заметил, что я неплохо их отражаю. Он купил мне перчатки и форму голкипера, так все и началось».
Обычно мальчишкам нравится бегать по полю и забивать мячи, а Икер любил их отражать. Он никогда не хотел быть форвардом, и даже, когда они с друзьями просто дурачились на стадионе, сразу становился в ворота. Товарищи были довольны: ведь им не надо было спорить и ругаться из-за того, кто будет голкипером, а Касильясу это нравилось еще больше, потому что он был одним из самых ценных игроков во дворе.
«Если ребенок играет на бетоне или асфальте, особенно если он вратарь, ему необходимо научиться правильно группироваться, иначе существует опасность получить серьезные травмы. Мы падали и разбивали себе всё, что можно. Я играл в длинных штанах, наколенниках и налокотниках, без этого никак нельзя, иначе можно было легко покалечиться. Мои штаны тогда снашивались очень быстро. Но мне кажется, что когда ты играешь в футбол на улице, в некотором роде, ты совершенствуешься: ты готов к неожиданным прыжкам, больше думаешь, поскольку здесь гораздо больше трудностей. И если ты готов к ним, то становишься лучше как футболист и как голкипер».
Икер ничего не знал ни о каких предсказаниях, он даже не помышлял о карьере профессионального футболиста. Как и всем детям, ему просто нравилось проводить время с друзьями, просто играть. Чуть позже он начал думать о «Мадриде», но это была всего лишь мечта, как и у миллионов других мальчишек. Его родители, прежде всего, требовали от него прилежной учебы и помощи в домашних делах. В общем, как у всех. Мать, Мария Кармен, работала парикмахером и была не в восторге от футбола, но поддерживала сына, как могла. Зачастую Икер возвращался домой в грязной, а то и вовсе разорванной чуть ли не в клочья одежде. Порой мать приходила в отчаяние, когда сын приносил ей груды тряпья, в которые превратились еще совсем недавно приобретенные брюки или рубашки, но потом все равно стирала и зашивала их, вновь отдавая на растерзание своему неугомонному отпрыску.
«Ребенком я не смотрел футбол так часто, как сейчас это делают дети. Тогда по телевизору показывали гораздо меньше матчей, а теперь кажется, что каждый день транслируют какую-либо игру. Зато я посещал некоторые поединки «Реал Мадрида» на стадионе, и «Бернабеу» произвел на меня просто неизгладимое впечатление. К сожалению, добираться туда было непросто: метро, автобус, а потом еще и пешком надо идти, поэтому я не мог ходить туда часто. Когда я уже добирался до стадиона, то чаще всего смотрел игру с самого верха, с третьего яруса, оттуда, где зрители обычно стоят. Иногда получалось спускаться ниже, поближе к полю. В детстве хочется разглядеть игроков получше, это были великие звезды: Давор Шукер, Иван Саморано.
Но главными героями моего детства были вратари: Буйо, Канисарес, Шмейхель. Голкиперы – это немного другие люди, но я не думаю, что мы особенные или какие-то сумасшедшие. Меня интересовало все, что связано с футболом, но особенно вратари».
Когда Икеру было 8 лет, неподалеку от его дома производился набор детей в футбольную школу «Мадрида». Соседи сказали мальчику: «Эй, ты ведь неплохой голкипер, почему бы не попытаться?» Отец отвел его, там был день открытых дверей, и на талантливого ребенка обратили внимание, но в силу малого возраста посоветовали придти еще раз через некоторое время. Пять месяцев спустя Касильяс был принят в детскую школу «Мадрида».
«Я знакомился с новыми детьми, общался с людьми, которых никогда раньше не видел. Новые условия зачастую доставляют тебе неудобства, они вынуждают тебя быстро взрослеть и меняться. Мне приходилось учиться вещам, о которых я даже и подумать не мог. Например, нам приходилось принимать душ вместе. Наверное, это выглядит глупо, но раньше мне никогда не приходилось принимать душ с другими детьми и раздеваться на публике. Я всегда мылся дома. А тут… Снимать одежду перед всеми? Мне было ужасно неловко».
