13 мин.

Все говорят, что русский футбол жив. Но это не так

Никита Константинов - о русском футболе после чемпионата мира.

Чемпионат мира - это хорошо. Когда он домашний - просто великолепно. Целый месяц мы жили в стране, где о футболе говорили чаще, чем о политической ситуации на Украине, конфликте в Сирии и предстоящей встрече Путина с Трампом. Гуляли по Никольской, пили пиво на стадионе, тусили с приезжими фанатами и просто наслаждались жизнью. Но рано или поздно любой праздник заканчивается, и гости уезжают домой. На смену приятному веселью приходят менее приятные будни.

Нет, я не буду писать про пенсионную реформу, цены на бензин и прочее говно, которое творилось в нашей стране еще до чемпионата мира. Я про футбол - наш футбол. С середины июня до середины июля нам старательно втирали, что Россия - футбольная страна. Так говорил Артем Дзюба на встрече с болельщиками после матча с Хорватией, так говорил Джанни Инфантино перед финалом чемпионата мира в Большом Театре, а Юрий Дудь в своем инстаграме и вовсе совершил камин-аут, написав, что «футбик жив». Но это не так.

Ниже - несколько доказательств того, что русский футбол по-прежнему плох и его нужно лечить.

ПФЛ на грани расформирования

Для тех, кто никогда не смотрел российский футбол ниже премьер-лиги, поясню. ПФЛ - третий по уровню дивизион в нашем футболе и последняя профессиональная лига в его системе. Выше только ФНЛ и премьерка, ниже - региональные лиги и областные первенства. Тем не менее, его по привычке называют вторым дивизионом, как было до 2013 года.

В сезоне 18/19 участие в ПФЛ примут 58 команд. В прошлом году лига насчитывала 64 команды, а пять лет назад и вовсе - 72. Большинство команд существуют за счет дотаций из местных бюджетов и лишь малая часть - за счет частных спонсоров и инвесторов. Из-за того, что профессиональные клубы находятся на региональном обеспечении, сокращается финансирование таких бюджетных учреждений, как детские сады, школы и больницы. Что важнее, образование, здоровье или футбольный клуб - каждый правитель решает сам. Но глядя на нашу медицину, создается ощущение, что преимущество на стороне футбола. Так быть не должно.

Если однажды примут закон, запрещающий спонсировать профессиональный спорт из областных или краевых бюджетов - может быть что-то и поменяется. Но это не точно.

 

Дрозденко и Тосно

Второй дивизион делится на пять зон - Запад, Центр, Юг, Урал-Поволжье и Восток. Так как понятие «зона» в контексте российского футбола звучит не совсем прилично, заменю его хоккейным «конференция». Состав каждой конференции определяется географическим  положением региона, где прописана команда. Самые населенные конференции в Центре и на Юге - по 14 команд, самая малочисленная на Востоке - всего 6 команд. 

Даже не разбирающийся в футболе человек, скажет, что это очень мало. Достаточно посмотреть на количество матчей, которые клубы проводят один за сезон. 

Запад - 24 матча

Центр - 26 матчей

Юг - 26 матчей

Урал-Поволжье - 20 матчей

Восток - чемпионат проводится в четыре круга - 20 матчей.

Есть еще кубок России, но как правило, клубы ПФЛ преодолевают не больше двух-трех стадий, а это всего два-три дополнительных матча. Не разгуляешься.

Для того, что бы войти в состав ПФЛ и получить статус профессионального клуба, достаточно подать заявку в РФС и пройти процедуру лицензирования - для ПФЛ она весьма посредственная. Часто инспектирующие органы закрывают глаза на нарушения, связанные с организацией и проведением матчей, поскольку каждая команда в лиге на вес золота и не допустить периферийный клуб к участию в турнире из-за плохого газона или недостаточного количества мест на стадионе - слишком жирно. Игроки как-нибудь потерпят, а болельщики все-равно не ходят. 

С сезона 11/12, когда наш футбол был переведен на систему осень-весна, перерыв между двумя частями одного чемпионата стал гораздо больше, чем перерыв  между двумя разными чемпионатами. В ПФЛ эта разница просто огромна. Второго дивизион берет старт в середине июля, в конце октября уходит на каникулы, а возобновляется только в апреле. Без футбола клубы остаются целых пять месяцев, а с учетом июня - все шесть. Полгода профессиональные игроки находятся в режиме межсезонья, получают зарплату (хотя в ПФЛ ее часто не платят) и играют товарняки. Интересно, о чем думали наши футбольные чиновники, когда переводили чемпионат на новую систему? И если все-таки думали, то чем?  

