Легенды сборной Англии: Катберт Оттауэй
Блестящий и многогранный атлет, Катберт Оттауэй был первым капитаном в истории сборной Англии.
Господь наградил его множеством спортивных (и не только) талантов, и Катберт сумел раскрыть и реализовать их, несмотря на свою короткую жизнь. Он вспыхнул и пролетел над Островами ярчайшей кометой, навсегда угаснув в 27 лет.
Родился Оттауэй в городке под названием Довер, в графстве Кент, что на юго-востоке Англии. Он был единственным ребенком в семье хирурга и бывшего мэра города Джеймса Оттауэя и его жены Джейн. Проживали они тогда на 5-й Хаммонд Плэйс, имея в своем распоряжении пять слуг. Когда Катберту исполнилось 10, семья перебралась на 7-ю Кэмден Кресент, а его отец к тому времени стал представителем Королевского хирургического колледжа.
Начал свое образование Катберт в Итоне в 1863-м, став королевским стипендиатом, а через шесть лет перебрался в элитный колледж Оксфордского университета Брэйснос. Там-то Оттауэй и начал проявлять великолепную разносторонность, показывая выдающиеся спортивные результаты, сравнимые разве что с его современником Альфредом Литтлтоном, заявившим о себе несколько позже.
По достижении 20-ти лет Катберт с семьей переезжает в резиденцию Бриджей, в Мэрилбон, в самый центр Лондона. Глава дома, Джон Бридж, приходился родным братом матери Катберта Джейн.
В период 1870-1874 Катберт Оттауэй был просто неудержим. Феноменальный выпускник Оксфорда, он представлял свой университет помимо футбола еще в четырех спортивных дисциплинах: большом теннисе, бадминтоне, легкой атлетике и крикете, в котором его успехи и слава едва ли не перекрыли футбольные заслуги.
Именно во время престижного крикетного тура по Северной Америке в 1872, Катберт познакомился с 15-летней канадской красавицей мисс Марион Стинтсон, которая через пять лет станет его женой.
Одни из самых больших спортивных высот покорились Оттауэю в футболе. На заре 70-х, когда ФА набирала популярность, Катберту довелось выступать за разные клубы.
10 февраля он сыграл одну из главных ролей в первой официальной встрече «Оксфорда», сумев отличиться в матче против «Рэдли Колледж». Помимо этого он засветился и в первом Кубке Англии. Любопытно, что Оттауэй был заявлен сразу за две(!) команды – «Марлоу» и «Кристал Пэлэс». Поскольку правила не позволяли играть за два клуба на одном турнире, то можно предположить, что Катберт просто не был «заигран» в единственном матче «Марлоу», которые вылетели в первом же раунде. А вот «Пэлэс» добрался до полуфинала не без помощи одного из лучших спортсменов страны.
А в 1872-м, когда наконец созрела идея проведения первого международного матча, 22-летнего Оттауэя отобрали в первый призыв сборной Англии. Как известно, выбор футболистов производил Чарльз Олкок, капитаном сборной тоже должен был стать он. Но, на момент первой игры с шотландцами Олкок был травмирован. Поэтому судьбоносным решением капитаном стал Катберт Оттауэй. Точные обстоятельства этого назначения до сих пор скрыты в глубине веков. Упоминается лишь, что решение это было единодушным, за отсутствием более достойных кандидатов. Та игра, как известно, закончилась нулевой ничьей. В столкновении «английского индивидуализма» и «шотландской командности» победитель выявлен не был.
Спустя несколько месяцев, в ответной "лондонской" встрече в марте 1873-го, первый капитан сборной принять участие не смог. По всей видимости, был занят подготовкой к финалу Кубка Англии против «Ройял Инжиниерс». Матч сборных состоялся за неделю до этих событий и верх в нем одержали англичане.