12 января 1991 года состоялся дебютный матч Касильяса за мадридский «Реал», -теперешний капитан «бланкос» провел свой первый поединок за кантеру клуба на старом стадионе базы «Сьюдад Депортива». Талант мальчика был замечен многими, в том числе и начинающим детским тренером Висенте дель Боске, который долгие годы помогал юному голкиперу, и в 1997 году способствовал его вызову на матч главной команды. Это был поединок Лиги Чемпионов против норвежского «Русенборга». Тогдашний наставник «Мадрида», Юпп Хейнкесс, был обеспокоен травмами голкиперов Иллгнера и Контрераса, и принял решение пополнить запас 16-летним Касильясом. Новость застала Икера на тренировочной базе, обрадованный он быстро собрал свои вещи и присоединился к главной команде. На всем протяжении поездки он имел возможность общаться со своими кумирами, а в Тронхейме – гулять по улице вместе с самим Канисаресом. Это случилось 25 ноября 1997 года.
Прошло два года. Бодо Иллгнер обнаглел и, бастуя, требовал повышения зарплаты, вследствие чего ворота клуба защищал Альбано Бисарри, игра которого была весьма далека от идеальной. «Может, попробуем Икера? Я его давно знаю, он не подведет», - спросил как-то Дель Боске у Тошака. Тот согласился, и вскоре состоялся дебют Касильяса за главную команду «Мадрида». По иронии судьбы это был матч против баскского «Атлетика», в Бильбао, на разбушевавшемся стадионе «Сан-Мамес». И голкипер не подвел. Вскоре Икер провел свой первый поединок против «Барселоны» на «Камп Ноу», и всем стало понятно, что отныне ворота «бланкос» должен защищать только он. Иллгнер тут же перестал бастовать, но Дель Боске, сменивший Тошака, уже сделал свой выбор в пользу талантливого испанца.
В мае 2000 года Касильяс вместе с «Мадридом» выиграл Лигу Чемпионов, за несколько дней до своего 19-летия, став, таким образом, самым молодым вратарем, выигрывавшим этот почетный трофей. Летом того же года новый президент клуба, Флорентино Перес, затеял грандиозную трансферную кампанию, и сумел приобрести у «Барселоны» одного из ее лидеров – Луиша Фигу. Эта сделка подлила масла в огонь и без того напряженных отношений между заклятыми врагами. По некоторым сведениям каталонский клуб, нуждавшийся в то время в надежном голкипере, решил дать «Мадриду» достойный ответ: переманить на свою сторону Касильяса. Несколько раз к Икеру наведывались агенты «сине-гранатовых», предлагая ему выгодные контракты, но воспитанник «бланкос» был непреклонен: «Я вырос в «Мадриде», это мой родной клуб, и уйти в «Барселону», означало бы для меня предать всех тех людей, которые сделали меня футболистом». Интересен тот факт, что родной брат Икера, который также носит баскское имя, Унаи, является страстным поклонником именно «Барселоны», но в футбол играет только виртуально и делает немалые успехи. Семейных ссор по этому поводу у братьев никогда не возникало, они оба спокойно и уважительно относятся к выбору друг друга, но очевидно, что класико никогда не проходит незамеченным в доме Касильясов.
В начале 2002 года у Икера произошел небольшой спад в игре, и Дель Боске предпочитал ставить на ворота Сесара Санчеса. Кантерано был раздосадован данным обстоятельствам, но понимал: чтобы вернуть доверие к себе, нужен особый случай. И такая возможность представилась ему в финале Лиги Чемпионов в Глазго, ярчайшем поединке, который сам Касильяс впоследствии назвал одним из важнейших в своей жизни. За 20 минут до финального свистка Сесар получил травму и не мог продолжать встречу, это был шанс для Икера. Абсолютно неожиданный.
