Дизайнер Миодраг
Со дня на день, или с минуты на минуту, должно состояться назначение Миодрага Божовича на роль тренера "Ростова". Все к тому идет. Для Миодрага, если назначение состоится, это будет уже четвертый клуб, который он возглавит в России. То есть получается, что в России у Миодрага с каждым новым годом – новый клуб! Полна различных красок карьера черногорского графа.
До приезда в Россию Миодраг работал со многими командами, хотя тренеру всего около 40 лет. И менял эти команды Миодраг с такой же регулярностью, как люди меняют перчатки. Перчатки люди, как правило, меняют каждый новый сезон. И причин на это множество: меняется мода, старые потерялись, просто прохудились. Клубы Миодраг менял тоже по разным причинам: где-то не получалось, где-то перерастал уровень команды. Многие люди в смене Миодрагом клубов не увидят ничего хорошего. Не увидят, а может и добавят, что стабильность - признак мастерства. Я же не вижу в этой смене клубов ничего плохого, также как и в смене перчаток. А лишь замечу, что, наверное, Миодраг Божович тренер-дизайнер.
Многие люди и сейчас вспоминают то, что в "Амкар" Миодраг пришел на «готовое». Безусловно, так оно и есть. Но ко всему прочему он и улучшил картину. Это, знаете ли, как при постройке дома бывает. Там как? Самый главный процесс - закладка фундамента и возведение здания. А все остальные детали - это уже нюансы, в сравнении с фундаментом. И по времени, кстати, все совпадает - на нюансы времени тратить приходится куда как меньше. Один из таких нюансов - интерьер. Большой нюанс, между прочим. Так вот никакого интерьера, естественно, не может быть без фундамента и без последующего на нем здания. И вот в "Амкаре" Миодраг занимался интерьером - он все правильно расставил, ничего не стал нигде ломать, но новую идею вместе с тем внес. Внес, ничего не ломая. Получилась красотища, одним словом. Жителей, то есть болельщиков и зрителей, все устроило - уютно и со вкусом.
После "Амкара" Миодраг возглавил "Москву". И самое главное, что ему там удалось - это создание блестящей атмосферы. Это опять же интерьер, если переводить на "домашний, строительный" язык. Игру в "Москве" ставили Леонид Слуцкий и Олег Блохин. Ставили поочередно. Они строили, а Миодраг выступал в роли дизайнера. И у каждого получалось неплохо. Кстати, я не исключаю того, что у Миодрага получилось не плохо и вследствие того, что предыдущим тренером был Олег Блохин. Не секрет ведь, что многие Олега Блохина недолюбливали. И вот эта "недолюбовь" могла помочь черногорскому графу в своей работе. Как? Знаете, в такой ситуации, после ухода "не любимого" тренера игроки готовы раскрываться заново, кто бы ни был новым наставником. А тут пришел дизайнер к тому же!
После «Москвы» у Миодрага было, пожалуй, самое сложное испытание – работа в московском «Динамо». Тут нужно было быть строителем. Нужно было выстраивать игру. В начале 2010 года она у «бело-голубых» не получалась. Не получилось в последствии и у Божовича все это дело наладить. А вместе с ним не получилось создать и ту атмосферу в коллективе, какая была у него в пермском «Амкаре» или в «Москве». Нет фундамента – интерьер никому и нигде не нужен. А фундамента, в отличии от «Москвы», в меньшей степени, и от «Амкара», у «Динамо» в сезоне 2010 года не было. А в 2011 году постройка Миодрагу тоже не удалась. Нужно было не только не сломать, а нужно было уже строить, главным-то образом. Как и в 2010, к слову.
Самое интересное сейчас – получится ли у Миодрага выстроить игру в Ростове? Работы там непочатый край – игры у команды в этом году нет. Нет игрового фундамента. Я именно про игровой, не про физический. К интерьеру переходить рано. Для Миодрага Божовича сейчас наступает серьезное испытание – нужно «рисовать» игровой рисунок, строить игру. Сейчас мы узнаем, что было в «Динамо» - осечка или закономерность?
Перед назначением Миодрага в «Динамо» я сказал друзьям, что у него там, скорее всего, получится. Миодраг даст результат. Сейчас, если меня кто-нибудь спросит про это назначение графа, я скажу, что мне, в первую очередь, это интересно. Мне жуть как интересно!