3 мин.

Способности: 100

Я не знаю, что будет дальше. В каком-то смысле, наверное, мне уже не очень интересно, что будет дальше – этот сезон ясен, определен; »Барселона», наверное, еще может каким-то образом проиграть в финале Лиги Чемпионов – но если это и случится, то по пенальти, из-за судьи, рикошета, воздушного шарика, гола Бебе. Победа же будет закономерной – неприятно, тяжеловесно закономерной, словно гравитация или техасское правосудие.

Столь же закономерно то, что сегодняшняя победа останется в памяти на счету Месси, как бы хорошо не играл Пепе в первом тайме и как бы плохо не играл «Реал» без него. Пепе – характерный персонаж, ожививший сюжет ровно настолько, чтобы не забрать слишком много внимания на себя. Еще более характерный персонаж Моуринью также был предусмотрительно удален – а дальше все было скорее гениально, чем интересно.

Игорь Порошин сегодня по совсем другому поводу высказался так: »У парня есть некоторые проблемы, что называется, с харизмой. Совершенство вообще никогда не харизматично». Вряд ли к кому-то эти слова подходят больше, чем к Месси – человеку, которому достаточно скромно улыбаться и никогда ничего не говорить. Совершенный футболист и «звезда в качестве посла чего-то благотворительного» – вот те два публичных амплуа, которых для Лионеля совершенно достаточно. Остальное будет лишним; какие-то мелкие недостатки вызовут лишь желание протереть мраморный пьедестал и сделать вид, что на солнце не бывает пятен. Наступил на кого-то, красиво упал, попросил пенальти – ну все уже, хватит делать вид, что на дворе 56-й или хотя бы 86-й год, сейчас просто все играют так, это даже не зависит уже от каких-то там человеческих качеств.

А его игровое совершенство раскрывается у нас на глазах; El Pais исследует статистику – согласно их наблюдениям, с каждым годом Месси все больше определяет игру «Барселоны», и роль тренера в данном случае – подобрать партнеров такого уровня и способностей, чтобы они создали ему самые комфортные условия для существования. Команды, вращающиеся вокруг одного игрока, в истории встречались неоднократно; чтобы они могли достигать подобного уровня, класс этого игрока (и класс тех самых партнеров, которые могут его обеспечить возможостями) должен быть запредельно высоким.

У меня есть странное ощущение, что Месси – игрок именно цифровой эры, эры разнообразных футбольных симуляторов, онлайн-игр, фэнтези-турниров. Он безупречен с точки зрения статистики, с точки зрения параметров и возможностей. Да что там мое ощущение – сам Арсен Венгер сравнивал Месси с чем-то из PlayStation, где, как кажется, только и может существовать умение перемещаться с такой скоростью, не теряя мяча и хладнокровия. Таких игроков не бывает – любители побеждать изготавливают их самостоятельно, выставляя все важные способности и умения на 100 из 100.

«Барселона», конечно, в каком-то смысле действительно изготовила Месси; и эта история того, как из талантливого мальчика, рискующего стать карликом, прозорливые руководители и современная медицина сделали лучшего футболиста мира, столь же прекрасна, сколь и неправдоподобна. Ее как-то даже странно экранизировать – она искусственна, прямолинейна и нарочита настолько, что не годится даже для фильма «Goal! 4».

Впрочем, придираться к Месси – даже хуже, чем придираться к группе Radiohead; да, это в каком-то смысле еще рок, но в целом – настолько мэйнстрим, настолько признанная и очевидная величина, что все несогласия с оттенками вкуса начинают выглядеть каким-то подростковым нигилизмом. У меня существуют определенные эстетические упреки к «Барселоне», но, как нелетающий самолет хуже некрасивого, так и здесь: пока кто-то не поймет, как побеждать «Барселону» и сдерживать Месси, претензии остаются лишь бурчанием и придирками. Ныне общепринятый способ прыгать в высоту тоже когда-то, наверное, вызывал эстетические и прочие сомнения (в конце концов, забор в деревне спиной вперед не перепрыгнешь); но, в общем-то,  ничего лучше так в итоге и не придумали.

Вся дальнейшая история клубного футбола – и это не громкие слова, а практически уже очевидная вещь – будет связана с двумя вопросами: »Как повторить «Барселону»» и «Как превзойти «Барселону»? И я вполне допускаю, что первое еще долгие десятилетия будет невозможным, а со вторым справится лишь время – но Месси, если кто-то вдруг забыл, только 23 года.