 

футбол в России

Валерий Газзаев в своей программе по реформированию российского футбола предложил лишить второй дивизион профессионального статуса и заменить его полупрофессиональной лигой, где статус каждого конкретного клуба будет определяться на усмотрение его владельца. Пока этого не произошло, но может произойти уже совсем скоро. С реформой Газзаева можно не соглашаться, спорить и дополнять, но одно можно сказать точно - сейчас он как никогда близок к реализации своей идеи. Второй дивизион мертв и это пора признать.

В русском футболе отсутствует спортивный принцип - все решают деньги

Объясню на примере «Краснодара». В сезоне 2008, команда, которую на тот момент никто не воспринимал всерьез из-за популярности в краснодарском крае футбольного клуба «Кубань», заняла третье место в первенстве ПФЛ, вслед за астраханским «Волгарем» и «Батайском-2007» из ростовской области. Но уже следующий сезон команда Сергея Галицкого начала в Первом дивизионе (сейчас ФНЛ), так как «Волгарь» и «Батайск» от повышения в классе отказались. Естественно, по финансовым причинам. 

В 2011 году история повторилась. «Сатурн» подал заявление о выходе из состава премьер-лиги, а «Нижний Новгород» и «КАМАЗ» отказались от перехода в высший дивизион. Опять же, из-за финансовых проблем. Сегодня «Краснодар» регулярно участвует в Лиге Европы, имеет лучший стадион и лучшую академию в стране, мечтает попасть в Лигу чемпионов и наверняка задумывается о победе в чемпионате России. Трудно представить, что команда с такими амбициями попала в премьер-лигу, не одержав ни одной победы в дивизионах ниже.

Но пример «Краснодара» староват, возьмем прошедший сезон ФНЛ. Согласно регламенту, из первенства выбывают пять последних команд, но на моей памяти такого не происходило никогда. И если раньше от повышения в классе отказывался только победитель зоны Восток, то теперь перемещения команд из дивизиона в дивизион достигли абсолютного абсурда. Итак, по порядку:

1 - »Тосно» вылетел из премьер-лиги и прекратил существование;

2 - »Амкар» сохранил прописку в премьерке, но прекратил существование. Его место занял «Анжи»;

3 - »Волгарь» продолжит выступление в ПФЛ из-за финансовых проблем. Его место отдали «Армавиру»;

4 - »Арарат» победил в зоне Центр, но перебрался в Армению;

5 - все команды ФНЛ, попавшие в зону вылета, сохранили прописку в турнире. 

Итог всего этого безумия следующий: по спортивному принципу повышение в классе оформили лишь »Чертаново», «Крылья Советов», «Оренбург» и «Енисей». А выбыл только хабаровский СКА. Вы говорите про спортивный принцип?

Стадионы, построенные не к чемпионату мира - это грустно

Ввиду недавних новостей из Волгограда, можно предположить, что речь пойдет о наследии чемпионата мира и тех стадионах, на которых после Англии, Португалии и Испании будут играть футболисты «Ротора», «Мордовии» и «Балтики». Но нет, география российского футбола выходит далеко за пределы городов, принимавших чемпионат мира.  

Если посмотреть на стадионы, где играют команды ФНЛ и ПФЛ, можно подумать, что там проходят съемки документального фильма о советских футболистах, которые недавно вернулись с фронта и теперь пытаются возобновить футбольную карьеру. Территории вокруг стадионов часто не обустроены или отсутствуют вовсе, а подобие беговых дорожек вокруг футбольного поля отдаляет и без того невысокие трибуны от происходящего на поле настолько, что просмотр футбольного матча сопровождается регулярной гимнастикой глаз и профилактикой шейного остеохондроза.

Все разговоры о том, что в России не умеют строить малозатратные футбольные стадионы - лишь оправдание для региональных чиновников, которые не хотят способствовать развитию футбола в своем регионе и ограничиваются дешевым подобием футбольного стадиона, с деревянными трибунами вместо кресел и синтетическим ковром вместо футбольного поля. Например, псковский стадион «СК-747» больше похож на стадион средней образовательной школы, чем на арену профессионального футбольного клуба. И таких примеров много.

Стадион «СК-747» в городе Псков.

