11 мин.

Фил Сонсара: «Болельщики должны иметь право голоса»

 В 2007 году возникло сообщество My Football Club, целью которого был сбор средств на покупку реального футбольного клуба и последующее управление этим клубом. В 2008 году планы были успешно реализованы.

Такой вид открывается за гостевой трибуной на стадионе «Эббсфлит Юнайтед» Фото: bbc.co.uk

– Сколько владельцев у вашего клуба?

 

–  Всего у нас 1 400 членов сообщества, часть из них – это местные болельщики, посещающие стадион, но 75% в структуре собственности составляют владельцы, воспользовавшиеся бизнес-моделью My FootballClub Limited.

 

–  Люди, управляющие клубом через интернет, платят определенную сумму ежегодно?

 

– Совершенно верно. Когда мы начали этот проект, стоимость годовой подписки составляла 35 фунтов, и люди, заплатившие эти деньги тогда, по сути дела, создали фонд для покупки футбольного клуба. В итоге таким образом был приобретен ФК «Эббсфлит Юнайтед». Но поскольку взнос платится за членство в сообществе, а управление клубом осуществляется независимо от этого, понадобились люди вроде меня. Будучи членом MyFootball Club, я предложил клубу свои услуги в качестве сотрудника, и теперь являюсь здесь председателем. У нас также есть директор – местная болельщица, тоже член сообщества My Football Club. В общем, в проект вовлечены самые разные люди.

 

– Число членов сообщества растет или сокращается? Например, в связи с кризисом?

 

– У нас как такового кризиса не было. Вначале в сообщество MyFC вошло 35 000 человек. Причин, почему нас собралось так много, было несколько, в частности, многие полагали, что удастся приобрести «Лидс Юнайтед» – очень крупный английский клуб. Но как раз потому, что он большой, надежды на покупку на самом деле было мало. My Football Club был скорее ориентирован на низшие лиги английского профессионального футбола. Хотелось испытать модель, в рамках которой члены нашего сообщества (они живут в основном в Великобритании, но вообще здесь представлены болельщики со всего мира) имели бы право голосовать и влиять на управление футбольным клубом.

И вот месяц назад, например, у нас было голосование по поводу срока продажи абонементов на следующий сезон. Данное решение должно быть ратифицировано членами My Football Club. Мы выносим на голосование несколько вариантов, из которых выбирается лучший.

Совсем скоро мы будем проводить голосование относительно цен на билеты в следующем сезоне. Дела у клуба сейчас идут хорошо – вот только на выходных мы опустились со второго места на четвертое в Южной конференции Blue Square Bet  (это 6-я лига английского футбола). Сейчас нам надо определить цены на абонементы на следующий сезон, но мы пока не знаем, останемся ли в прежней лиге или сможем перейти в Национальную конференцию, на что мы очень надеемся. Тогда мы сможем играть против целого ряда бывших клубов высших лиг.

 

– Много ли членов сообщества MyFC принимают участие в голосованиях по вопросам управления клубом?

 

– Это зависит от вопроса, который обсуждается. На важные вопросы, например, касательно цен, отзываются очень многие, на какие-то более мелкие всего 10-12%.

 

– Могут ли члены сообщества влиять на тренировочный процесс или подбор состава на игру?

 

– Нет, за вопросы, связанные с тактикой, тренировками и т. п., отвечают тренер и его помощники.

 

– Но сначала у болельщиков, кажется, была возможность вмешиваться в эти процессы?

– Точно. Но потом они сами проголосовали за то, чтобы от этого отказаться. Потому что даже я, работая здесь, например, во вторник или четверг, когда идет тренировка, не могу точно знать, кто тренируется хорошо, а кто плохо, кто из футболистов лучше готов. Я вижу игру в субботу – и вижу только, как выглядит команда в целом. Результаты команды в этом сезоне хорошие, и я думаю, это говорит само за себя.

 

– Много ли в клубе штатных сотрудников?

 

–  Тренер работает на полной ставке. А остальные – и тренеры, и врачи, другие сотрудники, все игроки, –  работают еще где-то дополнительно.

 

– А сотрудники вроде вас – по сути, управляющие клубом?

 

– Я стараюсь решать организационные вопросы. У нас есть один штатный сотрудник в офисе, на административной должности, есть человек, отвечающий за поле, и завхоз. Больше сотрудников на полной ставке нет, как видите, штат у нас минимальный. Мы активно пользуемся услугами волонтеров, например, местных болельщиков. Но есть и члены MyFC, помогающие нам.

Наш стадион – «Стоунбридж Роуд» – очень старый, и поддерживать его в надлежащем состоянии стоит довольно больших усилий. В ближайшие годы нам хотелось бы заняться его развитием. Например, сделать так, чтобы стадион использовался не только в дни матчей, но и как место проведения разных общественных мероприятий, праздников и так далее. То есть мы стараемся оптимизировать экономику клуба, но очевидно, что пока основной источник финансирования – это членские взносы MyFC.