1874-й выдался для Оттауэя очень даже удачным. Во-первых, он стал обладателем Кубка Англии в составе "Оксфорда", а во-вторых, сыграл за сборную свой второй матч и снова в качестве капитана. Правда "львы" тогда впервые уступили.
На поле нападающий выделялся мастерским владением мяча, отличной техникой и игровым интеллектом.
Наверное, от Катберта в сборной можно было ожидать большего, но здесь, как нам кажется, сыграла роль его отличительная человеческая черта. Аристократические нотки и снобизм Катберта, распространенный тогда среди представителей его класса, вряд ли способствовали созданию идеальной внутрикомандной атмосферы. Как позже рассказывал Сэр Джон Чарльз Клегг (будущий президент ФА и участник первого матча с Шотландией) - ни один из игравших тогда в сборной Англии южных любителей никогда бы не рискнул заговорить или обратиться к Оттауэю. Соответственно, трудно предположить, что и сам молодой Катберт рвался пообщаться с партнерами. Что сказать - это был не Оксфорд!
Тогда Катберту было всего 23, и вероятно с возрастом он стал бы легендарнейшим футболистом, прежде всего для сборной. Но этому не суждено было осуществиться. Оттауэй вполне мог принять участие и в очередной игре за национальную команду в 1875-м. Мог, не играй он тогда за "Олд Итонианс" в Кубке Англии, пренебречь которым Катберт не мог. Перебрался Оттауэй в Итон за год до этого. В этой команде тогда собралось множество игроков высокого уровня, чему содействовал знаменитый Артур Киннэйрд, основавший клуб еще в середине 1860-х.
По прошествии недели, после четвертой встречи с шотландцами, завершившейся результативной ничьей (2-2), Оттауэй выступал в финале Кубка за «Олд Итонианс». На 37-й минуте первый капитан сборной получил болезненный удар по лодыжке, и вынужденно покинул поле. Игра завершилась ничьей (1-1). Через три дня должна была состояться переигровка – Оттауэй восстановиться не сумел.
Хотя нигде точно не указывается характер злополучной травмы, после 1875-го следы Катберта Оттауэя в большом футболе теряются.
«Завязав» с футболом, Оттауэй, получивший блестящее образование адвоката и ученую степень, с успехом занялся юридической практикой. При этом, он продолжал поигрывать в крикет, в 1877-м став участником очередного турне по Северной Америке.
2 апреля 1878-го Катберт Джон Оттауэй неожиданно скончался. Точная причина смерти до сих пор не известна. Катберт простудился на одной из ночных танцевальных вечеринок и не смог оправиться от полученного осложнения. Вполне возможно, что летальному исходу способствовали потомственный диабет и ранее перенесенная легкая форма туберкулеза.
Он умер на руках у беременной супруги. Дочь Лилиан родилась через несколько месяцев после его смерти.
Прах Катберта покоится на старом Паддингтонском кладбище.
Остается какая-то недосказанность. Катберт Оттауэй действительно неповторим. Он дважды стал капитаном национальной сборной, что в те времена являлось случаем исключительным. Больше того – он стал первым капитаном "трех львов". Кажется, будто все, что он делал, давалось ему неимоверно легко.
Оттауэй за свою короткую жизнь принял участие в огромном количестве спортивных состязаний в разных видах спорта, неизменно преуспевая везде. Думается, что после 1875-го Оттауэй просто потерял интерес к футболу, выиграв на тот момент все, что только было можно.
Стоит отметить, что играл он, будучи "любителем", не зарабатывая денег, а напротив - расходуя собственные. И это давало ему возможность защищать честь своей страны, своего города, своего университета. Современным футболистам, вероятно, стоит иногда вспоминать этого человека.
Он был баловнем судьбы. Стремительный взлет… а болезненного падения провидение не допустило.
Воистину, тот, кого любит Бог, умирает молодым...
edfootball.com и englandteam.ru
И если даже так посмотреть на остальных, разве что только Клегг мог стать капитаном. Но тот был северянином, и это все объясняло.