стадионы России

Вот стадион в Нижнекамске, где свои матчи проводит местный «Нефтехимик». Беговые дорожки просмотру футбола совсем не мешают, но если однажды вам доведется смотреть футбол за воротами, единственное, что вы сможете разглядеть - это силуэт вратаря. Так как в Нижнекамске я никогда не был, говорить об этом со 100% уверенностью, все же, не стоит. Но по фотографиям, сделанным в том числе сверху, вывод напрашивается сам собой.

 

стадионы России

В качестве примера я всегда привожу Англию, где давно научились строить небольшие стадиончики на 5 тысяч мест, которые идеально вписываются в ландшафт окружающей среды и не нарушают английскую ментальность. Конечно, сравнивать футбол в Англии и России нельзя. Для одних - это культура, для других - заноза в бюджете регионов. Но положительные примеры есть и у нас. Так, упомянутый выше «Краснодар», не потратил на строительство своего стадиона ни копейки бюджетных средств. А относительно недавно в Армавире завершился первый этап реконструкции стадиона «Юность». Теперь он вмещает свыше 5 тысяч зрителей и в будущем сможет вместить еще больше. Если, конечно, не забросят.

Тем не менее, большинство российских стадионов по-прежнему остаются наследием советской эпохи и единственный повод на них ходить - любовь к своему клубу.

ФНЛ и ПФЛ обрастает фарм-клубами

Фарм-клубы в России появились еще в прошлом веке. Основная причина их создания заключается в том, что многие клубы не хотят отпускать молодых игроков в аренду или продавать их в другие команды, а предпочитают лично следить за их прогрессом в системе одного клуба. Кто-то затем попадает в главную команду и борется за место в основном составе, а кто-то переходит в самостоятельный клуб ФНЛ или переезжает в чемпионат попроще.

Вопрос о создании отдельной лиги для дублирующих составов поднимался неоднократно, но каждый раз перспектива такого турнира куда-то исчезает. Тем временем фарм-клубы активно штурмуют ФНЛ и ПФЛ и это настораживает. Фарм-клубы в России не создают конкуренцию самостоятельным клубам, а лишь закрывают дыры, если лига недостаточно укомплектована или имеет нечетное количество команд. Они не претендуют на выход в премьер-лигу и не участвуют в кубке России. Более того, РФС самостоятельно отбирает фарм-клубы для ФНЛ, что бы довести количество участников до двадцати и при этом не навредить рейтингу турнира.

Подобная практика применяется и в более футбольных странах, чем Россия. Например, в Голландии, где второй по уровню дивизион насчитывает сразу четыре фарм-клуба. А это 25% от общего числа участников. Или Германия, региональная лига которой насчитывает также четыре дубля.

Отдельное первенство для фарм-клубов решит следующие проблемы:

1. Команды, лишенные глобальных турнирных задач, не будут мешать тем, для кого выполнение этих самых задач является гарантией дальнейшего существования. 

2. Фарм-клубы не будут зависеть от своих основных команд. Например, если «Спартак» по итогам сезона покинет премьер-лигу, «Спартак-2», независимо от показанного результата, опустится в ПФЛ. 

3. В ФНЛ, в равной степени, как и в ПФЛ, задумаются над вопросом наполнения своих чемпионатов и перестанут приглашать фарм-клубы «Зенита», «Спартака» и «Краснодара». 

Но естественно, этого не произойдет.

Русский футбол не интересен русскому ТВ. Но интернет не вывозит

В апреле я написал пост «Матч ТВ» плевать на русский футбол. Мое недовольство заключалось в том, что канал «Наш спорт», весь сезон транслировавший ФНЛ, вместо показа первого матча «Балтики» на новом стадионе в Калининграде, крутил повтор дневной игры «Енисея» в манеже. Меня это возмутило и побудило задаться вопросом, а для чего вообще существует весь русский футбол ниже премьер-лиги? Ответа я пока не нашел.

наш футбол

Отношение главного спортивного канала страны к русскому футболу напоминает сказку «Морозко», где родной дочери доставалось внимание и забота, а приемная выполняла всю черновую работа по дому. «Матч ТВ», несомненно, покажет все игры РПЛ, но ФНЛ и тем более ПФЛ останутся за кадром, без возможности показать себя на всю страну.

Основная причина - рейтинг. Ни один канал не захочет показывать контент, аудитория которого не будет превышать несколько десятков тысяч человек. В новом сезоне матчи ФНЛ будут транслироваться на сайте лиги, но даже несмотря на заключение контракта с InStat и нового уровня интернет-трансляций, интерес к ФНЛ не сильно возрастет без телевизионного освещения.