 

– А классическое спонсорство приносит клубу деньги?

 

– Да, приносит. Нам удалось повысить доходы от спонсорства, и можно, наверное, сказать, что наши доходы этой категории были намного выше, чем у всех остальных клубов тех двух лиг, где мы играли за последние четыре года.

 

–  Наверное, и сама форма собственности, использование MyFC, привлекали дополнительное внимание публики, так что спонсорам было выгоднее работать с вами?

 

– Да, вы совершенно правы. Кроме того, если мы выйдем в Национальную конференцию, у них появится дополнительный стимул за счет телетрансляций. В этом году мы дошли до 3-го раунда Кубка Англии и проиграли «Уимблдону». Нам не повезло, но все равно, нас вот-вот начнут показывать по телевидению, а это очень выгодно для титульных спонсоров.

 

– Местные бизнесмены вас поддерживают?

 

–  Да, например, одна местная компания заключила с нами в этом сезоне спонсорский контракт на размещение своего логотипа на игровых футболках, на спинах. Нам всегда удается найти фирмы, работающие в регионе, которые готовы поддержать клуб. В прошлом сезоне были люди, которые спонсировали резервную и молодежную команды. Конечно, суммы контрактов всегда разные, но то или иное финансирование мы получаем от них постоянно.

 

–  Вы ищите спонсоров, или они приходят к вам сами?

 

– В данный момент я, еще двое сотрудников и коммерческий директор занимаются поиском спонсоров на следующий сезон. Скорее всего, главный спонсор останется прежним, но мы открыты другим предложениям.

 

– Какие бизнесы проявляют интерес к вашему клубу? Наверное, это должны быть не слишком маленькие, но и не слишком большие фирмы?

 

– Действительно, есть большие компании, заключающие с клубами Премьер-лиги спонсорские контракты на 5-10-20 миллионов фунтов. Мы ориентированы не на таких инвесторов. Если честно, наш спонсорский бюджет, наверное, меньше, чем Роман Абрамович платит Джону Терри в неделю. Но уж если кто-то вроде Абрамовича скажет, что у него есть лишние 100 000 фунтов на спонсорство «Эббсфлит Юнайтед», мы с радостью рассмотрим предложение.

 

– Но на самом деле речь у вас идет скорее о тысячах фунтов?

 

–  Да, порядок сумм такой.

 

– Сколько стоили абонементы в этом сезоне?

 

– В этом сезоне 189 фунтов. Это довольно мало. 9 фунтов за игру. А если покупать в день матча в кассе – билет стоит 11 фунтов. В Премьер-лиге цены начинаются от 30 фунтов и часто составляют 40-45 фунтов за билет.

 

–  Зарабатывает ли клуб на продаже атрибутики?

 

– Прошлым летом мы открыли новый магазин. Он обошелся нам в 6-7 тысяч фунтов, но нам было важно иметь хорошую площадку для коммерческой деятельности, и в этом сезоне мы заработали с помощью нового магазина на 15-20 тысяч больше, чем в прошлом. Наши футболки делает фирма Lotto, и в этом году у нас, как и у некоторых клубов высших лиг, работающих с этой компанией, возникли проблемы, так как Lottoзадерживала поставки. Так что теперь мы ищем новых партнеров. Ведь на самом деле мы потеряли где-то 10 тысяч валового дохода просто потому, что Lotto не прислала нам нужное количество наших футболок.

 

– Сбои, наверное, бывают и у самых крупных поставщиков…

 

– Точно! Мы сотрудничали и с Nike, и с Adidas – в последнее время они работают просто ужасно. Так что теперь мне хотелось бы найти новых партнеров, заключить контракт на два года, чтобы не надо было менять футболки после сезона. Я просто хочу быть уверен, что я смогу купить футболку за 10, продать за 30 и получить прибыль в 20 фунтов, – вот и все.

 

– Многие  клубы Премьер-лиги меняют форму часто для того, чтобы продавать новые комплекты фанатам. Вы поступаете так же?

 

– Нет, вообще у нас нет такого плана, но из-за того что определенное количество болельщиков отвернулось от нас некоторое время назад, мы были вынуждены менять форму практически каждый год. Хоть я и председатель «Эббсфлит Юнайтед», я еще и болельщик «Тоттенхема». У меня есть абонемент, и я регулярно хожу на «Уайт Харт Лейн», а сейчас вот жду не дождусь игры с «Реалом». Так что я прекрасно понимаю, что покупка новой футболки каждый год бьет по карману болельщика. Поэтому и говорю о спонсорском контракте на два года. Идеально было бы ввести третий комплект формы в течение второго года, чтобы два комплекта существовали параллельно, и болельщик сам выбирал бы, покупать или нет новую футболку. Не думаю, что нашим фанатам понравилось бы покупать новые футболки на каждый сезон. Может, для МЮ и других крупных клубов это нормально, но не для фанатов «Эббсфлит Юнайтед».