«Началась паника. «Есть ножницы? Обрежьте рукава, быстрее!». Я всегда играл с короткими рукавами, и, чем больше играл, тем важнее это было для меня. Это не суеверие, а привычка: с короткими рукавами намного удобнее, я так привык, и буду делать всегда, и пусть не говорят, что я тогда много суетился, просто я не собирался выходить на поле и поэтому не позаботился о своей форме заранее, тем более, в Глазго было жутко холодно. Что мне было, сидеть на скамейке запасных и мерзнуть в футболке с короткими рукавами?
Когда Сесар получил травму, я сразу же бросился искать ножницы, но безуспешно. Тогда я просто оторвал рукава, быстро схватил перчатки и обмотал лентой запястья. У любого вратаря приготовления к матчу проходят намного дольше, чем у полевых игроков. Я очень спешил, поэтому вышел на поле в немного, скажем так, необычном виде, который потом обсуждался в прессе, особенно мои рукава, с тех пор многие спрашивали меня об этом. Да, я мог бы обрезать рукава заранее и сидеть в тренировочном костюме, но я был уверен в том, что мне не придется играть, ведь вратари не так уж часто получают серьезные травмы, тем более, в финале Лиги Чемпионов. В тот раз футбол преподал мне хороший урок, и теперь я обрезаю рукава перед каждым матчем, и ножницы искать больше нет необходимости».
Это были эпические минуты. Икер совершил, по крайней мере, три блестящих сейва, обрушив на себя гнев фанатов «Байера» и восхищение всего остального мира. Особенно классно Касильяс сыграл в моментах с ударами Бербатова и Бастюрка, отразив мячи в падении ногами. После финального свистка он заплакал, это были слезы злости, радости и облегчения: теперь все беды были позади, а впереди оставалось празднование завоевания почетного трофея. Позже его назовут одним из «Героев Глазго».
Икер Касильяс – мечта болельщика любой команды, человек, способный сон превратить в реальность. Фанаты сборной Испании грезили успехами «Красной фурии» долгие годы, переживая систематические падения своих любимцев. Фатальное невезение соседствовало с судейским произволом, и когда надежд уже почти не осталось, на первый план вышел он. Конечно, Касильяс был не один, но его фигура стала одной из ключевых в достижении успехов сборной. По ночам испанским болельщикам снились кубки и чемпионские титулы, а днем они открывали глаза и видели, как Икер отражает несколько пенальти в матче с Италией, потом блестяще играет в финале с Германией, и вот уже долгожданный Кубок Европы у него в руках. Проходит всего два года, и не очень-то убедительная игра «Красной фурии» на ЧМ в Африке не становится помехой, ведь ее ворота снова защищает он. Человек, способный пропустить нелепый мяч в безобидной ситуации и отразить пенальти в ключевом эпизоде всего турнира или совершить несколько невероятных сейвов в финальном матче. Кубок Мира в руках капитана сборной Испании… Сон? Конечно. Но это сон, ставший реальностью благодаря его феноменальной реакции и цепким рукам в поношенных перчатках.
Конечно, можно не любить Касильяса, но не уважать его как-то глупо, ведь человек, достигший таких высот к 30-ти годам, безусловно, заслуживает уважения. А болельщикам «Мадрида» хочется пожелать побольше красивых ярких снов о футбольных трофеях. Ведь однажды они могут проснуться и увидеть, что их мечта уже находится в руках Икера, этого неутомимого ловца, как это случилось совсем недавно с Кубком Короля. ¡Feliz cumpleaños, San Iker!
При написании статьи использовались материалы realmadrid.com, Marca, AS, El Mundo, автобиография Икера Касильяса, «A beautiful game» by Tom Watt, real-madrid.ru
У меня аж слёзы навернулись пока читала.
Я помню его неотесанным 18летним мальчишкой.. а теперь передо мной настоящий мужчина. Хоть и осталось в нем что-то от того прежнего, он всё так же скромен и очень сильно переживает неудачи.
Большое спасибо Икеру за то, что влюбил меня в футбол и научил быть преданной одной команде.
iHala Madrid! iFeliz cumpleaños Iker!
После ЧМ 2010 он был достоин как минимум попасть в тройку претендентов на золотой мяч