Вторая причина частично описывалась выше - это стадионы. Далеко не все российские стадионы подходят для установки трансляционных камер, но даже на самый бедный стадион можно привезти ПТС и показать матч «Муром» - «Коломна» в зоне Запад или «Армавир» - «Спартак-Нальчик» в зоне Юг. Только представьте, с какой ответственностью клубы подойдут к организации матчей, если они будут выбраны для ТВ-показа.

Такая же ситуация и с кубком России. На ТВ кубок начинают показывать только с 1/16 финала, хотя сам турнир берет старт еще в 1/256. Да, мы не Англия, где даже первый раунд кубка вызывает огромный интерес болельщиков, но на ранних стадиях кубка России зачастую случаются противостояния любителей и профессионалов - а это интересно. История «Шахтера» из поселка Пешелань, дошедшего до 1/32 финала, прямое тому доказательство.

Клубы меняют прописку. Стоп, пожалуй - это единственный плюс

Летом 2017-го  «Динамо» из Санкт-Петербурга набрало неплохой ход, и к восьмому туру Футбольной Национальной Лиги клуб делил первую строчку с самарскими «Крыльями Советов». По итогам сезона команда Александра Точилина заняла шестое место, но уступила в главном - в болельщиках. Малая спортивная арена «Петровского» никогда не заполнялась на 100%, однако средняя посещаемость домашних матчей крутилась у отметки в 1000 зрителей. Для клуба, находящегося в тени «Зенита», очень неплохой результат. Предпосылки продолжить соперничество за аудиторию у «Динамо» были, но клуб выбрал другое решение.

Формально, руководство «Зенита» никак не повлияло на решение «Динамо» сменить название и перебраться в Сочи, но слоган «один город - одна команда» так плотно осел в сознании петербуржцев, что любая попытка поставить после него знак вопроса вызывала негодование в головном офисе «Газпрома». В Санкт-Петербурге не нашлось места для «Тосно», теперь не нашлось для «Динамо», наверняка не найдется для «Ленинградца» и «Звезды», которая строит стадион и готовится пополнить ряды ПФЛ уже совсем скоро. Правда, у других команд своего стадиона не было и для «Звезды» это будет большим плюсом.

Но я скажу вот что: новообразованный клуб «Сочи» - это хорошо.

Во-первых, команда будет играть на стадионе чемпионата мира, где совсем недавно Криштиану Роналду забивал со штрафного Давиду де Хеа, а Федор Смолов мазал послематчевый пенальти в четвертьфинале с Хорватией. Правда, первые туры новые сочинцы проведут на стадионе имени Славы Метрвели, но в клубе уверены, что это временные меры. Говорят, «Фишт» не готов к столь резкому переходу от олимпиады и чемпионата мира к ФНЛ, а потому потребуется время, чтобы привести стадион в порядок. Как минимум, понизить качество газона до уровня первой лиги и отучить сочинских таксистов общаться с пассажирами как с людьми. 

Во-вторых, клуб получит аудиторию, которой ему так не хватало в северной столице. Дебютный матч «Сочи» собрал на трибунах 3 тысячи зрителей. Но главная премьера у команды еще впереди.

фк Сочи

Подобная практика использовалась в Америке в 2005 году. Тогда «Сан-Хосе Эртквейкс» был переименован в «Хьюстон Динамо» и перевезен в Хьюстон. Причина - отсутствие своего стадиона.

Во всей этой истории безумно жаль только болельщиков «Динамо». Их лишили возможности болеть за любимый клуб и выделятся на фоне поклонников «Зенита». 

Интересно, что уже через два года в Сан-Хосе был создан новый футбольный клуб, взявший название своего предшественника. Остается надеяться, что через какое то время знак вопроса после известного слогана мы увидим вновь.

В завершении - несколько новостей, попавших в медиапространство нашего футбола после чемпионата мира.

«Урожай» может сняться с ПФЛ. Напомню, клуб стал преемником «Кубани» и заявился во второй дивизион. Сезон в зоне «ЮГ» еще не стартовал;

«Торпедо» обратится в полицию по факту проявления расизма фанатами. Причина - появление в команде темнокожего футболиста  Эрвинг Ботака-Иобома; 

Но Россия - футбольная страна. Да-да, конечно.

Ставьте +, подписывайтесь на блог. Давайте любить эту игру вместе!