 

– А сколько у вас сейчас активных фанатов?

 

– Регулярно на игры ходит примерно тысяча человек. Точно не знаю, сколько из них при этом являются членами MyFC – может быть, только 50-100 человек. А всего в мире наше сообщество насчитывает 1 400 членов. Можете сравнить, например, с «Уимблдоном», которым тоже владеют фанаты, и их количество составляет примерно 2 500.

 

– Ваш клуб такой же профессиональный, как любой другой – со своей академией, администрацией…

 

 – Да-да, у нас есть двухлетняя футбольная академия, и мы собираемся ввести третий год, чтобы оттуда игроки переходили в резервную команду, а затем и в основную. Таким образом, мы работаем на будущее нашего футбольного клуба. «Эббсфлит Юнайтед» конечно не относится к грандам, поэтому ориентирован в первую очередь на местных футболистов, которым, возможно, пока что рано выступать на уровне лиг, но если они будут заниматься футболом, становиться сильнее, быстрее, лучше, то слава богу. А мы будем помогать им в этом.

 

– Много ли тратится на зарплаты игроков, и контролируются ли эти расходы владельцами клуба?

 

– Мы как раз сейчас готовим предварительный бюджет клуба на следующий сезон, который будут анализировать владельцы. Правда, есть вероятность того, что все придется делать заново, потому что сейчас мы, надеюсь, выйдем в Национальную конференцию. Соответственно и доходы вырастут, и расходы можно будет увеличить.

 

– Как вы стали председателем клуба?

 

– В 2007 году я заинтересовался проектом MyFC. 1 августа 2007 года этот проект был претворен в реальность, а я свои 35 фунтов как раз в 2007 году и заплатил. Сначала я просто ходил на игры, просто как болельщик, когда мог, а в 2009 из клуба по разным причинам ушли несколько сотрудников, и я предложил свою помощь. Так как у меня был кое-какой опыт работы в большом бизнесе (например, я работал в General Electrics), меня спросили, не хочу ли поработать более интенсивно, и так я из менеджера превратился в председателя.

 

– А вы сами местный?

 

– Нет, я живу в 36 милях отсюда, добираться 45 минут, а если не повезет 2-3 часа. Но приезжать надо не каждый день, иногда я работаю из дома.

 

– Насколько вам приходится считаться с болельщиками-владельцами в вопросах оперативного управления?

 

– При всем уважении к болельщикам, футбол – это их страсть, а вот знают ли они досконально все подробности функционирования футбольного клуба? Удивительно, но многие и правда знают, но многие – нет. У кого-то может просто не быть на это времени из-за основной работы. Но ясно одно: болельщики будут с клубом гораздо дольше, чем игроки, тренеры, владельцы, кто бы то ни было еще. Человек становится фанатом в раннем детстве, и в 70 лет по-прежнему продолжает болеть за свой клуб.

 

– Как вы думаете, может такая модель управления оказаться применима и к большим клубам с большей фанатской базой?

 

– Может быть… Сам я придерживаюсь мнения, что болельщики должны иметь веский голос в вопросах управления клубом. Однако бизнес есть бизнес. Хотя есть, например, «Барселона», там все построено на членстве в клубе. Они действительно избирают правление, которое занимается футбольным бизнесом.

Я знаю, что тот же Абрамович – единоличный владелец «Челси». Мне лично, хотя это не моя команда, хотелось бы, чтобы болельщики «Челси» принимали больше участия в том, что происходит с их клубом. Я понимаю, что он купил себе это право, и может им пользоваться. Но 40 000 болельщиков «Челси» каждые выходные приходят на футбол, и по-моему, они тоже должны иметь право голоса в разумном объеме.

 

– Кроме того, если среди владельцев будет больше болельщиков, значит, клуб не останется в беде при финансовых проблемах…

 

– Верно. Что станет с «Челси», если Абрамович уйдет оттуда и займется подготовкой Чемпионата мира в России? Честно говоря, у «Челси» будут проблемы, потому что сегодня деньги этого человека критически важны для выживания клуба.

 

– Что если результаты голосования болельщиков будут идти вразрез с вашим мнением? Возможно, в эмоциональном плане вы их будете понимать, но как менеджер поступили бы иначе. Такое случалось?

 

– Это очень хороший вопрос. Я сам был рядовым членом сообществаMyFC,  и было всего 2-3 голосования, когда я был не согласен с результатами. Нельзя преуменьшать интеллект членов сообщества. Может быть, они не знают некоторых подробностей, у них может быть иная точка зрения, но в итоге я в основном я бываю с ними согласен.

А когда речь идет о серьезных вопросах вроде цен на билеты, мы делимся с ними своими соображениями и рекомендациями. Чаще всего они с нами соглашаются.

Источник:

nfpm.ru/article/414